Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Музеи в библиотеках, библиотеки в музеях

В.П. Викулова, директор Городской библиотеки № 2
им. Н. В. Гоголя (Москва)

Музеи в библиотеках, библиотеки в музеях

В условиях современной культурной ситуации сближение понятий «библиотека» и «музей» ни у кого уже не вызывает недоумения, а само понятие «библиотека» не сводится к понятию «книгохранилище». Взаимопроникновение музейного и библиотечного институтов и сосуществование их под одной крышей являются характерной чертой духовного развития общества на рубеже XX - XXI веков. В последние 15 лет все более четко прослеживается процесс интеграции и глобализации сферы культуры. Развиваются средства коммуникации, виртуальная среда, прогрессивные информационные технологии, которые облегчают взаимодействие национальных культур. Наше время породило новый тип синтетических культурных учреждений: это центры, хорошо оснащенные технически и предоставляющие пользователям широкий спектр услуг - от электронной базы данных с выходом в Интернет до традиционной библиотеки и мемориального музея. Сегодня предпочтение отдается именно таким учреждениям, возникающим на стыке различных отраслей культуры, так как библиотеки-филиалы со своими ограниченными фондами не могут на должном уровне удовлетворить интеллектуальные запросы современного читателя. Отличительная особенность подобных культурно-информационных центров - их многоаспектность и многогранность: это и видео-электронный фонд, и лекционный зал, и читальный зал, и выставочный зал, и нотно-музыкальный отдел. Функционирование крупных учреждений требует вложения материальных и финансовых средств, но практика показывает, что все затраты окупаются высоким коэффициентом пользы, приносимой обществу этими очагами культуры.

Глобализация культуры, сопряженная с интенсивным экономическим развитием, может иметь негативные тенденции, следствие которых - замедление развития национальных культур, беззащитность общества перед неконтролируемым потоком информации, размывание социокультурных норм и душевная усталость людей. В настоящее время доминирующими являются ценности и стандарты американской культуры: телевизионные программы, кинопродукция, реклама, периодическая печать и музыка США быстро распространяются по всему миру. Происходит американизация общества. В то же время, отдельные национальные культуры стремятся сохранить свое своеобразие и уникальность, протестуя против унификации современного культурного бытия. Среди учреждений, которые отказываются от стандартных американизированных идеалов и сохраняют зерна истинной культуры, первенство принадлежит библиотекам и музеям. Именно эти социальные институты приобщают человека к нравственным нормам, гуманистическим ценностям, традициям, способствуют сохранению родного языка и национальной культурной идентичности.

В библиотеках и музеях сосредоточен самый большой пласт духовных ценностей всех поколений. Исторически эти культурные учреждения развивались в тесной взаимосвязи друг с другом. Прообразами современных музеев можно считать коллекции, собираемые людьми не для утилитарного использования, а для реализации потребности в сохранении памяти, в создании особой предметно-пространственной среды, состоящей из предметов-символов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие. Музейные коллекции, возникавшие, как правило, при монастырях, помимо вещественных реликвий, всегда включали в себя богатейшие библиотеки. Книжные сокровища, собираемые и оберегаемые священниками, со временем сами становились уникальными музеями книги. В Москве в XV - XVII веках первыми учреждениями музейного характера, где собирались и хранились реликвии и раритеты, считаются ризницы монастырей и церквей: Патриаршая ризница, Архангельский, Успенский, Благовещенский соборы Московского Кремля, Чудов монастырь. Своеобразный музей существовал в Московском Кремле уже в XV веке, и располагался он в колокольне Ивана Великого.

Коллекции, существовавшие в средние века при монастырях, а также храмовые ризницы, назывались ранее древлехранилищами (в XIX веке - синоним слова «музей»). Позднее были основаны музеи при Духовных академиях: в Москве и в Киеве - в 1872 году, в Петербурге - в 1879.

Помимо древлехранилищ, музеями прежних лет можно назвать личные и фамильные собрания реликвий, в состав которых наравне с ценностями материальной культуры входили значительные книжные фонды. Это библиотека Петра I, библиотека Андрея Андреевича Виниуса, библиотека Василия Васильевича Голицына, библиотека князя Бориса Петровича Шереметьева, библиотека графа Николая Петровича Шереметьева, «Избранное книгохранилище» графа Дмитрия Петровича Бутурлина, Погодинское древлехранилище и многие другие.

