Хронограф. Май 2013 г.
310 лет назад, 27 мая 1703 года, заложена Петропавловская крепость, что считается датой основания Санкт-Петербурга.
«Спасаясь от нежинского и миргородского "самодовольствия", от мертвого безмолвия, от скуки и тоски, страшась безвестности и ничтожества, Гоголь отправился в столицу [Петерберг. – Прим.]. Там он надеялся найти более живую среду. Когда читаешь письма юноши Гоголя и следишь, с каким нетерпением стремился он в Петербург, закрадываются невольные опасения, не потерпит ли он крушений в своих ожиданиях. Так и случилось. По приезде Гоголь писал матери:
"На меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки и ничего не делаю. Не от неудач ли это, которые меня совершенно оравнодушили ко всему".
И по внешнему своему виду Петербург не оправдывал ожиданий Гоголя.
"Скажу еще, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы... Жизнь в столице очень дорогая, приходится жить как в пустыне и даже отказывать себе в лучшем удовольствии – в театре". (Там же.) <...>
Отрицательные черты петербургской жизни и казенной службы Гоголь подметил очень язвительно и умно.
"Каждая столица, – писал он матери, – вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на него печать национальности; на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев; а русские, в свою очередь, объиностранились, и сделались ни тем, ни другим. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, бесплодно издерживается жизнь их. Забавна очень встреча с ними на проспектах, тротуарах: они до того бывают заняты мыслями, что поровнявшись с кем-нибудь из них, слышишь, как он браниться и разговаривает сам с собой; иной приправляет телодвижениями размашками рук".
170 лет назад, 8 мая 1843 года, состоялась первая постановка пьесы Николая Васильевича Гоголя «Игроки» в Петербурге в Александринском театре [на илл.].
Главные исполнители: Сосницкий (Утешительный), Мартынов (Ихарев),
Сходной точки зрения придерживался и рецензент «Репертуара и Пантеона»: «С каким мастерством ведена тут баснь, как до самого конца пьесы зритель не угадывает развязки. В этом сознаются самые отчаянные, присяжные русские театралы. Что за мастерская отделка характеров! Не знаем, имел ли сам автор намерение разыграть пьесу на сцене. Если имел, то ошибался, и потому что "Игроки" не во вкусе нашей публики, и потому что слушком трудны для актеров, привыкшим к легким для исполнения ролям, какими наделяют их обычные снабдители сцены». («Репертуар и Пантеон», 1843, кн. 6. Критика, с. 97)
19 мая исполняется 125 лет со дня рождения русского художника и графика Владимира Михайловича Конашевича (19.V.1888 – 27.II.1963).
«Конашевич вспоминал слова Гоголя, который написал когда-то: можно придумать, что на яблоне растут золотые яблоки, – это будет фантазия; а сказать, что на яблоне растут груши, – это будет просто чушь. "Этим Гоголь хотел сказать, – комментирует Конашевич, – что фантазия должна опираться на реальность, выдумка – на правду". И тут же привел свой собственный юмористический пример: нарисовал как-то крокодила в воротничке и галстуке. Сидит в кресле и читает газету. Такую выдумку дети приняли. Но если бы на лапе, которой крокодил держал газету, художник нарисовал только четыре пальца, тогда бы зрители хором воскликнули: "А художник никогда не был в зоопарке, никогда не видел крокодила! У него на передних лапах пять пальцев, а на задних – по четыре"».
21 мая исполняется 220 лет со дня рождения французского романиста и драматурга Шарля Поля де Кока (21.V.1793 – 29.VIII.1871).
Белинский писал о нём: «Недостатком или, лучше сказать, совершенным отсутствием идеального элемента отличаются романы Поль де Кока, полные грязных картин; но этот недостаток заменяется у него неистощимою добротою его сердца <...> грязные же картины у него опять имеют своё значение как зеркало французской жизни»
В ответ на сравнение Гоголя с Поль де Коком (в статье
Кстати: я знаю одного писателя, хоть и плохо по-русски пишущего, но во многом походящего на Поль де Кока, по крайней мере со стороны цинизма, если не со стороны знания языка, таланта, сердечной теплоты. Это — Барон Брамбеус»
27 мая исполняется 130 лет со дня рождения русского графика и иллюстратора Дмитрия Исидоровича Митрохина (27.V.1883 – 7.XI.1973).
«Н.В. Гоголь был любимейшим писателем в семье Митрохиных. У "запойного читателя" – отца художника Исидора Егоровича – он был якобы кумиром. Обожал писателя и сам Дмитрий Иванович.
Часто говорил, что он всегда мечтал проиллюстрировать отрывок, где описывается сад и двор у Плюшкина, а мечта вторая – повесть "Вий". К сожаленью, плюшкинского сада Мастеру не заказали, а для "Вия" сделана одна лишь иллюстрация (и Вия на ней нет). Ясно, что заказчики сурово ограничивали мэтра». (Митрохин. Искусство. Личность. Заметки друга /
В конце 20-х годов XX века Митрохин начинает работать над оформлением «Невского проспекта». «В легких и изящных рисунках
28 мая исполняется 140 лет со дня рождения русской писательницы-прозаика и драматурга Ольги Дмитриевны Форш (28.V.1873 – 17.VII.1961).
«Гоголь нам становится все ближе, и все с новых сторон раскрывается его творчество перед нами. Прорастает оно и в будущее русской литературы. <...>
Гоголь, за что у него ни возьмись, обязательно втянет тебя в текст, захватит чувства и воображение, заставит трепетать от дерзости своих гипербол и насладит душу бессмертной, не ослабляемой никакими юбилеями и датами музыкальной гоголевской речью. <...>
Наследие Гоголя велико и многообразно. У Гоголя, великого реалиста, нет беспочвенной, худосочной, абстрактной фантастики. Юмор его полнокровный и запоминается навеки, потому что не теряет образа. <...>
От общения с Гоголем углубляется зрение, ширится слух, в восторге подымаются чувства. Гоголь одаряет каждого, кто сумеет его прочесть. Но читать его по-настоящему, не только сюжетно, а проникаясь ритмом речи, обогащаясь сверкающими его красками, нелегко. Читать Гоголя надо научиться.
Встречаясь с Гоголем, я всегда чувствую благодарность за то обогащение, которое от него получаю. Вспоминается образ шестикрылого серафима из пушкинского "Пророка". Он касается поочередно уст, глаз, ушей – и мир видимого, слышимого и ощущаемого расширяется безмерно. "И угль, пылающий огнем" возгорается в сердце, и "жало мудрые змеи" вместо слабого языка способно выразить доселе казавшееся несказуемым. Однако не всегда и не всех Гоголь может так обогатить, а лишь того, кто не читает книгу его равнодушно».