Хронограф. Декабрь 2011 г.

12 декабря 1841 г. на заседании Московского цензурного комитета состоялось обсуждение поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

7 января 1842 г. Гоголь в письме к поэту и историку литературы П. А. Плетнёву пишет об этом событии:

«Как только занимавший место президента Голохвастов (Д. П. Голохвастов, попечитель Московского учебного округа) услышал название: Мёртвые души, закричал голосом древнего римлянина: - Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия. В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идёт об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензора, что мёртвые значит ревижские души, произошла ещё большая кутерьма. – Нет, закричал председатель и за ним половина цензоров. Этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи ничего не было, а стояло только одно слово: ревижская душа – уж этого нельзя позволить; это значит против крепостного права. Наконец сам Снегирёв (И. М. Снегирёв, московский цензор, которому 7 декабря 1841 г. Гоголь передал рукопись «Мёртвых душ», о которой Снегирёв отозваля благоприятно – Прим.), увидев, что дело зашло уже очень далеко, стал уверять цензоров, что он рукопись читал и что о крепостном праве и намёков нет… что здесь совершенно о другом речь, что главное дело основано на смешом недоумении продающих и на тонких хитростях покупщика и на всеобщей ералаше, которую произвела такая странная покупка…

«Предприятие Чичикова, - стали кричать все, - есть уже уголовное преступление». «Да впрочем и автор не оправдывает его», - заметил мой цензор. «Да, не оправдывает! А вот он выставил его теперь, и пойдут другие брать пример и покупать мёртвые души». Вот какие толки! Это толки цензоров-азиатцев, т.е. людей старых, выслужившихся и сидящих дома. Теперь следуют толки уензоров-европейцев, возвратившихся из-за границы, людей молодых. «Что вы ни говорите, а цена, которую даёт Чичиков (сказал один из таких Цензоров, именно Крылов), цена два с полтиною, которую он даёт за душу, возмущает душу. Человеческое чувство вопиёт против этого, хотя, конечно, эта цена даётся только за одно имя, написанное на бумаге, но всё же это имя душа, душа человеческая, она жила, существовала…»

Итогом обсуждения стало недопущение московскими цензорами «Мёртвых душ» к печати.

Полный текст письма Гоголя Плетнёву от 7 января 1842 г.

В декабре 1846 г. Николай Васильевич Гоголь пишет письмо императору Николаю I с просьбой выдать заграничный паспорт на полтора года.

Около 8 декабря 1846 г. Гоголь через посредство М. Ю. Виельгорского обратился к Николаю I с просьбой выдать заграничный паспорт на год для путешествия к Святым Местам: «Не вознегодуйте, что дерзаю возмущать маловременный отдых ваш от многотрудных дел моей, может быть неуместной, просьбой. Еще более года суждено мне не видать моего отечества: для укрепленья моего в едва начинающем поправляться здоровьи моем потребен мне климат юга; для укрепленья же моего здравия душевного, еще более мне нужного, чем телесное, потребно мне путешествие ко святым местам, составлявшее издавна живейшее желание мое. Я осмеливаюсь просить Ваше Императорское Величество о высочайшем повелении Вашем выдать мне пашпорт на полтора года, особенный и чрезвычайный, в котором бы великим именем Вашим склонялись все власти и начальства Востока к оказанию мне покровительства во всех тех местах, где буду проходить я…» (Н. В. Гоголь, Официальное письмо Николаю I, «Деловые бумаги».)

Министр двора В. Ф. Адлерберг ответил Гоголю: «Государь Император изволил прочитать с особенным благоволением всеподданнейшее письмо ваше о выдаче вам паспорта для путешествия к Святым Местам. Его Величество Высочайше повелеть мне соизволил: уведомить вас, милостивый государь, что таковых чрезвычайных паспортов, какого вы просите, у нас никогда и никому не выдавалось, но что искренно сожалея содействовать вам в благом вашем намерении, Государь Император приказал министру иностранных дел снабдить вас беспошлинным паспортом на полтора года, для свободного путешествия к Святым Местам и, вместе с тем, сообщить посольству нашему в Константинополе и всем консулам нашим в турецких владениях, Египте, Малой Азии, что Государю Императору угодно, дабы вам было оказываемо с их стороны всевозможное покровительство и попечение и независимо от сих сообщений означенным лицам доставить вам рекомендательные к ним же письма от него, графа Нессельроде». (Письмо гр. В. Ф. Адлерберга, «Письма».)

Полный текст официального письма Гоголя Николаю I на сайте ФЭБ.

Статья В. Отрошенко «Гоголь и паспорт» на сайте интернет-журнала «Русский переплёт».

9 декабря исполняется 70 лет со дня смерти русского писателя, поэта, критика и переводчика Дмитрия Сергеевича Мережковского (14.VIII.1865 – 9.XII.1941).

Откликаясь на знаменательную дату — 50 лет со дня смерти Н. В. Гоголя, — Мережковский написал исследование, впервые опубликованное в 1906 г. под названием «Гоголь и черт», при переиздании к 100-летию со дня рождения Гоголя тремя годами позже изменённое на «Гоголь. Творчество, жизнь и религия», и выступил с «гоголевскими» лекциями в Москве и Петербурге. Один из докладов, «Гоголь и о. Матвей», вызвал широкое обсуждение, в частности, в резиденции петербургского митрополита Антония в Александро-Невской лавре, который с одобрением отозвался о «просветительской» миссии Мережковского среди отечественной интеллигенции.