Крупнейшие библиотеки нашего времени возникли из музеев, как, например, возрожденная ныне библиотека Александрина в Египте, Библиотека Британского музея и Российская Государственная библиотека.

Как многие библиотечные фонды образовывались при помощи музеев, так и многие музеи были созданы при участии библиотек. В создании Государственного Музея А.С. Пушкина в Москве большую роль сыграли бывшая Ленинка и Библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне - РНБ).

На рубеже XIX - XX веков российские меценаты создавали так называемые народные дома, соединявшие под одной крышей библиотеку, музей, театр и чайную.

Таким образом, история библиотечного и музейного дела доказывает, что библиотеки и музеи изначально неотделимы друг от друга. В условиях сегодняшнего интегративного развития культуры общей задачей и библиотеки, и музея является развитие исторического сознания, сохранение культурной памяти. Поэтому при музеях обязательно есть библиотеки, а при библиотеках все чаще возникают музеи. «Вещная» и книжная культуры стремятся к взаимопроникновению, что объясняется родственностью музейных и библиотечных функций. И тот, и другой культурный институт выполняют научно-исследовательскую, научно-просветительную и воспитательную функции, осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников культуры. И музей, и библиотека - учреждения публичные, ориентированные на широкую аудиторию и реализующие потребность человека в творческом самовыражении. Тем не менее, у них существуют противоречия и различия, обусловленные как источниками финансирования (библиотеки и музеи, как известно, финансируются разными ведомствами), так и профилированием. Музейная и библиотечная специфика проявляются в составе фондов (в музее - как правило, предметы вещной, материальной культуры, в библиотеке - в основном, произведения печати), в методике работы с фондами (библиотечные и музейные фонды требуют разных правил ведения), в организации штатного расписания (музейная структура подразумевает должности хранителя и смотрителей), в пропускной способности, доступности (в музеях определенная часть фонда представляет собой архивы и хранилища, в которые посетители не допускаются, а наиболее ценные рукописи и документы не выдаются на руки). Вместе с тем, библиотеки часто привлекают музеи, особенно литературные, для сотрудничества с целью раскрыть их сокровища для читателей, а музейщики, в свою очередь, нередко обращаются в библиотеки за периодикой и активно развивают новые направления деятельности. Исследователи в области библиотековедения и библиотечного дела отмечают, что сейчас не только музеи, но и архивы, преодолевая свойственную им закрытость, проводят публичные выставки документов, совмещая их с вещно-иллюстративным рядом (например, циклы экспозиций выставочного зала федеральных архивов).

Для того чтобы разрешить противоречия сохранности и общедоступности своих раритетов, библиотека создает специализированные читальные залы, где могут выставляться музейные фонды. Такие подразделения адресованы прежде всего филологам, и в этом проявляется специализация библиотеки. При всех различиях, массовые мероприятия в музее проводятся как для научных работников и творческой элиты, так и для учащихся, то есть, тех же самых читателей библиотек. Получается, что пользователь у музея и библиотеки один. И если библиотека в музее подчинена его задачам и часто выступает как научно-вспомогательный аппарат для сотрудников и избранных посетителей, то музей в библиотеке создается для всех потенциальных читателей и работает на идею самой библиотеки. Он может функционировать как самостоятельное подразделение, существовать в виде краеведческого уголка в одном из отделов или составлять с библиотекой единый организм. В последнем случае, как пишет С.Г. Матлина, посвятившая данной теме ряд статей, «наряду с книгой формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда становится одним из главных, официально заявленных приоритетов. При этом меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает наименование «библиотека-музей»... или, допустим, «библиотека-центр национальной культуры». В этой связи можно ставить вопрос о равноправии и равноценности музеев и библиотек, расположенных в одном здании и являющихся по сути единым учреждением, единым культурным центром.

Воспроизводство духовной памяти народа часто осуществляется не только библиотечными формами работы, но и с помощью более ярких, образных музейных форм, оказывающих сильное эмоциональное влияние на посетителя и помогающих современной библиотеке обрести свое неповторимое лицо. Сегодня все библиотеки стремятся к специализации - литературной, мемориальной, краеведческой, и при этом старые вещи играют важную роль в визуальном восприятии книжных экспозиций, так как, по словам С.Г. Матлиной, «выступают своеобразным культурным кодом соответствующего периода истории». В «вещном характере современной культуры» были убеждены и многие российские философы - такие как Г.П. Щедровицкий, рассматривавший вещь в качестве эстетического знака и одновременно средства коммуникации.

