Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «Сердце полно вдохновенья...». Виртуальная выставка к 195-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого

«Сердце полно вдохновенья...»

Виртуальная выставка к 195-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817 — 1875).

А.К. Толстой
 

А. К. Толстому на пути к поэтическому Олимпу пришлось преодолеть немало сложностей, проистекавших из его аристократического происхождения, придворной службы и родственного окружения. В 1861 году, накануне своего отъезда из Петербурга в имение Красный Рог, граф А. К. Толстой просит Александра II уволить его в отставку со службы при дворе, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.

«Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу Отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, — мое литературное дарование, всякий иной путь для меня невозможен. Из меня будет всегда плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель».

Высоким художественным вкусом А. К. Толстой, тонкий ценитель и знаток изящных искусств, всецело обязан своему дяде А.А. Перовскому (литературный псевдоним Антоний Погорельский), автору волшебной сказки «Черная курица, или Подземные жители», которую автор написал для любимого племянника. Он же был первым цензором детских рассказов
А. К. Толстого, которые показывал В. А. Жуковскому, а по некоторым сведениям — и самому А. С. Пушкину.

Тончайший лирик, певец природы и одновременно автор злых сатир на официальную, бюрократическую Россию («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова»), запрещенных цензурой.

Любимец императора Александра II (товарищ его по детским играм) и императрицы Марии Александровны, убежденный монархист, враждебно настроенный против социалистов всех мастей («Песня о Потоке-богатыре», «Порой веселой мая», «Пантелей-целитель») — и благородный защитник своих идейных оппонентов
(Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена).

А.К. Толстой (в мундире офицера Стрелкового полка. 1855-1856)
 

Противник деспотизма — и в то же время враг равенства. Западник с русской душой, воспитанный с детства на художественной культуре Италии, и проводник идей панславизма («Колокольчики мои...», «Ой, стоги, стоги...»). Вот далеко не полный перечень различных, а порой взаимоисключающих сторон личности и творчества замечательного русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого.

Начав с «игры» в Козьму Пруткова с братьями Жемчужниковыми, он стал автором знаменитой драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» (до сих пор одна из самых репертуарных пьес), «Царь Борис», а также не менее известной сатирической поэмы «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», разошедшейся по всей Российской империи в списках. Поэма и ныне вдохновляет поэтов на её продолжение вплоть до последнего президента. Провидческими оказались многие его стихи, баллады, до сих пор волнующие умы. То, что его современники принимали за эскапистские или ностальгические мечтания, обернулось предупреждением и пророчеством.

 

 

Толстой А.К. О литературе и искусстве /Вступит. статья и коммент. И.Г. Ямпольского.- М.: Современник, 1986.- (Любителям российской словесности. Из литературного наследия)

А.К. Толстой был глубоко думающим писателем и восприимчивым читателем. Поздний романтик в своём мировоззрении и творчестве он жил в эпоху сложную и противоречивую. Разные тенденции этой эпохи нашли отражение в его тонких, острых, хотя и не бесспорных суждениях. Сила суждений А.К. Толстого в их свободе и непредвзятости. Он отдавался своим эстетическим впечатлениям иногда даже вопреки убеждениям и пристрастиям и прямо высказывал свои мнения, невзирая на лица и другие отзывы. Теоретические и критические воззрения А.К. Толстого помогают глубже познать личную и творческую судьбу писателя.

Горчев Д.А. История о литераторах и шалопаях, а также о директоре пробирной палатки /Литературная матрица: Учебник, написанный писателями. XIX век. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лимбус Пресс, 2011.- с. 239-263

В наше прагматическое время любой продвинутый школьник, приходя на первый урок литературы, обязан заявить Мариванне, что литература никак не пригодится ему в реальной жизни. Честная Мариванна должна сознаться, что знание истории русской литературы действительно никакого практического применения не имеет. Но так уж получилось, что именно художественная литература стала аккумулятором смысла – того, что люди за последнюю пару-тройку тысячелетий поняли о жизни и о себе. Авторы этого сборника – не учёные, а писатели и поэты. В силу устройства своего ума, они способны заметить в книгах своих почивших коллег нечто большее, чем самый искушённый филолог. Главное, чего хотелось бы авторам – чтобы прочитавший их статьи, почувствовал необходимость заглянуть в произведения «школьной программы». Потому что школьная программа по литературе – это на самом деле программа для активации человеческого в человеке, надо только понять где тут кнопка «enter».

