Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «История солдатской шинели»: От составителей

«История солдатской шинели»: От составителей

В данном указателе представлены материалы по истории военной формы нашей страны начиная с XVIII и заканчивая второй половиной XX века. Кроме того, в отдельной главе отражены материалы о знаках отличия и воинской доблести. 

Указатель предназначен для историков, студентов исторических и военных заведений и всем тем, кто интересуется историей военной униформы нашей страны.

История военного костюма – одна из интереснейших страниц в жизни каждого государства.

 
Стрельцы

История военного костюма – одна из интереснейших страниц в жизни каждого государства, она даёт наглядное представление о развитии армии.

Военный костюм единого образца появился в европейских армиях в XVII веке, хотя особенные цветовые сочетания использовались и раньше. Например, в России во времена Ивана Грозного представители первого регулярного войска носили красные кафтаны и шапки одного образца. Пётр I заменил эту военную форму на европейскую, заимствовав так называемые саксонские фасоны – сочетание зелёного и красного цветов. Павел I продолжил традицию копирования популярных образцов общеевропейского военного костюма. Но в 80-х годах XVIII века была произведена так называемая потёмкинская реформа обмундирования, которая сделала его более удобным – на смену узкому кафтану пришла свободная куртка, а шерстяные треуголки заменили касками. Александр III ввёл скромную военную форму, берущую корни в народной одежде, но в 1907 году после поражения в Русско-японской войне появились принципиально новые типы мундиров.

Военная форма кардинально менялась не один раз. Защитники революции воевали в обмундировании, оставшемся от царской армии, а во время финской войны советские солдаты были вынуждены заменить будёновки и шинели на шапки-ушанки и овечьи тулупы. Красные лента на шапке и повязка на рукаве были единственными официальными отличиями красноармейца от солдата царской армии в начале 1918 года, в пору создания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Тогда добровольцам разрешалось использовать гражданскую одежду, поэтому кожаные пальто, куртки и пиджаки стали популярными у красных командиров.

Поскольку денег на новую военную форму у молодой Советской республики не было, использовались запасы царской армии – рубахи защитного цвета хаки со стояче-отложным воротником и шаровары, которые заправляли в валенки, сапоги или носили с ботинками и обмотками. Летом бойцы надевали кожаные лапти, которые крепились на ногах с помощью длинного ремня.

После декрета Совнаркома о создании РККА, который был принят 15 января 1918 года, появился первый армейский нагрудный знак – венок из лавровых и дубовых веток, поверх которого изображалась красная звезда, покрытая эмалью, в её центре размещались перекрещенные плуг и молот. Эту эмблему носили на гимнастерке и френче, а также в петлице гражданской одежды.

Форма РККА
 

На протяжении 1918 года в ходе объявленного конкурса создавались первые образцы формы РККА, в нём принимали участие русские художники В.М. Васнецов и Б.М. Кустодиев. Новые образцы военной формы для русской армии задумывались ещё до революции, например, тогда было сконструировано главное ноу-хау – поначалу этот головной убор назвали «богатыркой», но затем прижилось слово «будёновка». Её длинные отвороты защищали шею от ветра и холода, над козырьком размещалась пятиконечная звезда, цвет которой говорил о принадлежности к роду войск. Например, пехота носила малиновую звезду, кавалерия – синюю, артиллерия – оранжевую, пограничники – зелёную, а по периметру звезда очерчивалась чёрной краской.

Представителей родов войск также различали с помощью трёх горизонтальных полосок с заострёнными концами разных цветов, которые размещались впереди на рубахе. Помимо них и цветных петлиц на углах воротника рубахи появились и нарукавные знаки отличия – нашивки в форме пятиконечной звезды.

В апреле 1920 года звезду на рукаве заменил ромб. Например, авиационные войска отличала голубая нашивка: в центр ромба вписан жёлтый круг с 12 лучами. Окончательно единая форма РККА была утверждена 31 января 1922 года специальным приказом № 332. Тогда же была принята новая эмблема РККА, на ней скрещение плуга и молота заменил новый знак – серп и молот.

