Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Сборник докладов Седьмых Гоголевских чтений «Н.В. Гоголь и народная культура»

Сборник докладов Седьмых Гоголевских чтений
«Н.В. Гоголь и современная литература»

Дорогие друзья!

Московский мемориальный центр «Дом Н.В. Гоголя» рад приветствовать участников и гостей Седьмых Гоголевских чтений «Н.В. Гоголь и народная культура». Знаковым стало то, что в этом году наша конференция собрала ученых-гоголеведов разных стран в самом центре Москвы, на Красной Площади, в здании Государственного исторического музея, который откликнулся на наше предложение о совместном проведении Чтений. Стиль интерьеров Исторического музея, где сохранились росписи Васнецова, как нельзя более соответствует духу конференции. Здесь все проникнуто русским фольклором и народными традициями. Особенно хочется отметить тот теплый прием, который оказали гостям сотрудники музея, проведя для них экскурсию по всем основным экспозициям.

По традиции в Чтениях приняли участие представители разных отраслей знания: филологи, историки, культурологи, психологи, искусствоведы, музейные и библиотечные работники. Наряду с известными учеными, в конференции участвовали молодые специалисты, которым Гоголевские чтения открывают путь в мир большой науки. Соответственно, увеличился объем нашего сборника и тематический спектр опубликованных в нем докладов.

Традиционными стали и выставки, организуемые «Домом Гоголя» к каждой конференции. В этот раз нами совместно с Государственным Историческим музеем была подготовлена уникальная экспозиция «Гоголевские раритеты из собраний ГИМ и ГУК «Дом Н.В. Гоголя», открытая в рамках культурной программы конференции 31 марта. Можно считать выставку одним из этапов подготовки к 200-летнему юбилею Н.В. Гоголя. Участники Чтений получили редкую возможность увидеть особо ценные экспонаты нашего музея. Среди них – «Песнь Молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице», авторство которой приписывают Н.В. Гоголю, и впервые экспонируемый портрет-мозаика Н.В. Гоголя из сухих листьев и бумаги работы художника Алексеевского. Был издан также буклет по материалам экспозиции, включающий изображения и описания самых интересных реликвий. В организации выставки и издании буклета ЦГБМЦ «Дом Н.В. Гоголя» и Государственный исторический музей выступили как равноправные партнеры. Таким образом, в этом году успешно продолжилось сотрудничество нашего Мемориального центра с музейными организациями. Еще одна добрая традиция Гоголевских чтений – проведение разнообразной культурной программы. Логическим завершением конференции стало посещение ее участниками московских музеев и экскурсионная поездка по Пушкинскому Верхневолжью. Маршрут экскурсии проходил через древние города Тверь, Торжок и Старицу.

За последний год в жизни «Дома Н.В. Гоголя» произошли важные перемены. Наше учреждение полностью утвердило свой полистилистический статус библиотечно-музейного центра. Получили перспективное развитие все направления деятельности: библиотечное, музейное и научно-исследовательское. Хочу подчеркнуть, что признанию библиотеки-музея «Дом Н.В. Гоголя» мы во многом обязаны ученым-гоголеведам – участникам Гоголевских чтений, поддерживающим все наши начинания.

Директор ЦГБМЦ «Дом Н.В. Гоголя» В.П. Викулова

 

I. Седьмые Гоголевские чтения. Открытие конференции

Приветсвие

Шкурко А.И., директор Государственного исторического музея


Приветсвие

Афанасьев М.Д., директор Государственной публичной исторической библиотеки


Приветсвие

Енко Л.Д., директор Государственного музея-заповедника Н.В. Гоголя (Украина, г. Полтава)


Приветсвие

Мищенко В.Д., директор Государственного литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах (Украина).


II. Истоки и источники народности в творчестве Гоголя

Уроки этнографии. Возвращаясь к давним спорам

Барабаш Ю.Я., д.ф.н., профессор, лауреат Государственной премии РСФСР и Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН.