Новиков В.И. Алексей Константинович Толстой. - М. : Молодая Гвардия, 2011. - 287 с., 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей. Малая серия)

Алексей Константинович Толстой - по рождению принадлежавший к двум знаменитым родам Толстых и Разумовских, друг наследника престола, будущего Александра II - карьерному восхождению к верхам власти предпочёл быть "просто поэтом".

Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой.- М.: Молодая гвардия, 1982.- 363 с., ил.- (Жизнь замечательных людей)

«Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые… стыдно будет не знать всякому образованному русскому… «Рыцарская натура» - это выражение неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом…» Так писал И.С. Тургенев, узнав о смерти А.К. Толстого. В книге Алексей Константинович представлен в живом общении с известными современниками, в ярких проявлениях общественной деятельности и личной жизни.

Ерёмин В.Н. Алексей Толстой или О, счастливчик! /Еремин В.Н. Тайны смерти русских писателей. - М. : Вече, 2011. - 362 с., 8 л. ил. - (Тайны Российской империи)

Версия самоубийства Алексея Константиновича основана скорее на чьём-то желании, чтобы оно имело место. Гораздо весомее вероятность ошибки в дозе инъекции. Уже ради любимой женщины он не мог покончить с собой. Вся жизнь писателя и его творчество утверждают невозможность его самоубийства!

Илюшин А.А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: МГУ, 1999. - 88с. - (Перечитывая классику)

В книге рассмотрена как лирическая, так и эпическая поэзия А. К. Толстого, предложен анализ её наиболее удачных образцов, выявляющий своеобразие смыслов, стиля, стиховых форм.

Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. «Духовное созерцание» А.К. Толстого / Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900: Учебное пособие.- М.: Флинта: Наука, 2010.- с. 392-422

Этапы эволюции русской лирики XIX века осмыслены в книге с позиций исторической поэтики с выходом в поэтику лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного текста. Всё сочинённое
А.К. Толстым проникнуто благородством, духовной красотой и талантом. История России говорит с нами в стихотворных текстах поэта то голосом народных песен и преданий, то голосом его современников, то голосом остроумного аристократа, которому в окружающей его жизни многое откровенно не нравилось и вызывало или шутливые насмешки, или саркастическое осуждение.

Тиме Г.А. «Всемирная отзывчивость» поэзии А.К. Толстого /Тиме Г.А. Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе XIX - XX веков / ИРЛ РАН (Пушкинский Дом). - СПб. : Нестор-История, 2011. – с.183-212

Феномен translatio mundi, определяющийся тончайшим восприятием инонациональной мысли, чувства, творческих импульсов, их дальнейшей передачей через собственные произведения – один из главнейших аспектов оригинального творчества А.К. Толстого. Известный русский поэт, переводчик с нескольких европейских языков, автор произведений на немецком, французском, английском и других языках, он в такой степени органично усваивал их форму, глубинные смыслы, само настроение и даже производимое ими художественное впечатление, что они непроизвольно становились неотъемлемой частью его собственного творческого мироощущения.

Русова Н.Ю. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) / Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения : От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов.- М.: Глобулус: ЭНАС, 2005.- с.70-71

Анализ художественного текста справедливо считается одним из самых сложных моментов литературного образования. Своеобразие книги в соединении интереснейших фактов о самих творцах с анализом текстов лирических стихотворений, позволяющим глубже понять их словесную ткань, образную систему, художественный замысел, жанр, ритмику, характер поэтических тропов и фигур. Стихотворение А.К. Толстого «Коль любить, так без рассудку» положено на музыку пять раз: Ц. Кюи,
А. Рубинштейном, Р. Глиэром, Н. Черепниным, Т. Назаровой-Метнер. В импульсивности, позволяющей мгновенно менять гнев на милость (и обратно), в примате эмоционального начала над рациональным
А.К. Толстой видел своеобразие русской натуры с её знаменитой удалью и широким размахом.