Активные изменения в обмундировании РККА продолжались и в годы первых пятилеток, вплоть до начала Второй мировой. В 1926 году впервые были приняты правила ношения повседневной караульной и походной, а также летней и зимней одежды. В военной форме появилась большая простота, исчез излишний декор. Знаки отличия на петлицах стали не суконными, а металлическими, и были покрыты красной эмалью.

На принадлежность к высшему командному составу указывали ромбы, к старшему – прямоугольники, к среднему – квадраты, а к младшему – треугольники. Тогда в армии был введён более простой покрой гимнастёрки (поначалу так называли рубаху для занятий гимнастикой, а затем слово стало использоваться в более широком значении). В связи с тем, что Военно-воздушные силы (ВВС) выделились в самостоятельный род войск, у них впервые появилась особая форма – синего цвета. Также военнослужащим ВВС полагалось носить не привычную армейскую серую шинель, а однобортное пальто-реглан. Исключение составляли и танкисты – они носили форму серо-стального цвета. В 1935 году у РККА окончательно сложилась система обозначения родов войск, она включала не только петлицы определённого цвета, но и эмблемы к ним.

В армии тогда носили специальное кожаное снаряжение: на поясе – ремень, пряжку которого украшала пятиконечная звезда, а крест-накрест – два длинных плечевых ремня, на всей этой конструкции крепились полевая сумка, кобура револьвера и фляга.

Хотя в то время основным головным убором в армии была суконная фуражка, во время участия в локальных военных конфликтах солдаты расставались с ней, одеваясь по погоде. Например, на Халхин-Голе в 1938 году, спасаясь от жары, носили панамы, но в бой шли в касках, которые камуфлировали маскировочной сеткой. Во время войны с Финляндией в 1939–1940 годах при сорокаградусном морозе стало холодно воевать в форменных будёновках, и тогда бойцы вынуждены были носить шапки-ушанки, а солдатские шинели и ватные куртки заменили овчинными дублёными полушубками.

 
Копия полевых пристяжных погон генерал-майора обр 1943

В 1943 году были введены принципиально новые знаки различия – вместо петлиц появились погоны с эмблемами родов войск. За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причём чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров.

Новая система разрабатывалась уже в 1942 году, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию И.В. Сталина погоны появились у всех. В те времена обмундирования не хватало, поэтому до конца войны военная форма была неоднородной по составу: на стареньких гимнастёрках, которые запечатлены на военных фото, можно разглядеть следы споротых петлиц.

Кстати, о традициях ношения формы в царской армии ещё раз вспомнили в конце войны. На Параде Победы 24 июня 1945 года генералы и маршалы Советской армии надели форму нового образца: мундир и брюки, вместо серого цвета она была цвета морской волны, поверх повязывался парадный пояс с золотым шитьём.

Эта «революционная» система почти без изменений просуществовала вплоть до распада СССР (в 1955 году были отменены лишь цветные канты на повседневных и полевых погонах солдат и сержантов). В 70-х годах прошлого века ещё раз существенно изменились погоны: например, у сержантов и солдат появились литеры «СА», у военнослужащих внутренних войск – «ВВ».

Когда в 1985 году появилась полевая форма современного образца, так называемая афганка, на ней погоны стали всего лишь элементом кроя – скромными хлястиками, и цвет получили тот же, что и вся форма (серый, хаки, камуфляжный, песочный). Советские знаки различия и форма юридически просуществовали до мая 1994 года, вплоть до законодательного введения обмундирования новой армии – Российской.

Но медленный процесс перехода от старой военной формы к новой начался лишь в 1997 году, причём если в 2000 году офицеры уже щеголяли «свежим» гардеробом, то сержанты и солдаты чаще были лишены этой возможности. И даже в самом начале XXI века ещё можно было увидеть смесь старого советского и нового русского военных фасонов. 

Содержание                                                                                               Наверх                                                                                                Глава I