Разнообразие библиотек-музеев сегодня чрезвычайно велико. Это и музеи краеведения, и музеи истории, и музеи книги... В одной из московских библиотек создан музей, посвященный знаменитому библиотекарю Н. Федорову, в другой - музей библиотечного дела, в третьей - музей человека. Все это объясняется главным образом развитием культурного сознания. Современные библиотеки - социокультурный институт, где наиболее ярко проявляются общественные перемены. Изменилось традиционное представление о задачах и возможностях этих учреждений, об их месте в науке, культуре и образовании, а также об их роли в интеграции общества в глобальное информационное пространство. Новейшие технологии предполагают максимально открытую для публики «библиотеку-экстраверта». При этом каждая библиотека выбирает собственные приоритеты. Так появляются новые культурные институты, библиотеки принципиального иного типа: библиотеки-музеи, библиотеки-театры, библиотеки-салоны, картинные галереи, центры национальной культуры. Библиотеки учатся популяризации своих традиционных и новых возможностей, используя различные публичные акции (праздники, фестивали, конференции), создающие яркую, образную, убедительную рекламу.

Идея музея, по теории А.З. Крейна, - это «идея современности», несмотря на то, что музейное учреждение по определению имеет исторический профиль. В отличие от архивов, адресованных узкому кругу специалистов, музеи в принципе общедоступны. Они хранят историю для современности. Прошлое в них - как направление движения в будущее. Коллекции их имеют непреходящее значение, обращены к последующим поколениям. Это прежде всего относится к литературным и мемориальным музеям, а также к мемориальным библиотекам.

По толкованию «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, понятие «мемориальный» означает «служащий для увековечения памяти кого-нибудь». Следовательно, мемориальные музеи - это «группа музеев, осуществляющих сбор, хранение, изучение и экспонирование мемориальных и других музейных предметов с целью увековечения памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства» (определение «Российской музейной энциклопедии). Отличительная особенность мемориального музея - то, что он, как правило, располагается в здании, где происходило событие или жил человек, памяти которого и посвящен музей. Критерием мемориальности экспонатов в данном случае является их принадлежность конкретному лицу или событию, месту, зданию или времени. Подлинность места - необходимый компонент мемориальности, поэтому мемориальный музей чаще всего ассоциируется с понятием «дом»: Дом-музей П.Д. Корина в Москве, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину, Дом-музей Б.Л. Пастернака в Переделкине, Дом-музей М.И. Цветаевой и др. Мемориальными музеями являются Литературный музей А.П. Чехова в Таганроге, Литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Музей-заповедник «Абрамцево». Библиотека мемориального музея чаще всего представляет собой архив писателя, художника, композитора, общественного деятеля, а также круг его чтения и литературу о нем, и сама является частью музейной экспозиции. В то же время библиотека, расположенная в здании, несущем в себе подлинную мемориальность, как учреждение является по сути тем же музеем, однако функции ее существенно шире: такая библиотека берет на себя задачи координационного культурного центра, посвященного памяти кого-либо. Характеристикой ее выступают и здание, и фонды, и направление работы. Отправной точкой для создания мемориальной библиотеки становится не только место жительства, но прежде всего сама личность писателя, а затем они обрастают музейной и книжной коллекцией. Так возникает новый культурный очаг, имеющий библиотечно-музейную специфику. Большую помощь в его организации могут оказать музеи, архивы, родственники писателя, которые хранят у себя подлинные реликвии. Среди мемориальных библиотек больше всего таких, которые связаны с именами конкретных деятелей культуры: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Добролюбова, А.Ф. Лосева, А.И. Солженицына, Н. Рубцова. Их объединяет сосредоточенность на определенной личности. Есть и мемориальные библиотеки, сосредоточенные на определенном историческом периоде.