Коль любить, так без рассудку. Слова А.К. Толстого. Музыка
Р.М. Глиэра /Глиэр Р.М. Избранные романсы. Для голоса с фортепиано.- М.-Л.: Музгиз, 1947.- с. 70-71

Мильдон В.И. «Как повелось от предков». («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого) / Мильдон В.И. Вершины русской драмы. - М.: МГУ, 2002. – с.182-199

Отличие отечественной драмы от зарубежных образцов автор связывает с особыми представлениями о судьбе и назначении человека, его месте в истории. В неразрешимости изображённой дилеммы состоит трагедия и персонажей, и русской истории – вот чего не было на отечественной сцене до А.К. Толстого. Он впервые в нашей драме обнаружил проблему, которую нельзя решить логически и которая не имеет исторического решения.

Анненков П.В. Последнее слово русской исторической драмы. «Царь Фёдор Иоаннович», трагедия графа А.К. Толстого / Анненков П.В. Критические очерки / Сост. , подгот. текста, вступ. ст. , примеч. И. Н. Сухих. - СПб. : РХГИ, 2000. – с.377-396

Такие фигуры как Павел Васильевич Анненков, сознательно выбравший себе «нумер второй», цементируют культуру эпохи, в которую им выпало жить. Анненков не претендует на универсальность, всеохватность и концептуальность критики. Он не определяет направления критического анализа, а включается в сферу наблюдения над частными особенностями таланта конкретного писателя. А.К. Толстого Анненков упрекает в некритическом следовании канонам европейской исторической драмы, в недостатке народности.

Фёдоров А.В. Иоанн Грозный в изображении Г.Р. Державина и А.К. Толстого / Г. Р. Державин и русская литература. - М.: ИМЛИ РАН, 2007. – с. 240-259

Есть в русской истории несколько монархов, ставших для отечественного искусства своеобразными «вечными образами». Обращение к ним художников и писателей, как правило, связано не только с попытками художественного воскрешения ушедших времен, но и задачами осмысления особенностей национального характера, познания природы и сущности власти, изображения государственного и человеческого идеала. Два самых ярких примера таких государей – Иван Грозный и Пётр Великий. В 1814 г. Державин пишет либретто оперы «Иоанн Грозный или Покорение Казани». Почти через полвека, в 1861 г. А.К. Толстой завершает роман «Князь Серебряный», а в 1866 г. – первую часть будущей «Драматической трилогии» - «Смерть Иоанна Грозного». Иоанн Грозный в изображении Державина – образец сильного монарха. Иоанн IV в изображении
А.К. Толстого хочет убедить окружающих и самого себя в том, что он – сильный монарх.

Хорошкевич А. Опричнина в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» / История в зеркале литературы и литературоведения: Сборник докладов Международной научной конференции.- Гданьск, 2002. – с.72-80

А.К. Толстому удалось передать дух эпохи и не одной. Современники оценили критический смысл романа. После первых двух изданий он был запрещён цензурой. Главной целью автора являлось создание «физиономии эпохи». И эту цель А.К. Толстой выполнил вполне. Весьма убедительно психологически и очень точно исторически он нарисовал один из главных конфликтов эпохи – царя и боярства, не понимавшего, что ситуация изменилась, что сами бояре с конца XV в. превращаются в таких же холопей государевых, какими были наполнены их собственные владения.

Полякова А.А. А.К. Толстой: От романа к новелле. От романа к повести / Готическая традиция в русской литературе.- М. : РГГУ, 2008. – с.115-163

Произведения, о которых идёт речь – «Упырь», «Семья вурдалаков», «Встреча через триста лет», «Амена» - крайне редко становились объектами исследования. Ранняя проза А.К. Толстого, написанная под сильным влиянием романтической фантастики, содержит многочисленные отсылки к готическому роману. Вопрос о жанровой специфике ранних текстов А.К. Толстого и соотнесения их с инвариантной структурой готического романа впервые ставится в данном исследовании.

