Хронограф. Ноябрь 2011 г.

5 ноября 1851 г. в Николай Васильевич Гоголь читает артистам Малого театра комедию «Ревизор».

15 октября 1851 года Гоголь был с Аксаковыми на спектакле «Ревизор» в Малом московском театре. «Хлестакова играл Шумский; городничего – Щепкин. Гоголь сидел в первом ряду, против середины сцены, слушал внимательно и раз или два хлопнул. Обыкновенно (как я слышал от его друзей) он бывал не слишком доволен обстановкой своих пьес и ни одного Хлестакова не признавал вполне разрешившим задачу». (Н. В. Берг. Воспоминания о Н. В. Гоголе. 1872.) После этого спектакля Гоголь укрепился в решении личным чтением разъяснить текст пьесы для ее исполнителей.

«Далеко не все актеры, участвовавшие в «Ревизоре», явились на приглашение Гоголя; им показалось обидным, что их словно хотят учить! Ни одной актрисы также не приехало. Сколько я мог заметить, Гоголя огорчил этот неохотный и слабый отзыв на его предложение... Известно, до какой степени он скупился на подобные милости». (И. С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания». 1869.)

«Гоголь читал, сидя на диване. В числе слушателей были: С. Т. и И. С. Аксаковы, С. П. Шевырев, И. С. Тургенев, Н. В. Берг и другие писатели, а также актеры М. С. Щепкин, П. М. Садовский и С. В. Шумский. Никогда не забуду чтения Гоголя. Особенно он неподражаемо прочел монологи Хлестакова и Ляпкина-Тяпкина и сцену между Бобчинским и Добчинским. «У вас зуб со свистом», – произнес серьезно и внушительно Гоголь, грозя кому-то глазами и даже пришептывая при этом, будто и у него свистел зуб». (Г. П. Данилевский. Знакомство с Гоголем. 1952.)

«Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный – особенно в комических, юмористических местах; не было возможности не смеяться – хорошим, здоровым смехом; а виновник всей этой потехи продолжал, не смущаясь общей веселостью и как бы внутренне дивясь ей, все более и более погружаться в самое дело - и лишь изредка, на губах и около глаз, чуть заметно трепетала лукавая усмешка мастера. С каким недоумением, с каким изумлением Гоголь произнес знаменитую фразу Городничего о двух крысах (в самом начале пиесы): «Пришли, понюхали и пошли прочь!» – Он даже медленно оглянул нас, как бы спрашивая объяснения такого удивительного происшествия». (И. С. Тургенев. Там же.)

«Неудержимый смех слушателей изредка невольно прерывал его. Высокохудожественное и оживленное чтение под конец очень утомило Гоголя. Его сил как-то вообще хватало не надолго. Когда он дочитал заключительную сцену комедии, с письмом, и поднялся с дивана, очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слезы, обнял чтеца и стал объяснять Шумскому, в чем главные силы роли Хлестакова». (Г. П. Данилевский. Там же.)

Глава «Гоголь (Жуковский, Крылов, Лермонтов, Загоскин)» из книги «И. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания» на сайте Биография.ру.

Г. П. Данилевский. «Знакомство с Гоголем» из литературных мемуаров &дaquo;Гоголь в воспоминаниях современников» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор».

11 ноября исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского (11.XI.1821 – 9.II.1881).

Из письма Гоголя А. М. Вильегорской от 14 мая 1846 г.: ««Бедные Люди» я только начало прочел, страницы три, и заглянул в середину, чтобы видеть склад и замашку речи нового писателя … В авторе «Бедных Людей» виден талант; выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных; но видно также, что он молод. Много еще говорливости и мало сосредоточенности в себе; всё бы сказалось гораздо живее и сильнее, если бы было более сжато. Впрочем, я это говорю не прочитавши, а перелистнувши».

В 1849 году Достоевский был арестован за чтение письма Белинского к Гоголю, и этот факт стал главным фактом обвинения против него – обвинения, которое приведет его к месту казни в Петропавловской крепости. Через полтора десятка лет эта казнь войдет в роман «Идиот» – книгу, которая не явилась бы в свет, не будь прецедента «Переписки» и мечты Гоголя о создании образа прекрасного человека. «...Со всем тем в таланте г. Достоевского так много самостоятельности, – писал Белинский, – что это теперь очевидное влияние на него Гоголя, вероятно, не будет продолжительно и скоро исчезнет с другими, собственно ему принадлежащими недостатками, хотя тем не менее Гоголь навсегда останется, так сказать, его отцом по творчеству».

Статья «Гоголь и Достоевский» на сайте gogol.ru.

22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения русского учёного и писателя, автора «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (22.XI.1801 – 4.X.1872).

«После Гоголя это до сих пор решительно первый талант в русской литературе», - писал о В. И. Дале в 1845 году В. Г. Белинский.

Цензоры, дважды запрещавшие роман Даля «Вакх Сидоров Чайкин» (1842 г.) отмечали, что «Гоголь и Даль нападают на современные гадости». Кстати, в этом романе некий Василий Иванович поступает совершенно по-чичиковски: скупает мертвые души, закладывает в опекунском совете и в итоге обогащается. В дореволюционной критической литературе даже утверждалось, что Пушкин лишь передал этот сюжет Гоголю, а его «первовладельцем» был Даль.

