Музыкальный вечер «Сказочные сюжеты в музыке»

20 апреля 2012 года в рамках культурной акции «Ночь в библиотеке» в Доме Н.В. Гоголя состоялся музыкальный вечер «Сказочные сюжеты в музыке». В нём принимали участие солисты и артисты ГАБТ.

Можно ли найти более достойную тему для завершения» Ночи в библиотеке» у Гоголя, чем сказки в музыке? Программа началась со строк Беллы Ахмадулиной о музыке: «о музыка, вся жизнь – с тобою пререканье», «О мука мук моих, о музыка моя» и продолжилась по завету М. Цветаевой: «Будешь радость видеть в каждом миге, Всё поймёшь: и звёзды, и закат! Что приснится, сбудется, как в книге, – Тёмный Шварцвальд сказками богат!»

Волшебный мир сказки по-разному отображается в музыке. Сказка может стать основой музыкального произведения, обретая новые очертания и звуковое выражение, обогащаясь новыми чертами.

Музыкальный вечер начался с «Сюиты в старинном стиле» Альфреда Шнитке – образца одного из интереснейших явлений отечественной музыки 2-й половины XX века, «инструментального театра», где каждый инструмент (а сюита написана для скрипки и фортепиано) становится героем своеобразной истории – диалога. «Музыка, – говорил Шнитке, – это выражение звукового мира без конкретного словесного смысла».

Сюиту Шнитке, завершившуюся «Пантомимой», сменила ария Амины из оперы В. Беллини «Сомнамбула», созданной по мотивам пантомимы-балета Э. Скриба и П. Оме. Затем слушатели перенеслись в чудесный мир музыки В.А. Моцарта и вслед за его Сонатой № 4 для скрипки и фортепиано услышали арию Памины, дочери Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Об этой опере в «Эстетике» Гегеля читаем: «Царство ночи…, мистерии, мудрость, любовь, испытания… – всё это при глубине чарующей душевности музыки расширяет и наполняет фантазию и согревает сердце».

У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том…» – строки поэмы-сказки А.С. Пушкина, знакомые всем с детства, перенесли зал в мир оперы М. Глинки. «Танцы дев Наины» и ария Людмилы продолжили волшебство вечера.

Блестящая ироничная сцена «Народного гуляния» из балета И. Стравинского «Петрушка» подтвердила слова Н. Мясковского: «Вся его музыка полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали…» Н. Римский-Корсаков, разбирая свою оперу «Снегурочка», созданную на основе пьесы А. Островского, писал: «Весенняя сказка» есть вырванный эпизод и бытовая картинка из безначальной и бесконечной летописи Берендеева царства». Естественно, что вечер музыкальных сказок не мог обойтись без арии Снегурочки.

«Вальс» из балета С. Прокофьева «Золушка» был предварён строками воспоминаний Г. Улановой «Автор любимых балетов» об истории замысла балета в 1940 году.

Завершился вечер аргентинскими танго А. Пьяццолы «Ночной клуб» и «Либертанго» для гитары и скрипки. «Мне всегда казалось, – говорил композитор, – что Танго создано больше для уха, чем для ног».

Исполнителями этой прекрасной программы стали Лауреаты Международных конкурсов солистка ГАБТ Дарья Зыкова (сопрано) и артисты оркестра ГАБТ Ольга Кочнева (скрипка), Надежда Демьянова (фортепиано) и Юрий Каманин (гитара). Ведущая вечера – обладатель награды «За служение культуре и искусству» Ольга Акакиева.