Викулова В.П.,
директор «Дома Н.В. Гоголя» –
мемориального музея
и научной библиотеки,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный работник культуры

Методика создания музейных экспозиций и типология публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию

Современные библиотеки, помимо традиционных информационных и просветительских функций, выполняют ещё одну важнейшую задачу – сохранения культурной памяти. Библиотека транслирует культуру через поколения, постоянно воспроизводя духовные ценности с целью их многократного повторного востребования. Тем самым библиотечный институт обеспечивает культурную преемственность поколений, сберегая память о прошлом и воссоздавая его лучшие традиции. Функцию сохранения культурного наследия мы называем мемориальной. Инструментом развития данной функции в библиотечных, архивных и музейных учреждениях служат произведения печати, рукописи, электронные издания, а также вещественно-предметный ряд, который может гармонично сочетаться с книжным.

Существуют публичные библиотеки, изначально ориентированные на выполнение мемориальной функции. Они обычно имеют уникальную историю становления и развития и определённый тематический профиль деятельности, поэтому вполне логично, что в этих учреждениях создаются оригинальные музейные экспозиции. Методика их организации объединяет в себе формы и методы, характерные как для музеев, так и для библиотек. Мы будем говорить о тех методах, которые в настоящее время приняты в музейной и библиотечной практике и могут быть востребованы при создании мемориальных комплексов в структуре публичных библиотек.  

На данном этапе методика создания музейных экспозиций в библиотеках включает в себя две группы методов – научные и художественные. Выбор метода зависит от того, какими экспонатами располагают создатели мемориального комплекса, какие цели они при этом преследуют, а также от особенностей самого библиотечного пространства.

Традиционная технология создания экспозиции и в музеях, и в библиотеках предусматривает последовательную разработку следующих документов: научной концепции экспозиции и соответствующей ей художественной концепции, расширенной тематической структуры, а затем – эскизного проекта. На следующем этапе составляется тематико-экспозиционный план, а художник на его основе с учётом своей концепции и эскизного проекта создаёт «монтажные листы», завершая творческий процесс. Далее конструкторы решают технические проблемы. В результате совместной работы библиотечных, музейных специалистов и автора-художника должен получиться уникальный экспозиционный продукт, синтезирующий в себе библиотечный, музейный и творческий компоненты.

Рассмотрим научные и художественные методы создания музеев, применимые в современных публичных библиотеках, реализующих мемориальную функцию. Об этой методике пишет, в частности, профессор Т.П. Поляков.

Распространённым и традиционным методом создания экспозиции является коллекционный. Он характерен, главным образом, для библиотечных учреждений, обладающих обширными коллекциями произведений искусства, рукописных и книжных памятников. Данный метод не всегда можно применить для создания музейной экспозиции в библиотеке, поскольку библиотечный фонд зачастую не располагает подобными коллекциями и условиями их надлежащей сохранности, однако во многих случаях такие коллекции всё же имеются в публичных библиотеках. Базовым документом для создания коллекционной экспозиции является научная концепция, где излагаются характеристики представляемых коллекций, а также цели, задачи, средства и технологии экспонирования. В процессе создания коллекционных экспозиций, помимо традиционных, связанных с витринно-световым дизайном, применяются технологии «открытых фондов», предусматривающие приспособление фондохранилищ для публичного осмотра посетителями. Эта методика пригодна для экспонирования собраний рукописей, редких книг, графики, нумизматики и т.д. Она включает в себя также электронные технологии, позволяющие создавать виртуальные экспонаты. Коллекционный метод могут использовать, прежде всего, те библиотеки, в которых имеются обширные коллекции по профильной для них тематике – например, Российская государственная библиотека или Государственная публичная историческая библиотека (Москва).

