«Простодушие с язвительной улыбкой»
Виртуальная выставка к 220-летию со дня рождения Петра Андреевича Вяземского.
«Беда иной литературы и заключается в том,
что мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят».
Князь Пётр Андреевич Вяземский
В блестящем созвездии русской поэзии «золотого века» Вяземского можно назвать поэтом на злобу дня, поэтом-журналистом.
Когда я молод был, и кровь кипела в жилах,
Я тот же кипяток любил искать в чернилах.
Журнальных схваток пыл, тревог журнальных шум,
Как хмелем подстрекал заносчивый мой ум.
В его поэзии современники отмечали немало недостатков. В конце жизни Вяземский чётко сформулировал своё поэтическое credo: «Странное дело: очень люблю и высоко ценю певучесть чужих стихов, а сам в стихах своих нисколько не гонюсь за этою певучестью. Никогда не пожертвую звуку мыслью моею. В стихе моём хочу сказать то, что сказать хочу: о ушах ближнего не забочусь и не помышляю… В стихах моих я нередко умствую и умничаю. Между тем полагаю, что если есть и должна быть поэзия звуков и красок, то должна быть и поэзия мысли.» (Автобиографическое введение, 1877)
Возможно, Вяземский сознательно культивировал собственные недостатки – они стали неотъемлемой частью его литературной маски. Его творческий путь продолжался семь десятилетий – первое стихотворение помечено 1808-м, последнее 1878 годом. На заре века поколение Вяземского вдохновляли надежды на скорое встряхивание застойной российской действительности. Но грядущее оказалось страшнее любых апокалиптических пророчеств. Какую же тяжесть должен был нести в себе человек, переживший 20-е и 30-е годы, для которого и разгром декабристов и гибель Пушкина стали страшными личными трагедиями!
Вяземский «пережил и многое, и многих, и многому изведал цену». Его стихи перестали появляться на страницах литературных журналов, Вяземский искусно играл роль сибаритствующего поэта, равнодушного к славе и судьбе собственных произведений.
Давно минувших лет дела! Сном баснословным
Угасли вы! И нам, потомкам хладнокровным,
Степенным, чопорным, понять вас мудрено.
И я был, сознаюсь, бойцом кулачным. Но,
Журналов перешед волнуемое поле,
Стал мене пылок я и жалостлив стал боле.
Немногие из современников знали, что поэтический талант Вяземского не угас, наоборот, обрёл философичность и глубину. Он сосредоточился на вечных вопросах бытия, в фокусе его размышлений вопрос жизни и смерти.
Не я ли искупил ценой страданий многих
Всё, чем пред промыслом я быть виновным мог?
Иль только для меня своих законов строгих
Не властен отменить злопамятливый бог?
Долгая судьба князя Петра Андреевича ставила его в разные жизненные условия, приносила утраты, бросала в пропасть, одаривала славой, хлестала забвением. Без малейшего самолюбования смотрел Вяземский на своё творчество. Он устал жить, бороться с бедами и недугами, и в стихах, и в письмах без иронии называл себя мертвецом. Он уходил последним из арзамасцев - беспощадный к себе и всё прощающий своей далёкой юности.