Современное прочтение дискурса «этнографической критики» украинских повестей Н.В. Гоголя (в частности, диcкуссии 50–60-х гг. XIX в. между П. Кулишом и М. Максимовичем) актуализирует некоторые проблемы как собственно гоголеведения, так и шире – истории литературы, эстетики.
В чем же наконец существо «украинства» Гоголя и в чем его особенность

Звиняцковский В.Я., д.ф.н., проректор Украинско-американского гуманитарного института, главный редактор журнала «Русский язык и литература в учебных заведениях».

«Украинство» Гоголя было признано таким авторитетом в этом вопросе, как Тарас Шевченко. Его стихотворение «Гоголю» (декабрь 1844) прочитывается в контексте дискуссии в салоне Ростопчиной. По Шевченко, смех Гоголя – это и есть его «украинство». Сам Гоголь идентифицирует свою смеховую задачу «черта выставить дураком» как специфически украинскую.
«Повесть о капитане Копейкине»: фольклорные источники и смысл

Воропаев В.А., д.ф.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры», член Союза писателей России.

В статье рассматриваются фольклорные источники «Повести о капитане Копейкине». Ее сказовая форма отчетливо проявляется в слиянии народнопоэтического, фольклорного начала с реально-событийным, конкретно-историческим. Народная молва о разбойнике Копейкине, уходящая в глубь народной поэзии, не менее важна для понимания эстетической природы Повести, чем хронологическая закрепленность образа за определенной эпохой – кампанией 1812 года. Смысловое ядро Повести заключено в пословице «Русский человек задним умом крепок». В размышлениях Гоголя о судьбах родного народа, его настоящем и историческом будущем, «задний ум или ум окончательных выводов, которым преимущественно наделен перед другими русский человек», является тем коренным свойством русской природы, которое и отличает русских от других народов. С этим свойством национального ума, который сродни уму народных пословиц, Гоголь связывал высокое предназначение России.
Обретение жанра: Народная песня и «Тарас Бульба» Гоголя

Виноградов В.А., д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, член Союза писателей России

Прослеживается история формирования жанра исторической прозы Гоголя. Рассматривается вопрос о том, какое значение имело для создателя «Тараса Бульбы» обращение к устному народному творчеству – к украинским народным песням-думам. Указывается, какую роль в жанровой эволюции Гоголя сыграло осмысление творческого метода Н.М. Карамзина.
Элементы народного стиха в прозе Гоголя (коломыйковый ритм, рифма и т.д.)

Орлицкий Ю.Б., д.ф.н, главный редактор информационного издания «Вестник гуманитарной науки» (РГГУ)

В статье Ю.Б. Орлицкого подвергаются экспериментальной проверке предположения, высказанные исследователями стиля Н. Гоголя, что в его прозе находят свое отражение элементы народной стиховой культуры: так называемый коломыйковый ритм и рифма. Выборочные подсчеты показывают, что эти элементы действительно можно найти в повестях писателя, особенно ранних, более всего связанных с фольклором.
Трансформация народных и литературных моделей в гоголевской прозе 30-х гг. (Гоголь и лубок)

Страно Дж., профессор русской литературы Факультета иностранных языков и зарубежной литературы Катанского Университета

Народная культура во всех своих выражениях – устных, театральных, изобразительных – сильно влияла на творчество Гоголя. Образцами этой культуры автор пользовался в разных контекстах, с различными функциями и намерениями: то для создания стилевых и композиционных приемов, то в ассоциации-оппозиции с моделями т.н. «высокой литературы», то для развития сюжета и представления характеров. В «Сорочинской ярмарке», например, образ «реки-красавицы», присущий народной песне, противопоставляется описанию самого Псела, сочиненному в ритмической прозе и усыпанному возвышенными словами. В «Вечерах» некоторые «типы» заимствованы из вертепа, к народному поэтическому творчеству отсылают стереотипные «портреты» молодых «красавиц» и лихих, молодецких казаков, лубочные картинки порождают изображение «адских чудовищ». В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» два героя составляют оппозиционную – и, одновременно, «зеркальную» – пару, как лубочные персонажи XVII в.: «Фома и Ерема», «Прохор да Борис»; сама нелепость их поведения как бы «лубочна». В «Носе» пародия на литературную фантастику и ее смешение с бытовым и лубочным материалом создают сложный, уникальный текст.
Народные картинки в творчестве Н.В. Гоголя