Второй научный метод создания экспозиции – ансамблевый. Он состоит в воссоздании на основе музейно-библиотечной коллекции бытовой среды, связанной с историко-культурным процессом, явлением или событием. Подобный метод применяется, прежде всего, в мемориальных библиотеках, создаваемых в аутентичном архитектурном пространстве и на основе соответствующих бытовых предметов. В этом случае мемориальность является высшей ценностной характеристикой предмета. Собранные в интерьер, мемориальные вещи и произведения печати обладают особой аурой, которая создаётся посредством изучения документов и восстановления бытовой среды определённой эпохи, в которой жил тот или иной персонаж. Ансамблевый метод применим в основном в именных библиотеках, расположенных в исторических зданиях, как, например, московские Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» и «Дом Н.В. Гоголя» – мемориальный музей и научная библиотека. Кроме того, данный метод может быть востребован также в библиотеках краеведческого и исторического профиля. В экспозициях, организованных ансамблевым методом, нередко применяются интерактивные технологии, в том числе игровые и театральные. Посетителей погружают в воссозданную историко-бытовую среду, и они становятся активными участниками театрализованного действия. Базовым документом для создания подобных экспозиций является научная концепция, разработанная на основе изучения архивных документов. Основная проблема библиотечных учреждений, возникающая при использовании ансамблевого метода, – физическая сохранность экспонатов. Каждая библиотека решает эту проблему, исходя из своих возможностей.

Третий традиционный научный метод создания музейной экспозиции – иллюстративно-тематический. Он может быть использован крупными публичными библиотеками краеведческого и историко-литературного профиля, обладающими достаточным предметным и документным потенциалом, а также детскими библиотечными учреждениями, поскольку подобная экспозиция представляет собой красивую и понятную иллюстрацию на какую-либо тему, что особенно ценно для учителей школ. Цель метода – в пространстве экспозиции научно-популярными средствами рассказать о том или ином явлении, имеющем социальную значимость. На первом этапе сотрудниками библиотеки создаётся научная концепция, включающая в себя расширенную тематическую структуру. Она является исходным документом для разработки эскизного проекта. На втором этапе разрабатывается тематико-экспозиционный план. В нём фиксируются все экспонаты, собранные в тематические комплексы, обозначаются текстовые комментарии, а также предлагаются те или иные технологии. На основе ТЭП затем делаются «монтажные листы», призванные изобразить в масштабе всю будущую экспозицию.

Зачастую научных методов бывает недостаточно для создания полноценной экспозиции в публичной библиотеке, и в этих случаях применяются художественные методы. Например, музейно-образный метод основан на создании с помощью предметов и книг полноценного экспозиционно-художественного образа или системы образов. Такие экспозиции имеют самостоятельное художественное значение и являются произведениями искусства с музейно-библиотечной спецификой. Музейно-образный метод может быть популярен в библиотеках, организующих у себя литературные экспозиции и при этом не имеющих в своих фондах достаточных коллекций мемориальных предметов. Отсутствие меморий в этом случае компенсируется символикой. При этом речь идёт не о попытке восстановления бытовой среды, а о стремлении создать экспозиционно-художественный портрет эпохи, выразить внутренние особенности какой-либо персоналии, её духовный мир. В процессе создания подобных музейных комплексов применяют современные электронные технологии, связанные со световыми эффектами и виртуальными изображениями. Художник создаёт объёмно-пространственную картину или серию картин с использованием имеющегося библиотечного фонда. Для этого требуется тематическое задание – либо научная концепция, либо тематико-экспозиционный план с концептуальным введением. Отталкиваясь от базовых документов, художник создаёт свой оригинальный проект будущего произведения искусства, включающий художественную концепцию и эскизы.