Смирнов А.Е. Козьма Прутков.- М.: Молодая гвардия, 2011

Популярность Козьмы Пруткова огромна по сей день. Его помнят, его цитируют, о нём говорят. Козьма Прутков - один из любимых и давно уже нарицательных авторов-персонажей, созданный мистификационным талантом А.К. Толстого и его кузенов братьев Владимира, Алексея и Александра Жемчужниковых. Новое жизнеописание отличает полнота и новизна материала. Книга построена на комментированном изложении «биографических» заметок о нём и его «предках», на материалах жизни и творчества Жемчужниковых и Толстого, в той части, в которой они касаются Пруткова.

Жуков Д.А. Козьма Прутков и его друзья.- М.: Худож. лит., 1983

Сперва вся затея была всего лишь семейной шуткой, продолжением молодого озорства, перенесённого на страницы литературного журнала. Время показало, что Козьма Прутков бессмертен. Взяв одно явление русской литературы, автор преподносит его так, что в нём, как в капле воды, отражается, играя бесчисленными оттенками, литературный быт эпохи, мир «дворянских гнёзд», столичного и губернского чиновничества.

Берков П.Н. Козьма Прутков. Директор пробирной палатки и поэт: К истории русской пародии.- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1933

Вот какую задачу ставил перед собой учёный-литературовед в далёком 1933 году: «Изучая литературные явления в практике их социального применения и использования, литературовед-марксист приучается видеть в фактах так называемого «литературного» ряда их подлинную природу, выражающуюся в том, что они являются функцией общественной борьбы, борьбы классов. Именно с учётом социальной функциональности сделана в настоящей работе попытка пересмотра того литературного явления, которое известно под именем Козьмы Пруткова».

Смирнов А.Е. Козьма Прутков: Жизнеописание.- СПб.: Вита Нова, 2010

Вымышленная жизнь Козьмы Петровича оказалась настолько тесно переплетена с русской действительностью, что тема, заявленная в заглавии, позволяет говорить не об одном, но о нескольких жизнеописаниях. Фоном для них послужила культурная и общественная жизнь России середины XIX века, как она отражалась в тогдашней юмористике. Книга богато иллюстрирована рисунками, карикатурами, фотографиями этого времени, а также графическими работами художников XX века: Г. Верейского, Н. Кузьмина, В. Белкина.

Трушкин М.Д. Красный рог. Музей-усадьба А.К. Толстого /Знаменитые музеи-усадьбы России.- М.: АСТ-Пресс, 2010.- с. 144-169

Усадьбу Красный Рог А.К. Толстой буквально боготворил, как одно из красивейших мест на земле.

Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора.

Эти слова обращены поэтом к любимому имению, в котором прошло его счастливое детство. Всем друзьям и знакомым, которых он приглашал в Красный Рог, А.К. Толстой описывал красоты любимого края: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, луга и лощины такие красивые, каких я нигде не видал, а осенью не выезжаешь из золота и пурпура». Похоронили поэта в его любимом Красном Роге. Местные крестьяне несли гроб покойного графа на руках до самого сельского кладбища у старой церкви времён первых Разумовских.

Как он любил свой сельский уголок,
Взрастивший в нём возвышенные чувства,
Где, в тишине, от суеты далёк,
Он уходил в свой чудный мир искусства. -

Написал потрясённый смертью А.К. Толстого дипломат и поэт М. Хитрово.

Всё сочинённое А.К. Толстым проникнуто благородством, духовной красотой и талантом. Его стихи, отличающиеся музыкальностью, полнозвучностью, необыкновенной художественностью текста, были положены на музыку лучшими композиторами России. Романсы на стихи А.К. Толстого писали:
П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи,
А.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А. С. Аренский, П. П. Булахов, Р.М. Глиэр, И. Ребиков и даже
Ф. Лист ("Не брани меня, мой друг...") и многие другие композиторы.

Они до сих пор звучат в филармонических и концертных залах. П.И. Чайковский писал своему другу
С.И. Танееву: «Толстой – это неисчерпаемый источник текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».

Романсы на слова А.К. Толстого. Для высокого голоса в сопровождении фортепиано.- М.: Музыка, 1989

Танеев С.И. Иоанн Дамаскин. Кантата для смешанного хора и большого симфонического оркестра: Партитура /Слова
А.К. Толстого.- М.: Музгиз, 1956

Полный список вокальных произведений на стихи А.К. Толстого в фондах «Дома Гоголя».