Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Биография Н.В. Гоголя

Биография Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта (1 апреля по н. ст.) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. 22 марта младенец был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским.

Никоша был одним из двенадцати детей Марии Ивановны и Василия Афанасьевича. Детство он провел в родовом имении Яновщина-Васильевка (теперь село Гоголево). Отец писателя — выпускник Полтавской семинарии — всю жизнь занимался литературным творчеством: писал стихи и прозу. Пьесы  В. А. Гоголя ставились на сцене крепостного театра Дмитрия Прокопьевича Трощинского — бывшего министра, богатого вельможи, дальнего родственника Гоголей, в его имении Кибинцы неподалеку от Васильевки.

В 1818 году Николай Гоголь был отдан отцом вместе с младшим братом Иваном в Полтавское поветовое (уездное) училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения и с помощью Трощинского устроил в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук — лицей, который будущий писатель закончил в 1828 году. Николай Гоголь-Яновский принимал активное участие в жизни гимназии: издавал рукописные журналы, исполнял обязанности библиотекаря, играл на сцене гимназического театра. Ближайшими друзьями Н. В. Гоголя на всю жизнь стали его соученики по гимназии: А. С. Данилевский и Н.Я. Прокопович.

В годы учебы Гоголь создал свои первые литературные произведения: стихотворную балладу «Две рыбки», трагедию «Разбойники», «Славянскую повесть», «Братья Твердиславичи», идиллию «Ганц Кюхельгартен», «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».

В 1828 году начался петербургский период жизни и творчества Н. В. Гоголя.

Первые его публикации появились в изданиях «Сын Отечества» и «Северный Архив». 12 февраля 1829 без указания имени автора опубликовано стихотворение Гоголя «Италия». В 1829 году в февральской и мартовской книжках журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньина также напечатана без имени автора повесть Гоголя «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть из народного предания, рассказанная дьячком Покровской церкви». Вскоре отдельными изданиями вышли: «Ганц Кюхельгартен» (1829), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (часть 1 — 1831, часть 2 — 1832), «Миргород» (1835), «Арабески» (1835), «Ревизор» (1836).

Над главным своим произведением — поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь работал с 1835 по 1852 гг.

Творческую работу писателю приходилось совмещать с государственной службой, на которой он находился с 1829 по 1835 гг. Постепенно Гоголь двигался по служебной лестнице, получая чины и поощрения, приобретая связи во всех слоях общества. Он имел звание коллежского асессора — чиновника 8 класса и за годы службы сменил много мест: в 1829-1830 служил в Департаменте государственного хозяйства и общественных зданий, в 1830-1831 — в Департаменте уделов, в 1831-1835 был преподавателем истории в Патриотическом институте, в 1834-1835 занимал должность адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории Петербургского университета.

В 1834 году Гоголь был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, тогда же ему пожалован за труды в Патриотическом институте бриллиантовый перстень от Императрицы. В феврале 1845 года Указом Государя Николая I Гоголю присвоено звание почетного члена Московского университета.

Всем известна любовь Гоголя к путешествиям. В 1836 году после постановки комедии «Ревизор» он уехал за границу. Это было его второе заграничное путешествие, которое, в отличие от первого, состоявшегося в 1829 году и продолжавшегося два месяца, длилось в общей сложности до конца 1848 года. В Париже писатель познакомился и подружился с графом А. П. Толстым. Их связали общие религиозные и нравственные убеждения. Свидетельством их глубокой и искренней дружбы служат семь писем «Выбранных мест из переписки с друзьями», адресованных графу (больше, чем кому-либо другому). В декабре 1848 года Гоголь поселился в московском особняке Толстых на Никитском бульваре, который сейчас значится под номером 7а.

Комната, где он умер, располагалась на первом этаже, слева от сеней. Ее описание дают в своих воспоминаниях современники Николая Васильевича  Л. Арнольди и А. Тарасенков. Оба упоминают также «первую комнату», которая вела в покои, где лежал умирающий Н. В. Гоголь.

А. Тарасенков пишет, что в тот день, когда он посетил Гоголя, увидел в помещении много людей, ожидавших известий о состоянии здоровья писателя, из чего можно предположить, что этим помещением был двусветный зал, находившийся на 1 этаже. Там Гоголь читал «Ревизора» 5 ноября 1851 года.

Доктор А. Тарасенков вспоминает, что Н. В. Гоголь лежал «на широком диване». В свою очередь, Л. Арнольди говорит о «постели». Логично сделать вывод, что в комнате был диван, поскольку слово «кровать» в воспоминаниях не прозвучало.

Оба современника упоминают Образ Божьей матери «в ногах» у Гоголя.

В своих воспоминаниях Л. Арнольди описывает также кресло, в котором он увидел уснувшим слугу Гоголя Семена, утомленного хлопотами о больном.

По свидетельствам Тарасенкова и Арнольди, от еды Гоголь категорически отказывался, просил только воды. Ему подавали в рюмке вино, разбавленное водой, или бульон, закрашенный вином.

Писатель скончался на руках у тещи М. П. Погодина — Елизаветы Фоминичны Фигнер, около восьми часов утра, в четверг, Великим постом, 4 марта (по н. ст.) 1852 года. Причина его раннего ухода неизвестна и по сей день, хотя выдвигались разные предположения: от брюшного тифа до менингита. Однако очевидно одно: вопреки распространенным слухам о безумии Гоголя, писатель умер будучи совершенно в здравом уме и в просветленном состоянии духа. Толстые были так огорчены, что вскоре после печального события уехали за границу, не в силах оставаться в этом доме. Граф Александр Петрович Толстой пережил своего гениального друга на двадцать лет.

Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Гоголь мастерски владел всеми жанрами литературы. Прежде всего, он известен широкой публике как автор поэмы в прозе «Мертвые души» и комедии «Ревизор».

Творческий стиль Н. В. Гоголя отличают блистательное владение словом, высокая степень гармонии между содержанием и формой, сопряжение в творчестве светской и духовной сторон, наследование литературных традиций от античности до романтизма, а также новации, ставшие отправными точками для создания литературы нового времени. «Литература вовсе не есть следствие ума, а следствие чувства, — таким самым образом, как и музыка, как и живопись», — считал Н. В. Гоголь, утверждая необходимость использования в писательстве художественных средств, заимствованных из других видов искусства, что максимально воплотилось в литературном творчестве модернизма и авангарда. Неотъемлемыми чертами гоголевского стиля также являются обостренное чувство истории, особенно ярко проявившееся в поздний период его творчества (II том поэмы «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»), сочетание юмора и сатиры со всепроникающим лиризмом.

Основная тема творчества Н. В. Гоголя — тема России, о чем он сам неоднократно высказывался: «...мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России...» (из письма Н. В. Гоголя В. А. Жуковскому от 2816 июня 1836 г.); «Еще с самых лет почти непонимания я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства...» (из письма Н. В. Гоголя П. П. Косяровскому. Октябрь 1827 г.).

Популярность творчества Н. В. Гоголя в наше время основана на утверждении классиком общечеловеческих ценностей — идей любви, добра, братства, справедливости.

Особое место в литературном наследии Н. В. Гоголя занимают его письма. Эпистолярное наследие писателя соотносится с его духовной прозой. Мысли, высказанные Гоголем в письмах, стали почвой для появления «Авторской исповеди», «Выбранных мест из переписки с друзьями», «Размышлений о Божественной литургии».

Создатель знаменитых «Мертвых душ» верил, что «искусство — это примирение с жизнью», ступень на пути к Богу.