Ещё один художественный метод – сюжетный, или художественно-мифологический. Он применяется в тех библиотеках, где мало необходимых мемориальных экспонатов, но, тем не менее, очевидна сложность и многогранность раскрываемой темы. Цель – используя уникальный фонд библиотеки, создать художественно-мифологическую модель определённого историко-культурного процесса или явления, основанную на том или ином сюжете. При этом учитывается мемориальная атмосфера экспозиционного пространства и сохраняется библиотечная специфика. В данном случае продуктом использования метода становится синтетическое произведение искусства, содержащее элементы литературы, драматургии и театра. В основе лежат предметы, книжные издания и изобразительные материалы, превращённые художником в символы. Здесь используются оригинальные архитектурно-художественные средства построения образа и сюжета и соответствующие проектные технологии. Самые распространённые из них – комбинации предметов, расположенные в драматической последовательности оригинального сюжета. Подобные композиции, называемые «инсталляциями», требуют сложной пространственно-временной, архитектурной и сюжетной организации. В результате экспозиция получается объёмной и заставляет посетителя библиотеки стать активным участником экспозиционного действия. При этом электронные технологии применяются не формально, а с учётом сюжета. Ярким примером учреждения культуры, где был успешно применён художественно-мифологический метод, можно считать московский «Дом Н.В. Гоголя» – мемориальный музей и научную библиотеку. Создавая экспозицию на основе уже имеющихся коллекций и вновь приобретаемых экспонатов, авторы концепции столкнулись с проблемой почти полного отсутствия мемориальных реликвий, имеющих непосредственное отношение к Н.В. Гоголю. Тогда художник, одновременно выступивший в роли сценариста и режиссёра, предложил свой оригинальный сюжет построения экспозиции, превратив каждый предмет в определённый символ и сделав его основой для художественной инсталляции. Таким образом, каждый посетитель музея-библиотеки проходит путь Н.В. Гоголя – писателя, человека, христианина. Необходимо отметить, что в создании музейного комплекса, посвящённого жизни и творчеству великого классика, были творчески использованы современные электронные технологии: тени и силуэты, созданные компьютерными спецэффектами, призваны подчеркнуть философско-поэтическое преображение бытовой реальности.

Экспозиции, создаваемые на основе художественно-мифологического метода, являются авторскими. При этом руководитель библиотеки берёт на себя функцию продюсера, отвечая за организацию, финансирование и производство. Он может привлечь к работе сценариста, который будет возглавлять группу экспозиционеров-практиков, учёных-консультантов, библиотечных методистов и разрабатывать сценарную концепцию, главное в которой – поиск и литературное воплощение уникального сюжета. Но сценарист может быть и не обязателен, поскольку художник зачастую сам способен определить структуру будущего действия, сформулировать завязку, кульминацию и развязку сюжета экспозиции. В этом случае автор берёт на себя режиссёрские функции и создаёт художественную концепцию экспозиции как последовательного драматургического действия в пространстве библиотеки. Если он работает в паре со сценаристом, разрабатываются два взаимодополняющих документа – сценарий и эскизный проект. Но практика показывает, что можно обойтись и без сценариста, поскольку коллектив библиотеки, осуществляющей мемориальную деятельность, как правило, создаёт сценарий самостоятельно

Многообразие методов организации музейного комплекса предполагает возможность их комбинирования в рамках одного учреждения. Иногда создатели музеев в публичных библиотеках применяют в экспозиции одновременно коллекционный, ансамблевый и иллюстративно-тематический методы, и при этом открываются новые возможности научно-популярного рассказа с использованием вещных реликвий, книг и документов. Встречаются также примеры эффективного сочетания в одном библиотечном пространстве научной и художественной методики: в «Доме Гоголя» использовались и ансамблевый, и коллекционный, и художественно-мифологический методы.

Результатом применения комплексной музейной методики в публичных библиотеках становится создание оригинальных экспозиций. Разнообразие библиотек, реализующих сегодня мемориальную функцию, позволило выделить некоторые их типы и виды в зависимости от профилирования и формы организации музейных комплексов.