Гладилин М.С., ст. научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина «Захарово–Вяземы»

Автор рассматривает роль народных картинок в произведениях Гоголя: «Старосветские помещики», «Портрет» и поэмы «Мертвые души». Особое внимание уделяется образу «птицы» в гоголевской поэме «Мертвые души».
Заклинание и молитва. Об одном из архаических источников поэтики Гоголя

Мильдон В.И., д.ф.н., профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК им. С.А. Герасимова

Этим источником автор считает веру – способность слова управлять миром. Таковы заклинание (обращение к силам зла) и молитва (обращение к силам добра). В художественном таланте Гоголя преобладало заклинание, поэтому во 2 и 3 томах «Мертвых душ» образ Чичикова-праведника не удался, хотя Гоголь надеялся с помощью героя-святого изменить всю Россию.
О мифологическом подтексте и архаических элементах сюжета «Мертвых душ»

Ельницкая Л.М., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа

Гоголь использует в «Мертвых душах» бродячие сюжеты мировой литературы, в частности – о продаже души дьяволу. Нарисованная в произведении картина мира отражает народные средневековые верования, в соответствии с которыми владение земными благами зависит от дьявола и оплачивается дорогой ценой (душой). Архаика сюжета проявляет себя во взаимных переходах мертвого – в живое, реально-бытового – в мифологическое. Столкновение обостренного религиозного пафоса Гоголя с ясным осознанием косной неподвижности жизни рождает смех, который является «единственным положительным героем» в произведениях этого автора.
Литературная и фольклорно-мифологическая традиции в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» как циклообразующие факторы

Сапченко Л.А., д.ф.н., профессор кафедры филологии Ульяновского государственного университета

В гоголевском цикле «вечер» предстает как: а) способ композиционного членения; б) время суток, разделяющее день и ночь: в) пограничная область между реальным и фантастическим, «чистым» и «нечистым», конечным и бесконечным. Поэтику цикла во многом определяют также сквозные образы окна и двери (в особенности окно, распахивающееся вечером). Все эти значения объединены семантикой границы и приоткрывают важнейшие черты гоголевского миросозерцания. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» последовательно соединенные части, традиционно объединенные формой устного рассказа, пронизаны еще и глубинными связями, укорененными в народной мифологии.
Еще об одном возможном источнике гоголевской психо-логики эроса («Вий» и баллада К. Брентано «В чаще тайной, заповедной…»)

Иваницкий А.И., д.ф.н., ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского (ИВГИ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

В статье рассматривается возможный романтический источник «Вия» – баллада Клеменса Брентано «В чаще тайной, заповедной» (1811). Их фабулы соотносятся зеркально. Хома Брут становится объектом любовной атаки ведьмы. С помощью молитв и заклинаний он выходит из-под ее власти, но лишь для мужского торжества над нею. В результате он открывает в старухе красавицу, подпадает под ее чары и убивает под влиянием охватившей страсти. Затем он раскаивается и служит по ней тройную панихиду, ставшую для него роковой. Герой Брентано, юный «пастушок», проходит обратный путь: вымышленную им «святую деву» он страстным воображением последовательно превращает сначала в лесную фею, а затем в ведьму. Если у Брентано духовный и телесный, связанный с почвой, культы женщины противостоят друг другу, то в «Вие» сама предвечная земляная область становится для героя предметом безотчетного одухотворяющего культа, смешанного с влечением и страхом.
Фитонимы в творчестве Н.В. Гоголя (настойка на деревий и грибы с нечуй-витер)