Наличие музея в составе мемориальной библиотеки для последней чрезвычайно плодотворно, так как создает неповторимую эмоциональную, культурную и духовную атмосферу, позволяющую посетителю почувствовать уникальность данной библиотеки, данного места. Такую атмосферу сохраняет в своих стенах Московская Городская библиотека № 2 им. Н.В. Гоголя, или Дом Гоголя. Именно Дом, так как вся работа этого учреждения связана с историей здания и личностью жившего в нем писателя. У каждого субъекта культуры есть своя неповторимая история, здесь же она напрашивается сама собой: в старинном особняке графа А.П. Толстого Н.В. Гоголь провел последние годы жизни. Здесь он молился, творил, размышлял, здесь же вынес приговор своему неоконченному произведению - второму тому «Мертвых душ», сожженному писателем в пламени камина. Дом Гоголя, который изначально воспринимался москвичами как мемориальный музей, весь проникнут памятью о великом классике, он дышит ею. Главная задача библиотеки - сохранить эту память. В Мемориальных комнатах Н.В. Гоголя по воспоминаниям его современников воссоздана подлинная обстановка первой половины XIX века. Книга в соединении с вещной культурой и особой атмосферой бывшей господской усадьбы ежедневно работает на будущее: приобщает посетителей, особенно молодежь, к лучшим национальным традициям, общечеловеческим нравственным ценностям. Гоголевка постоянно проводит синтетические массовые мероприятия, в которых вместе принимают участие и библиотечные работники, и студенты-читатели, и специалисты различных отраслей сферы культуры: искусствоведы, литераторы, актеры, режиссеры, музееведы, философы, журналисты. Это и ежегодные Гоголевские чтения, уже получившие международный статус, и крупные акции в рамках Дней славянской письменности и культуры, Дня исторического и культурного наследия, Дня города. Библиотекой уже проведены Первые, Вторые и Третьи Гоголевские чтения, День памяти Н.В. Гоголя 4 марта 2002 г., фотовыставка «Жизнь и приключения лучшего памятника Москвы», посвященная памятнику Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева; фотовыставка конной скульптуры «Семь всадников Первопрестольной» и другие мероприятия, собравшие огромное количество москвичей и гостей столицы. Гоголевка выпускает сборники докладов своих ежегодных конференций, проводит литературные встречи в Мемориальных комнатах писателя, семинарские занятия по гоголеведению, календарные праздники и концерты классической музыки в нотно-музыкальном отделе (уникальное подразделение, очень любимое и посещаемое студентами музыкальных учебных заведений Москвы). Вместе с тем, сотрудники библиотеки понимают, что лучшей памятью гениальному писателю является сама книга, и ежедневно ведут библиотечно-библиографическую работу: комплектование, обработку фонда, обслуживание читателей, удовлетворение их информационных запросов. Объединяющим центром всей этой деятельности является личность и творчество Н.В. Гоголя. Таким образом, в условиях технологического развития общества Городская библиотека № 2 им. Н.В. Гоголя воспринимает модернизацию лишь в качестве оболочки и делает акцент на содержательный аспект, а именно - воспроизводство духовных ценностей отечественной, прежде всего - московской культуры. При этом учреждение органично сочетает в себя два равноценных и равновеликих начала: предназначение мемориального здания и предназначение библиотеки, которая стремится стать подлинным Домом Гоголя. Особенность данного преобразования в том, что оно объединит в себе книжную и вещественную память, не замыкаясь на развитии только музейного или только библиотечного компонента. Сегодня Гоголевка представляет собой культурный комплекс, в котором на равных существуют и библиотека, и музей.

У многих специалистов вызывает опасения проблема сохранности музейных экспонатов в условиях общедоступности библиотеки и книги. Ведь музейная реликвия существует как правило в единственном экземпляре, а экспонаты библиотеки-музея сочетают в себе одновременно доступность и сохранность. Как в музее, так и в библиотеке могут оказаться раритеты, которые боятся даже дневного света. Такие экспонаты собираются в отдельных специализированных хранилищах. Для работы с раритетами нужны определенные знания и навыки. Многие исследователи данной проблемы предлагают организовать обучение библиотекарей основам музейного дела: правилам учета, хранения и использования музейных ценностей и документов. В дальнейшем может быть разработана новая вузовская дисциплина и даже новая специальность: библиотекарь-музеевед.

При этом может возникнуть закономерный вопрос: не приведет ли взаимопроникновение библиотечных и музейных функций к размыванию собственно библиотечной деятельности? Опыт работы библиотек-музеев показывает, что в них успешно функционируют абонемент, читальные залы и другие отделы обслуживания. Музей не отменяет традиционных библиотечных задач и форм работы, он выявляет уникальность библиотеки, ее непохожесть на другие культурные учреждения и привлекает новые слои населения в качестве постоянных посетителей. Вышеупомянутые особенности библиотеки-музея являются ее самоцелью.