Гоголь в письме о «Современнике» к П.А. Плетневу от 4 декабря 1846 г. выражает свои творческие отношения с Далем-писателем: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремленья производить творческие создания... Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живость его слова. Всё у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле..., чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне, он значительней всех повествователей-изобретателей. Может быть, я сужу здесь пристрастно, потому что писатель этот более других угодил личности моего собственного вкуса... Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к Познанью русского быта и нашей народной жизни... Его сочинения - живая и верная статистика России».

180 лет назад, 23 ноября 1831 года был открыт Румянцевский музей.

Известный дипломат – канцлер, граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826) был по призванию историком. В 1814 году он вышел в отставку и последние годы жизни полностью посвятил собиранию рукописей, печатных книг, карт, минералов, нумизматических и этнографических коллекций и «всего того, что впоследствии составило Румянцевский Музеум». Он был почетным членом многих академий и ученых обществ. На его средства была организована первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

После смерти Николая Петровича осталась обширная библиотека - почти 29 тысяч томов, собрание рукописей, медали и монеты, включая греческие и римские. Была также небольшая художественная коллекция: портрет Н. П. Румянцева работы английского живописца Доу, автора портретной галереи в Зимнем дворце, групповой портрет кисти итальянского художника Торелли, бюсты русских флотоводцев.

Все это составило фонд музея, который был открыт уже после смерти Николая Петровича его братом Сергеем Петровичем в 1831 году в Санкт-Петербурге. Через 30 лет музей пришел в упадок и от окончательного развала был спасен передачей "в казну" и переводом в Москву, где в советское время был переименован в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

Румянцевский музей - авторитетнейший центр хранения архивных документов деятелей культуры и искусства, в фондах которого находятся рукописи «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского, «Войны и мира» Л.Н.Толстого, «Вишневого сада» А.П.Чехова.

Сайт Российской государственной библиотеки.

28 ноября исполняется 105 лет со дня рождения советского и российского филолога и искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачёва (28.XI.1906 – 30.IX.1999).

Еще в 1982 году Д.С.Лихачев категорично высказался за создание в Москве музея Н.В.Гоголя: «В Москве сохранился дом Талызина, где скончался великий писатель. Сейчас здесь городская библиотека № 2 имени Н.В.Гоголя и в нескольких комнатах расположилась небольшая, очень хорошо продуманная литературная экспозиция. Но, видимо, необходимо перевести библиотеку в соседнее здание этой усадьбы, а в доме, где умер писатель, открыть наконец музей Гоголя — первый в нашей стране». Эти слова были написаны к 175-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, но лишь четверть века спустя, в 2005 г. библиотека решением Правительства Москвы преобразована в Центральную городскую библиотеку — мемориальный центр «Дом Гоголя».

Лихачёву принадлежат два филологических труда, посвящённых творчеству Николая Васильевича Гоголя – «Социальные корни типа Манилова», в которой он проводит параллели между персонажами «Мёртвых душ», и «Ахматова и Гоголь», в которой Лихачёв исследует реминисценции на «Петербургские повести», и «Невский проспект» в частности, в «Поэме без героя» А.А.Ахматовой.

«Одно из важнейших достижений реализма Гоголя заключалось в том, что все создаваемые им типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX в. Мы ясно видим, в каких социальных условиях развился тот или иной персонаж Гоголя и к какой социальной группе он принадлежит. И это особенно относится к «Мертвым душам»».(Лихачев Д.С Литература - реальность - литература/ Д.С. Лихачев. — Л.: Сов. писатель, 1981.)

Статья Д.С. Лихачёва «Ахматова и Гоголь» на сайте ahmatova.org

29 ноября исполняется 150 лет со дня смерти русского литературного критика и публициста Николая Александровича Добролюбова (5.II.1836 – 29(30).XI.1861).

Еще Белинский утверждал: «... мы в Гоголе видим более важное значение для русского общества, чем в Пушкине: ибо Гоголь более поэт социальный, следовательно, более поэт в духе времени...». Это отношение к Гоголю характерно также и для Добролюбова. Критика революционной демократии в творчестве автора «Ревизора» и «Мертвых душ» увидела черты беспощадного реализма, смелой сатиры, отрицания действительности. Пафос социального обличения не достигал такой силы в произведениях догоголевской литературы. Поэтому имя Гоголя сделалось символом, обозначавшим обличительное, «гоголевское» направление в искусстве. Его принципы были обоснованы Белинским; исчерпывающую характеристику нового направления дал в «Очерках гоголевского периода» Чернышевский.

Добролюбов также высоко ценил творчество великого сатирика, который «изобразил всю пошлость жизни современного общества». Высмеивая бессилие старой сатиры, Добролюбов противопоставлял ей «сатиру гоголевского периода». Он писал: «Мы же, с своей стороны, признаем только плодотворность сатиры Лермонтова, Гоголя и его школы...». Любопытно, что в своих статьях Добролюбов постоянно цитировал Лермонтова и очень часто, по самым различным поводам, ссылался на сатирические образы «Ревизора» и «Мертвых душ». Однако и Гоголь не во всем удовлетворяет критика, хотя он и был страстным поборником «гоголевского» направления. Гоголь, по мнению Добролюбова, «в лучших своих созданиях очень близко подошел к народной точке зрения, но подошел бессознательно, просто художнической ощупью». Изобразив пошлость жизни, он сам ужаснулся: «... он не сознал, что эта пошлость не есть удел народной жизни, не сознал, где ее нужно до конца преследовать...». И Гоголь начал искать идеалы там, где их не было, обратился к нравственному самоусовершенствованию; результатом были его «жалкие аскетические попытки» — реакционная книга «Выбранные места из переписки с друзьями».