Сокольский И.Н., Деханова О.А., канд. фарм. наук, зав. лабораторией анализа Готовых Лекарственных средств ФГУП ЦХЛС – ВНИХФИ

Статья посвящена значению некоторых фитонимов, упомянутых в повести «Старосветские помещики».
Следы архаической традиции в творчестве Н.В. Гоголя: О магическом потенциале слова

Николаева П.В., аспирант кафедры русской словесности и культурологии Ивановского государственного университета

В статье рассматривается один из аспектов проблемы «Гоголь и слово», а именно – неконвенциональное восприятии слова гоголевскими героями и самим писателем. Тема магического слова анализируется на материале сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий».
Пословицы в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

Изотова Е.В., аспирант факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

«Разноязычные смешения» выступают в гоголевских текстах не только как форма, но и как прием. Так в произведениях, на первый взгляд, лишенных народно-бытового элемента начинают проявляться фольклорные мотивы. В первую очередь, это мотивы, задаваемые пословично-поговорочными текстами и близкими к ним фразеологизмами. Французские пословицы se refaire le nez и vouloir manger le ne de qn, по сути, становятся фабульной основой «Носа» и «Записок сумасшедшего». Пословицы о носах вводят в «Петербургские повести» тему русских лубочных картинок, одним из главных героев которых в первой половине XIX века выступает Наполеон. Тема изгнанного и наказанного правителя получает в «Записках сумасшедшего» дополнительное смысловое расширение.

III. Поэтика Гоголя и народная культура

Телесное и духовное в традиционной народной культуре и в прозе Н.В. Гоголя (Семантика и функции еды)

Анненкова Е.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена

В статье рассматривается семантическое и функциональное разнообразие образов еды в различных произведениях Гоголя. Сопоставление гоголевских текстов с традиционной народной и отчасти христианской культурой позволяет прояснить, какие новые акценты в решение проблемы телесного – духовного вносила русская литература. Развивая фольклорную традицию и одновременно полемизируя с ней, Гоголь выявляет, что изображение еды может означать и избыточную телесность жизни, и ее полноту. Движение авторского сознания от пищи телесной к пище духовной проявлялось в творчестве Гоголя не в отказе от «гастрономических» образов, а в усложнении художественного текста.
Гоголь и городской фольклор

Кривонос В.Ш., д.ф.н., профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного педагогического университета; заведующий кафедрой теории и истории литературы Самарского муниципиального университета Наяновой

В статье изучается актуальная проблема роли городского фольклора в творчестве Гоголя. Поставленная проблема раскрывается на материале «Петербургских повестей». Специальное внимание уделяется анализу наиболее репрезентативных эпизодов с точки зрения избранной темы. Рассматриваются разнообразные проявления принципа достоверности/недостоверности в гоголевской поэтике.
Смена архетипов: к проблеме эволюции фольклорных традиций в поэтике Гоголя

Гольденберг А.Х., к.ф.н., доцент Волгоградского государственного педагогического университета

В статье на основе анализа одной из глав второго тома «Мертвых душ» подвергаются пересмотру устоявшиеся представления об эволюции фольклорных традиций в поэтике писателя. Утверждается тезис о возрастающей роли русского фольклора в позднем творчестве Гоголя.
Гоголевский карточный сюжет и традиции народного театра

Падерина Е.Г., к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, сотрудник группы ПСС Н.В. Гоголя

Структура действия в «Игроках» рассматривается в проекции на традиционные формы народной ярмарочно-театральной культуры. Структурные и стилистические элементы поэтики ярмарочных театральных зрелищ играют чрезвычайно важную роль не только в организации интриги, но и в сюжете комедии.
Использование фольклора в творчестве О.М. Сомова и Н.В. Гоголя

