«Зимних праздников блестящие огни»
С каким нетерпением ждешь
этих праздников! Какое необья-
снимое ощущение, к которому
примешивается что-то поэтичес-
кое, пробуждается в душе...
Под новый год все мы немного становимся детьми. Начинаем верить в Деда Мороза и чудеса, ждем подарков, выбираем ёлку. Нам хочется верить в сказку!
Хочется в эти дни быть счастливыми и беззаботными.
Совершенно естественно, что за всеми приятными делами, нам недосуг задуматься над тем, откуда, как и почему пришли к нам новогодние праздники.
Кажется, что они испокон веков были яркими, что всегда были украшенными елки.
Всё это, конечно, так. Но не совсем так. А может быть, и совсем даже не так…
По мнению ученых, обычай празднования Нового года пришел из Древней Месопотамии. Древние народы встречали Новый год в марте, когда начиналось возрождение природы, приходило время земледельческих работ.
В различных христианских странах, в разные исторические периоды начало Нового года отмечалось 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября, 25 декабря...
В России так же начинали год или в марте, или, правда реже, в день Святой Пасхи. Но все-таки с конца XV века сентябрьский год в летописях полностью вытеснил мартовский.
В 1492 году великий князь Иоанн III утвердил считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября. Но самое интересное, что народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала «мартовсий» новый год, а потом, - «сентябрьский». Не правда ли, нам это очень знакомо!
Последний раз в сентябре Новый год на Руси был отпразднован в 1698 году.
Накануне 1700 года Петр I издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Царь повелел всем украсить свои дома и улицы сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр I сам вышел на улицу и запустил в небо ракету.
Не сразу разобрались у нас и с датами празднования Рождества.
25 декабря мы празднуем рождение Иисуса Христа. Можно возразить, что это католики и протестанты отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а мы, православные, с 6 на 7 января. Но здесь нет противоречия, ибо православные отмечают этот же день, 25 декабря, но только «по старому стилю».
Конечно, нельзя не сказать о главных героях новогодних праздников. И если о Дедушке Морозе знают почти все, то Снегурочка: девушка – загадка.
Она – самая любимая героиня нашей зимы. Внучка стала сопровождать Деда Мороза далеко не сразу. Её появление восходит к древнейшим русским фольклорным традициям. А впервые прочитали о ней в работе
Интересно то, что эта девушка – уникальна. Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого сопровождения!
На этом новогодние праздники не заканчиваются. Наступают святки – двенадцать дней с Рождества до Крещения. Это время называют «от звезды и до воды». Некоторые историки полагают, что это слово происходит от старославянского СВИАТКИ – души предков. В древности святочные обряды представляли собой празднование поворота солнца на лето. По церковной версии святки – это святые вечера в память событий Рождества и Крещения Спасителя.
В эти дни ходили колядовать, гадали, устраивали различные игры.
А заканчивались святки – Крещением. Церковь празднует Вхождение Иисуса Христа на путь служения людям. На Крещение повсеместно в храмах, на реках, озерах совершается водосвятие, т.е. обряд освящения воды.
Чтобы больше узнать о новогодних праздниках, познакомьтесь с нашей выставкой. Ведь очень многие писатели и поэты посвящали этим дням свои произведения, композиторы сочиняли музыку, а фантазия художников была просто удивительна!
Любопытно! Приглашаем вас в интереснейшее путешествие…
Энциклопедия Нового года и Рождества — М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2007. — 412 с.: ил. — ISBN 5-373-00841-9; ISBN 5-224-04847-8 |
Веселый Новый год и Рождество — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 304 с.: ил. — (1000 советов). — ISBN 5-462-00440-0 |
Энциклопедия зимних праздников — СПб.: РЕСПЕКС, 1995.— 464с. Энциклопедия знакомит с историей празднеств Рождества Христова, святок, сочельника и других зимних праздников в разных странах. В ней рассказано о народных приметах, много советов о подготовке к празднику, содержится календарь приходящихся на зиму праздников и памятных дат основных религий. |
Энциклопедия русских обычаев / Автор-сост. В этой популярной энциклопедии собраны исчерпывающие сведения о русских обычаях и традициях, которые складывались веками. Читатель книги узнает, как на Руси праздновали рождение человека, крестили новорожденных, провожали в армию, справляли день ангела, свадьбы, новоселье, хоронили. Особый интерес представляет описание календарных и религиозных праздников и обрядов, таких как Масленица, Пасха, Красная горка, Родительская суббота, Троица. Книга адресована самому массовому читателю. |
История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 240 с.: ил. (Серия «Культура повседневности») Елочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью, которая прочитывалась в елочной игрушке как в открытой книге. В центре исследования доктора исторических наук Аллы Сальниковой находится советская елочная игрушка, хотя большое внимание уделено и ее предшественницам — игрушкам дореволюционным. Как наряжали советские елки? Как и из чего делали украшения? Как их использовала власть и как относились к ним дети и взрослые? И что произошло с елочными игрушками после распада СССР? |
Сказки новогодней ночи — Смоленск: Русич, 2008. — 512 с., илл. — (Волшебный сундучок) — ISBN 978-5-8138-0883-8 Сборник включает сказки о новогодних праздниках, зиме и чудесах русских и зарубежных писателей, а также народные сказки, которые будут интересны не только детям, но и взрослым. |
Ночь перед Рождеством — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. — 72с.: ил. «Ночь перед Рождеством» — пожалуй, самая сказочная и самая чарующая повесть |
Снегурочка: Пьеса / Вступ. ст., подготовка текста и примеч. «Снегурочка» (1873) стоит в ряду произведений мировой литературы второй половины XIX — начала XX века, отражавших стремление осмыслить явления древней народной культуры, ввести ее достижения в современную духовную жизнь. В настоящей книге пьеса печатается с приложением, где даются план и сценарий «Снегурочки», а также текст незаконченной пьесы Островского «Иван-Царевич» и подготовительные материалы к ней. |
Святочные рассказы / Сост., примеч. и послесл. Настоящая книга, возобновляя забытую культурную традицию, представляет собой первую за годы советской власти попытку составления сборника святочных рассказов, адресованных детям и молодежи. В книгу включены произведения различных писателей, публиковавшиеся в русских журналах и сборниках егерей половины XIX — начала XX века. |
Страшное гаданье: Рассказы — М.: Эксмо, 2008. — 544 с. — (Русская классика). — ISBN 978-5-699-31829-2 Рождественская ночь всегда таит в себе загадку: предвкушение таинства, ожидание сказочных событий, надежду на их свершение. В этот сборник вошли рассказы русских писателей, в том числе и малоизвестных, объединенные темой Рождества и Святок — загадочных зимних дней, когда чудо так возможно. |