Вяземский П.А. Старая записная книжка / Сост., ст. и коммент. Л.Я. Гинзбург.- М.: Захаров, 2000 |
Вяземский П.А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки / Сост. Н.Г. Охотина; Вступит. ст. и примеч. А.Л. Зорина, Н.Г. Охотина.- М.: Правда, 1988 |
«Арзамас». Сборник в 2 книгах / Общ. ред. В.Э. Вацуро и А.Л. Осповата; Вступит. ст. В.Э. Вацуро.- М.:Худож. лит., 1994. Кн. 1. Мемуарные свидетельства; Накануне «Арзамаса»; Арзамасские документы. Кн. 2. Из литературного наследия «Арзамаса» |
Вяземский П.А. Избранные стихотворения / Ред, ст., и коммент. В.С. Нечаевой.- М.: ACADEMIA, 1935 |
Вяземский П.А. Стихотворения / Вступит. ст. Л.Я. Гинзбург; Сост., подгот. текста и примеч. К.А. Купман.- Л.: Советский писатель, 1986.- (Библиотека поэта. Большая серия) |
Вяземский П.А. Стихотворения / Вступит. ст., подгот. текста и примеч. Л.Я. Гинзбург.- М.-Л.: Советский писатель, 1969.- (Библиотека поэта. Малая серия) |
Вяземский П.А. Стихотворения.- М.: Советская Россия, 1978.- (Поэтическая Россия) |
Вяземский П.А. Стихотворения / Худ. Т. Шеварева.- М.: Советская Россия, 1989 |
Вяземский П.А. Записные книжки / Сост., вступит. ст., коммент. и именной указ. Д.П. Ивинского.- М.: Русская книга, 1992.- (Русские дневники) |
Вяземский П.А. О Державине. О жизни и сочинениях В.А. Озерова / Критика первой четверти XIX века.- М., 2002.- (Библиотека русской критики).- с. 256-289 |
Вяземский П.А. Избранное / Сост., авт. вступит. ст. и коммент. П.В. Акульшин.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2010.- (Библиотека отечественной общественной мысли) |
Бондаренко В.В. Князь Вяземский. Жизнеописание.- Минск: Экономпресс, 2000 |
Бондаренко В.В. Вяземский.- М., Молодая гвардия, 2004.- (Жизнь замечательных людей) |
Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский: Жизнь и творчество..- Л.: Наука, 1969 |
Шереметев С.Д. Князь Пётр Андреевич Вяземский.- Остафьево, 2006 |
Айзенштадт В.Б., Айзенштадт М.Я. Размышления о Петре Андреевиче Вяземском / Айзенштадт В.Б., Айзенштадт М.Я. По Фонтанке. Страницы истории петербургской культуры.- М.; СПб.: Центрполиграф, 2007.- с.84-115 |
Пушкин А.С. Вяземский / Пушкин А.С. Об искусстве. В 2 т. Т. 1.- М.:Искусство, 1990.- с.311-318 |
Рожанковская И.И. Судьба одного семейства: Карамзины. Вяземские.- СПБ.: Издательство «Пушкинского фонда», 2008.- (Былой Петербург. Русский дворянин перед лицом истории) |
Шевырев С.П. Замечание на замечание к. Вяземского о начале русской поэзии / Шевырев С.П. Об отечественной словесности.- М.: Высшая школа, 2004.- с.57-60 |
Крупчанов Л.М. П.А.Вяземский / Крупчанов Л.М. История русской литературной критики XIX века.- М.: Высшая школа, 2005.- с.29-37 |
П.А.Вяземский / Очерки истории русской театральной критики.- Л.: Искусство, 1975.- с.124-127 |
Бицилли П.М. Пушкин и Вяземский. К вопросу об источниках пушкинского творчества / Бицилли П.М. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии.- М.: Русский путь, 2000.- с.31-79 |
Степанищева Т. Оппозиция «Россия и Европа» у позднего Вяземского / Европа в России: Сборник статей.- М.: Новое литературное обозрение, 2010.- с.162-182 |
Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование.- М.: Флинта; Наука, 2002 |
Тартаковский А.Г. Летописец или «просто человек» / В раздумьях о России (XIX век).- М.: Археографический центр, 1996.- с.74-104 |
Письма П.А. Вяземского к А.О. Смирновой / Колосова Н.П. Россети черноокая.- М.: Прогресс-Плеяда, 2005 |
Сайкина Н.В. Московский салон княгини Зинаиды Волконской.- М.: Наука, 2005 |
Новиков В.И. Под сенью Русского Парнаса.- М.: Идательский Дом ТОНЧУ, 2009 |
Остафьевский сборник. Вып. 9.- Остафьево, 2004 |
Шарафадина К.И. Остафьевские аллюзии и «идеальный» усадебный топос в стихотворении П.А. Вяземского «К подруге» (1815) / Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 10.- М.: Жираф, 2004.- с.634-636 |
Дунаев М.М. «Достопамятное сердцу Остафьево» / Дунаев М.М. К югу от Москвы.- М.: Искусство, 1986.- с.36-62 |
Поцелуев В.А., Петреев И.В. Остафьево / Поцелуев В.А., Петреев И.В. Подольск и окрестности.- М.: Терра-Спорт, 1999.- с. 287-308 |
Княжева Е.И. Остафьево / Знаменитые музеи-усадьбы России.- М.: АСТ-Пресс, 2010.- с. 8-35 |
Музыкальные произведения на стихи Петра Андреевича Вяземского
В «Автобиографическом введении» Вяземский пишет: «Когда Виельгорский просил у меня стихов, чтобы положить их на музыку, он всегда прибавлял: только, ради Бога не умничай; мысли мне не нужны, мысли на ноты не перекладываются».