Оливьери Кл., доцент русской литературы на Факультете Иностранных языков Катанского Университета

Статья является попыткой сравнения творчества Сомова (в частности его цикла, посвященного «доброму разбойнику» Гаркуше) и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. У этих двух авторов единый круг знакомых, они читают и пишут в одни и те же журналы, одновременно интересуются схожими темами, трансформируют фольклорное наследие Украины в литературу, их творчество уходит корнями в русско-украинский фольклор и описывает повседневный и праздничный малороссийский быт. Их произведения («Гайдамак», «Русалка», «Оборотень» Сомова; «Сорочинская ярмарка», «Утопленница», «Сташная месть» Гоголя) рассмотрены на лингвистическом, стилистическо-формальном и сюжетном уровне. В итоге, выделяются как существенно близкие черты, так и наиболее значительные отличия.
Мифологема пути в художественном пространстве «Петербургских повестей» Гоголя

Осипова Н.О., д.ф.н., профессор кафедры культурологии Московского Гуманитарного университета

В статье рассматриваются фольклорно-семиотические аспекты мифологии пути в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя, способы их художественного воплощения и роль в структурно-содержательной организации цикла.
Мотив чертовщины в петербургских повестях Н. Гоголя («Невский проспект»)

Николенко О.Н., д.ф.н., профессор кафедры культурологии Московского Гуманитарного университета

В статье рассматривается происхождение, структура и функции мотива чертовщины в повести Н. Гоголя «Невский проспект». Отмечено усиление христианского компонента в мотиве чертовщины в петербургский период творчества писателя. Проанализированы мотивы, обусловленные и связанные с мотивом чертовщины: настоящее – ложное, замены, борьба света и тьмы, духовное испытание, жертва, кровь и др. Установлены функции мотива чертовщины в повести «Невский проспект»: создание образа «мира наоборот», раскрытие духовных трансформаций человека, художественное исследование общества.
Смешное и страшное в произведениях фольклора и в повестях Гоголя

Гордович К.Д., д.ф.н., профессор кафедры книгоиздания и книжной торговли Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Характерное для фольклорных произведений сочетание смешного и страшного встречаем и в раннем творчестве Н.В. Гоголя. Страх преодолевается, побеждается с помощью смеха. В народных сказках и в их литературных переделках (О. Сомова, В. Даля) смешное и страшное встречается в рамках одного текста. Особенность повестей Гоголя в том, что чаще всего у него само страшное становится смешным, а потому уже и не таким страшным.
Мир Гоголя как «заколдованное место»

Ищук-Фадеева Н.И., д.ф.н., профессор кафедры теории литературы Тверского университета

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя на первый взгляд представляют картину двоемирия – анализ обнаруживает единый мир как «заколдованное место». Знаками связи двух миров выступают вещи, шинок, сон и, конечно, герои – дьявольщина не вне, а в самом человеке. Передразнивание, основной принцип этого locus misticus, травестирует мир, созданный по образу и подобию божию, – «заколдованное место», таким образом, проявляет черты божественной травести.
Слухи, толки и сплетни в контексте произведений Гоголя

Высоцкая В.В., старший преподаватель кафедры истории мировой литературы филологического факультета УРАО

Автор рассматривает такие коммуникативные акты, как слухи, толки и сплетни с точки зрения их роли в сюжете прозаических произведений Гоголя. Влияние слухов на сюжет особенно ярко выражено в поэме «Мертвые души», где слух о странной коммерции Чичикова, стремительно распространился среди жителей города N. Это вынудило его прекратить коммерцию и поспешно покинуть город. В повестях Гоголя указанные выше коммуникативные акты также играют определенную роль, хотя и не такую заметную, как в «Мертвых душах».
«Какие со мной чудеса...» (Иван Хлестаков как модификация образа сказочного персонажа)