«Судьба Кая (героя сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена – Прим.) — судьба Гоголя: кажется, и ему попал в глаз и в сердце осколок проклятого зеркала. И его бесконечная возня со своими добродетельными правилами, тоже своего рода «правильными остроконечными льдинами», безнадежное «устроение души своей» — что-то вроде «китайской головоломки». И он, сидя на обледенелых развалинах его же собственным смехом разрушенного мира, складывает и не может сложить из плоских льдин то, что ему особенно хотелось бы, — слова Вечность, Вечная Любовь. И когда он утешает себя: «В глубине холодного смеха могут отыскаться искры вечной любви», — то все-таки чувствует, что искры эти не растопят его собственного сердца, которое превратилось в «кусок льда». И когда он успокаивает себя: «Кто льет часто душевные, глубокие слезы, тот, кажется, более всех смеется на свете», — он все-таки чувствует, что ему самому никогда не заплакать этими слезами. Бедный Гоголь, бедный Кай! Оба замерзнут, так и не сложив из льдин слова Вечная Любовь». (Гоголь: Творчество, жизнь и религия. — СПб.: Пантеон, 1909. — [6], 231 с.)

Д. С. Мережковский. «Гоголь. Творчество, жизнь и религия». Полный текст на сайте библиотеки «Вѣхи»

10 декабря исполняется 190 лет со дня рождения русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова (9.XII.1821 – 8.I.1878).

Знакомство Гоголя с Некрасовым произошло на вечере у А. А. Комарова (поэта, преподававшего словесность в петербургских военно-учебных заведениях – Прим.) в сентябре-октябре 1848 г. В мемуарах П. В. Анненкова описывается произошедший на нем случай: «…[Гоголь] продолжал думать, что, по отсутствию выдержки в русских характерах, преследование печати и жизни не может долго длиться и советовал литераторам и труженикам всякого рода пользоваться этим временем для тихого приготовления серьезных работ ко времени облегчения… Некрасов…заметил: "Хорошо, Николай Васильевич, да ведь за все это время надо еще есть". Гоголь был опешен, устремил на него глаза и медленно произнес: "Да, вот это трудное обстоятельство"…»

В день смерти Гоголя, 21 февраля (4 марта) 1852, Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт...»: - один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда, направленное против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил - ненавидя», и провозглашает этим «гоголевское направление» в литературе 50-х годов. Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признавался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки. В 1855 году Н. Г. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда "незлобивый поэт" "не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, "питая грудь ненавистью" ко всему низкому, пошлому и пагубному, "враждебным словом отрицанья" против всего гнусного "проповедует любовь" к добру и правде».

Н. А. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт...» на сайте библиотеки Комарова.

К. И. Чуковский. Статья «Гоголь и Некрасов» на сайте chukfamily.ru.

12 декабря исполняется 245 лет со дня рождения русского историка, писателя и поэта Николая Михайловича Карамзина (12.XII.1766 – 3.VI.1826).

Образ Карамзина, личность писателя оставили в Гоголе глубочайшее впечатление: «…Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве. Он первый возвестил торжественно, что писателя не может стеснить цензура, и если уж он исполнился чистейшим желанием блага в такой мере, что желанье это, занявши всю его душу, стало его плотью и пищей, тогда никакая цензура для него не строга, и ему везде просторно, Он это сказал и доказал. Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю! И как смешны после этого из нас те, которые утверждают, что в России нельзя сказать полной правды и что она у нас колет глаза! Сам же выразится так нелепо и грубо, что более, нежели самой правдой, уколет глаза теми заносчивыми словами, которыми скажет свою правду, словами запальчивыми, высказывающими неряшество растрепанной души своей, и потом сам же изумляется и негодует, что от него никто не принял и не выслушал правды! Нет. Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: все тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего в государстве. И выслушает с такою любовью, с какой не выслушивается ни в какой земле ни парламентский защитник прав, ни лучший нынешний проповедник, собирающий вокруг себя верхушку модного общества, и с какой любовью может выслушать только одна чудная наша Россия, о которой идет слух, будто она вовсе не любит правды…» (Н. В. Гоголь. Из письма к Н. М. Я....ву. // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит.)

Статья «Карамзин (Из письма к Н. М. Я...ву)», вошедшая в антологию «Н. М. Карамзин. Pro et contra» (/ Сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. -- СПб.: РХГА, 2006) на сайте библиотеки Мошкова.

14 декабря исполняется 190 лет со дня рождения русского поэта Николая Фёдоровича Щербины (14.XII.1821 – 22.IV.1869).

В 1850 году, издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой, и переселился в Москву где был помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей», писал стихи в «Москвитянине». В 1854 г. перебрался в Санкт-Петербург, получил место чиновника особых поручений при товарище министра народного просвещения, князе П.А. Вяземском. Положение Николая Щербины, до тех пор бедственное, теперь упрочалось. Он издал «Пчелу», сборник для народного чтения, который был одобрен министерством и поправил дела составителя. В это же время он издал полное собрание своих стихотворений, в двух томах (1857), и «Сборник лучших произведений русской поэзии». Последние годы жизни Николай Щербина служил в Министерстве внутренних дел при главном управлении по делам печати.

В феврале 1852 г. Щербина написал стихотворение на смерть Гоголя «Двойное горе (У гроба Гоголя)»:

Слышим вопли, стон и клики
Лучших родины сынов:
«Умер Гоголь наш великий,
Жив и здравствует Сушков*!»

(* - Н.В. Сушков - писатель, драматург, имя которого в литературных кругах середины XIX в. стало синонимом бездарного писателя.)