Необходимость практической интеграции библиотек и музеев сегодня обосновывают как зарубежные специалисты (Б. Смит), так и отечественные: О. Щербакова, Ю. Гуральник, Н. Англичанинова, С. Матлина, Ю. Горбунов, Л. Коваль и др. Обсуждается эта тема и на всевозможных конференциях и семинарах.

На сегодняшний день библиотека-музей занимает особое место в культурном прогнозировании. На фоне обязательной модернизации этот институт не перестанет стремиться к сохранению своих традиций, своей культурной идентичности. Мемориальные библиотеки будут прославлять свой генофонд и сохранять его в классических традициях. В то же время, библиотека-музей - живой организм, который должен постоянно развиваться, являясь непреходящим символом множественности культуры. По мнению ООН, при условии свободного доступа к национальному культурному наследию могут быть решены основные проблемы глобализации общества.

В России интерес к сфере культуры неуклонно возрастает, меняется и отношение к ней государства. Финансирование этой отрасли за последние годы значительно увеличилось, что свидетельствует о понимании политиками ее важной роли в развитии страны. Деятелей культуры объединяет стремление к созданию и сохранению общечеловеческих ценностей. Чтобы процесс этот происходил успешно, необходимо образование единого культурного пространства, объединение отраслей культуры: искусства, литературы, науки, философии, средств массовой информации и собственно культурных институтов, в числе которых - музеи и библиотеки.


Библиография:

Алексеева Т. 900 дней и ночей ленинградских книгочеев // Библиотека. - 2000. - № 11. - С. 72-73;

Англичанинова Н. История становится все ближе // Библиотека. - 2000. - № 9. - С. 30-32;

Валькова О. Она существовала лишь год, но свое предназначение выполнила // Библиотека. - 2000. - № 10. - С. 88-89;

Викулова В.П. Традиции старинных салонов // Библиотека. - 2001. - № 3. - С.30;

Горбунов Ю. Музей в объятиях читальни // Библиотека. - 2000. - № 12. - С. 40-44;

Гусева Е.В., Рахимова Д.Т. Компьютер не заменит музея! // Библиотека. - 2002. - № 12. - С. 46-47;

Жукова Н. От читальни - к централизованной системе // Библиотека. - 2001. - № 1. - С. 88-90;

Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира // Библиотековедение. - 2002. - № 5. - С. 8-18;

Коваль Л. Для общей пользы // Библиотека. - 2000. - № 11. - С. 74-75;

Коваль Л. И снова о музеях // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 85;

Крейн А.З. Рождение музея. - М.: Советская Россия, 1969;

Крейн А.З. Жизнь музея. - М.: Советская Россия, 1979;

Кулакова Е.С. Самый популярный отдел // Библиотека. - 2002. - № 8. - С. 35-36;

Ламской А. В чем резерв «Олимпионика»? // Библиотека. - 2001. - №4. - с. 35-37;

Лиховид Т.Ф., Полякова Н.И. Новая жизнь Александрийской библиотеки // библиотека. - 2002. - № 6. - С. 9-11;

Матлина С.Г. В какую сторону направлен вектор обновления? // Библиотека. - 2000. - № 9. - С. 27-29;

Матлина С.Г. Мемориальная библиотека: парадокс или закономерность? (Постановка проблемы) // Библиотека в контексте истории: Материалы 4-й Междунар. Науч. конф. Москва, 24-26 окт. 2001 г. - М., 2001. - С. 81;

Матлина С.Г. Обновление, или еще раз о миссии публичной библиотеки // Библиотека. - 2001. - № 6. - С. 71-76;

Матлина С.Г. Эта необычная выставка... // Библиотековедение. - 2002. - № 1. - С. 94-95;

Петрова Л.А. Лишь тот достоин уважения, кто чтит историю свою // Библиотека - 2002. - № 10. - С. 50-51;

Пиготт Е.Ф. Книга - источник, памятник, экспонат (о библиотеке музея-заповедника «Царицыно» // Библиотековедение. - 2002. - № 1. -С. 87-91;

Райков Г.И. Сохранить историко-культурную память народа - важнейшая миссия российских библиотек // Библиотековедение. - 2002. - № 3. - С. 8-11;

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001;

Сакова Н. Постигая творчество современного классика // Библиотека. - 2001. - № 7. - С. 36-38;

Сто великих музеев мира, - М.: Вече, 1999;

Фролов А.И. Московские музеи. - М.: ИД «Муравей», 1999;

Щербакова О. Что нам позволяет гордиться своей профессией // Библиотека. - 2000. - № 9. - С. 33-35.