К поэзии Петра Вяземского обращались многие композиторы - А.А. Алябьев, М.Ю. Виельгорский, А.Н. Верстовский, В.С. Голицын, А.С. Даргомыжский, М.И. Бернард, А.И. Дюбюк, В.Т. Соколов, С.В. Рахманинов, В.И. Ребиков и другие. В 20-30-е годы XIX века широкой популярностью пользовался романс "Ее уж нет, моей весны!" Вяземского - Голицына, вызвавший множество подражаний. Во второй половине века появилась его "Тройка" ("Тройка мчится, тройка скачет...") на музыку и в исполнении Павла Булахова. Вяземский не случайно назвал свое стихотворение "Еще тройка", имея в виду "Тройку" ("Вот мчится тройка удалая...") Ф. Глинки - Верстовского. Кроме того, на слова стихотворения А. И. Дюбюком написан дуэт (1857) и ещё два менее известных романса - П. А. Карасёва (1883) и А. Катенина (1876).
В конце XIX века зазвучала детская песня "Дети, в школу собирайтесь" Вяземского - Ребикова, тоже ставшая классикой. А в 1980 году вышел кинофильм "О бедном гусаре замолвите слово", в котором зазвучали две песни Андрея Петрова на стихи Вяземского - "Друзьям" и "Я пережил".
Девичий сон. Незабудочка. Музыка А. Алябьева. Слова П. Вяземского / Алябьев А.А. Романсы и песни. Полное собрание. Том 1.- М.: Музыка.- с.152-152; 118-119 |
Тройка («Тройка мчится, тройка скачет…»). Музыка П.Булахова. Слова П.Вяземского / Булахов П.П. Избранные песни и романсы.- М.: Госмузгиз, 1962.- с.89-91 |
Радость-душечка, красна девушка… Музыка А. Гурилева. Слова П. Вяземского / Гурилев А.Л. Избранные романсы и песни.- М.: Музыка, 1985.- с.28-29 |
Тройка мчится, тройка скачет. Музыка А. Дюбюка. Слова П. Вяземского / Дюбюк А.И. Романсы.- М.: Музыка, 1973.- с.44-45 |
Друзьям. Музыка А. Петрова. Слова П. Вяземского / Петров А.П. О бедном гусаре замолвите слово: Песни и романсы из одноименного фильма.- Л.: Советский композитор, 1982.- с.11-13 |
Икалось ли тебе… Музыка С. Рахманинова. Слова П. Вяземского / Рахманинов С.В. Романсы. Полное собрание в 6 тетрадях. Тетрадь 1.- СПб.: Композитор, 2005.- с.38-41 |
Канон (в честь М.И. Глинки). Музыка В. Одоевского, Мих. Виельгорского. Слова П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина / Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников.- М.: Музыка, 1974.- с.242-243 |
Верстовский А.Н. Кто брат, кто сестра или Обман за обманом: Опера-водевиль. / Текст А. Грибоедова и П. Вяземского.- М.-Л.: Госмузгиз, 1949 |