Патапенко С.Н., театровед, к.ф.н., доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

Гоголевский персонаж Иван Хлестаков рассматривается в соотнесении с фольклорным образом Ивана-дурака. Типологическое родство этих персонажей выявляется через ряд внешних характеристик и на уровне их функциональной роли в развитии сюжетной схемы событий.
Быличка и светский разговор как структурная основа прозаической циклизации: «Вечера на хуторе близ Диканьки» в контексте традиции

Шрага Е.А., аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ

В статье описаны особенности ведения повествования, свойственные светской фантастике первой трети XIX века, с одной стороны, и стилизациям под фольклор – с другой. Их тематическое и структурное сходство заставляет увидеть различия, которые не ограничиваются одной только стилистикой, но делают эти два типа повествования о фантастическом принципиально несовместимыми. Способы и смысл их соединения в цикле Гоголя – предмет данной статьи.
Образ границы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

Прасковьина М.В., аспирант кафедры русской литературы Самарского государственного педагогического университета

Автор статьи рассматривает использование Н.В. Гоголем образа границы на примере его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опираясь на теоретические исследования границы, автор показывает как эти теоретические аспекты находят отражение в творчестве великого писателя. Не только пространственные и временные, но и границы мира людей и мира нечисти, границы при ранжировании персонажей и границы читатель-автор выявляются автором на всех уровнях повестей великого писателя.
Трансформация концепта «ярмарка» в «столичных» повестях Н. Гоголя и М. Булгакова

Шарбенко Т.В., аспирант кафедры зарубежной литературы Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г. Короленка

Предметом исследования в данной статье является трансформация концепта «ярмарка» в сатирических повестях Н. Гоголя «Невский проспект» и М. Булгакова «Собачье сердце». Особое внимание уделяется своеобразию времени и пространства произведений, устойчивым мотивам, образам сюжетным структурам, обусловленных ярмарочной стихией. Показано значение концепта «ярмарка» для воплощения авторских замыслов писателей. Отмечено развитие традиций Н. Гоголя в творчестве М. Булгакова.

IV. Контекст: религия, историософия, искусство, личность

Н.В. Гоголь и Великая польская эмиграция (проблемы изучения)

Михед П.В., к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, главный редактор «Гоголеведческих студий»

В центре внимания автора контакты Гоголя с представителями Великой польской эмиграции. Религиозные искания польских интеллектуалов оказали ощутимое влияние на духовную и творческую эволюцию Гоголя, о чем свидетельствует творчество писателя 1840-х годов.
Пометы Н.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация

Балакшина Ю.В., к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена, редактор издательства «Отчий дом» (Москва)

В статье анализируются пометы, оставленные Гоголем на полях славянской Библии 1820 г. издания. Предположительно, эти пометы были сделаны писателем в середине 1840-х гг., когда он находился за границей. Пометы имеют форму рисунков, записей на полях, подчеркиваний. На полях Библии возникает особого рода диалог, затрагивающий все ключевые для позднего Гоголя темы: жизнь и смерть, слово Божественное и слово человеческое, чистота и молитва, паломничество на Святую Землю и писательский труд, роль женщины и личное избранничество. В целом ряде случаев пометы на полях Священного Писания, размыкая границу текста, оказываются связующим звеном между экзистенциальным опытом писателя и Божественной истиной, воплощенной для Гоголя в библейском слове. С другой стороны, благодаря маргинальному диалогу само гоголевское слово учится бытию в новом статусе, вырастает, становится серьезнее, строже, глубже.
Религия от искусства, или вопрос о конфессиях в художественном мире Гоголя

Дмитриева Е.Е., к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, сотрудник группы подготовки новейшего ПСС Н.В. Гоголя в 23 т., доцент кафедры сравнительной истории литератур РГГУ

Статья посвящена особой форме художественного «вероисповедания», так называемой религии от искусства (Kunst-Religion – термин, введенный в оборот немецкими романтиками), которая составила очень важный культурный субстрат произведений Гоголя. Именно сквозь призму религии от искусства следует рассматривать такие темы творчества Гоголя, как соотношение религии и искусства, соблазн «презренным католичеством» и красотой католической церкви, обожествление возлюбленной, которое оказывается сродни религиозному чувству. Также и апокалипсическая интерпретация самим Гоголем финала комедии «Ревизор» может быть прочитана как аллюзия на метафорическую картину конца времени в статье И. Канта «Конец всего сущего», получившую в свою очередь аллегорическо-ироническое воплощение в одном из центральных произведений немецкого романтизма – «Ночных бдениях» Бонавентуры.
Историософские взгляды Гоголя и Шевырева. О «народе сильном, непочатом»

Джулиани Р., профессор русского языка и литературы в Римском Университете «Ла Сапьенца», член редколлегии международного журнала по русистике «Russica Romana»

В повести «Рим» предрекается будущее Италии и намечается о исторической судьбе России. Здесь раскрываются историософские взгляды Гоголя, на которые заметно влияние историософской концепции С.П. Шевырева, с которым Гоголь был дружен c римских годов. В 1846-50 гг. Шевырев опубликовал «Историю русской словесности, преимущественно древней», и снова будет излагать свои историософские взгляды во «Вступлении» к книге «Storia della letteratura russa e segnatamente di quella antica», написанной вместе с Дж. Рубини (Флоренция, 1862). Сопоставление мест из «Рима» и из «Вступления» Шевырева явно показывает сходство во взглядах двух литераторов по поводу исторической миссии так римского как русского народа.
Н.В. Гоголь и «мнимый Пушкин» (К вопросу об авторстве стихотворения «Первая ночь»)

Дубровский А.В., к.ф.н., научный сотрудник Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

В статье А.В. Дубровского «Н.В. Гоголь и "мнимый Пушкин" (К вопросу об авторстве стихотворения "Первая ночь")» рассматривается отношение Н.В. Гоголя к стихам, ходившим по рукам под именем А.С. Пушкина: «Первая ночь» и «Лекарство от холеры». Вероятно, по просьбе Пушкина Гоголь выступил в печати со статьей «Несколько слов о Пушкине», где опровергал его авторство. Автор статьи анализирует проблему атрибуции стихотворения «Первая ночь» («Любезный друг, ты знаешь я...»), отводя авторство А.И. Полежаева и А.И. Подолинского.
Откуда у Гоголя взялся черт и что с ним стало

Овечкин С.В., аспирант филологического факультета СПбГУ

К чрезвычайно значимой для образной системы Гоголя фигуре черта в докладе применяется лакановский психоанализ, позволяющий связать первичную травму (в качестве одной из таких травм рассматривается случай с утопленной кошкой) и язык идеологии, а также промежуточный уровень фантазма. Получает объяснение морфология гоголевского сюжета как машины желаний, компенсирующей недостаточную социализацию. В резюме предлагается критика религиозно-философского подхода с позиций метатеории сознания.
Психопатология у Гоголя или «мертвые души» психиатров?

Скавыш В.А., врач-психиатр высшей категории, канд. мед. наук

В статье врача-психиатра, канд. мед. наук В.А. Скавыша даётся обзор литературы по проблеме многолетней дискуссии среди психиатров о том каким именно психическим заболеванием страдал Гоголь. Автор не согласен со своими коллегами в смысле убеждённости, что Н.В. Гоголь точно страдал психической болезнью. Он сильно сомневается в научной доказательности и достоверности аргументации «психоза» у автора «Мёртвых душ», сравнивая личности самих психиатров с «мёртвыми душами», пытающихся патологизировать личность Гоголя. Он упоминает врача Каченовского, считавшего, что Гоголь болел и умер от малярии, а также врача Белышеву, считавшую, что Гоголь умер от брюшного тифа, но не от помешательства. Душевная болезнь – вопрос не узко врачебный, но и философский, чтобы правильно диагностировать неадекватность или адекватность поведения личности вообще, а в частности, личности Гоголя, жившей в другую культурно-историческую эпоху. В отношении Гоголя речь идёт о посмертной и заочной психиатрической экспертизе, где сложно однозначно доказать или опровергнуть мнение о «психозе». Кроме того, автор подверг критике сам фундамент современной психиатрии – философию позитивизма.

V. Народное прочтение и прочтение народного у Гоголя

Гоголь и проблема народного просвещения на рубеже XIX–XX вв.

Курицкая А.А., Сугай Л.А., аспирантка-заочница Государственной академии славянской культуры / д.ф.н., Почетный работник высшей профессиональной школы, профессор кафедры культурологии Гуманитарного института телевидения и радиовещания (ГИРТ) им. М.А. Литовчина

В статье анализируется вопрос, доступно ли было гоголевское наследие широким народным массам как в дореволюционной, так и постреволюционной России, характеризуются лубочные издания Гоголя, переделки его произведений для народного театра, а также стихи и проза писателей из крестьянских и рабочих слоев, посвященные Гоголю. Идейным ядром статьи стали слова А.П. Чехова: «Надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю». Завершает работу анализ гоголевской трактовки понятия «Просвещение» и констатация нерешенности проблемы народного просвещения на рубеже XIX–XX вв. в свете гоголевских идей.
К вопросу об апокрифических рассказах о Гоголе

Белоногова В.Ю., к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

В центре внимания автора статьи – редко публикуемый рассказ Н.С. Лескова «Путимец», который повествует об одном эпизоде из малороссийской жизни молодого Гоголя, нежинского гимназиста. О том, как, встретив однажды по дороге на летние каникулы жадного торговца в придорожном трактире, Гоголь проучил его, а потом пожалел о своей жестокой шутке. И о том, как Путимец, раскаявшийся в грехах, ушел замаливать их в монастырь.

Лесков придал своему повествованию форму народной легенды. Рассказ несет в себе черты предания, притчи и в то же время литературного портрета Гоголя, пополнившего галерею «праведников», создаваемую писателем Лесковым. И является, с одной стороны, примером широкой мифологизации образа Гоголя на Украине, с другой, свидетельством нравственного пиетета личности Гоголя и его творческого метода в русской литературе XIX века.

Вий на работе и на покое: образ «страшного истребителя» у Гоголя и Ремизова

Розанов Ю.В., к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

В докладе рассматривается рассказ Алексея Ремизова «Ночь у Вия» (1909), вошедший в книгу писателя по низшей славянской мифологии «К Морю-Океану». Основное внимание уделено тем поэтическим и структурным приемам, которые использованы Ремизовым для создания собственного варианта образа Вия – мифологического персонажа, ориентированного как непосредственно на фольклорные источники, так и на повесть Гоголя.
Гоголь в экзистенциальной интерпретации Газданова

Кибальник С.А., д.ф.н., и.о. зав. отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

В статье С.А. Кибальника «Гоголь в экзистенциальной интерпретации Газданова» рассматриваются два основных литературно-критических отклика Газданова на творчество Гоголя: «Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» (1929) и статья «О Гоголе» (1960). Автор показывает, как изменились представления писателя о Гоголе за годы, прошедшие между датами их появления в печати и с чем связаны эти изменения.

В противоположность встречающемуся в исследовательской литературе мнению о том, что в своем подходе к Гоголю Газданов ориентируется прежде всего на статью Л.Н. Толстого «О Гоголе» (1909), С.А. Кибальник демонстрирует, что большее значение для него имели розановские статьи и отдельные суждения о Гоголе, а также книга Льва Шестова «На весах Иова» (1929). Предопределено это мировоззренческой близостью Газданова с Розановым и Шестовым, которые составляют основной философский текст русского экзистенциализма.