Широкое распространение в последние десятилетия получили библиотеки краеведческого профиля, поскольку краеведческая работа традиционно входит в направления деятельности публичных библиотек и связана с историческим прошлым конкретного населённого пункта. Основным стимулом к созданию краеведческой библиотеки, осуществляющей мемориальную функцию, является потребность населения в сборе и изучении информации, предметов и документных источников о родном месте жительства. Районные, городские, областные, краевые и сельские библиотеки проводят мемориальную краеведческую деятельность на своём уровне. Источниками формирования музейной экспозиции и комплектования профилированного книжного собрания служат частные коллекции, фонды районных краеведческих музеев, архивы государственных и общественных организаций. В работе публичных библиотек, связанных с краеведением, преобладают поиск и сбор источников, научные экспедиции, организация конференций и семинаров, клубная и выставочная работа. Характерные примеры – Центральная детская библиотека г. Старый Оскол Белгородской области, Центральная библиотека Солецкого района Новгородской области, Центральная городская детская библиотека г. Новгорода, Библиотека-филиал № 1 ЦБС г. Зверево Ростовской области, Рыбацкая библиотека Невского района г. Санкт-Петербурга.

Исторический профиль имеют публичные библиотеки, ориентированные на определённый временной период либо событие. Они занимаются преимущественно сбором, изучением, популяризацией вещественных реликвий и фактографии. Примерами могут служить библиотечно-музейный центр «Олимпионик» (Москва), мемориальная экспозиция которого посвящена истории I Всемирных юношеских игр 1998 г., и Музей-библиотека «Книги блокадного города» (Санкт-Петербург), изучающая историю книжного и библиотечного дела Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Библиотеки исторического профиля, как правило, проводят соответствующие научные исследования.

Наиболее обширны персональные или именные библиотеки. Из 450 московских библиотечных учреждений более половины являются персональными: они носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и ведут работу по персоналиям. В таких библиотеках создаются музейные экспозиции, посвящённые выдающимся людям. Вокруг биографии и творчества известного лица, чьё имя присвоено учреждению, выстраиваются мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки.

Интересен опыт музейной деятельности московских персональных публичных библиотек: Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Центральной библиотеки № 112 им. А.С. Пушкина, ГБУК «Дом Н.В. Гоголя», Библиотеки № 95 – Культурно-просветительского центра им. Н.М. Рубцова. Эти учреждения выполняют функции городских культурных центров, которые занимаются увековечением памяти известных имён, координируя всю работу в данном направлении, и вместе с тем являются информационными интеллект-центрами для молодёжи.

Своеобразный тип представляют собой библиотеки художественно-искусствоведческого профиля (библиотеки по искусству, библиотеки-салоны, библиотеки-театры, музыкальные библиотеки, библиотечные учреждения, имеющие в своем составе картинные галереи). Их деятельность направлена на эстетическое воспитание и просвещение, а в методике работы преобладают наглядные формы популяризации предметных и книжных коллекций – выставки и инсталляции. При этом вещный, документный и музыкальный компоненты сочетаются и дополняют друг друга. Среди московских публичных библиотек художественно-искусствоведческого профиля можно отметить Российскую государственную библиотеку по искусству, Библиотеку искусств им. А.П. Боголюбова, Центральную детскую библиотеку им. И.З. Сурикова № 40.

Разнообразны также тематические библиотеки, выбирающие в качестве профиля какую-либо конкретную тему или предмет, как, например, Музей половика в Частовском филиале ЦБС Новгородской области, Музей Человека в Библиотеке № 110 (Москва), Музей «Библиотека русской водки» (Углич). Музейные экспозиции этих библиотек отличаются яркой самобытностью и уникальностью, а мемориальная функция развивается в русле изучения и популяризации избранной тематики. Проводя работу по своему профилю, тематические библиотеки продолжают оставаться информационными, культурно-просветительскими и досуговыми центрами, предоставляя пользователям широкий спектр услуг публичной библиотеки.

Существуют библиотеки, отражающие историю книжного и библиотечного дела. По своему содержанию и методике работы они близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде большого количества книжных памятников и архивных документов по истории возникновения и развития библиотек определённого региона. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотечных учреждениях, как, например, Российская государственная библиотека (Москва), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург), Центральная библиотека Куйбышевской ЦБС Новосибирской области, Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Фёдорова и др.

Встречаются случаи, когда в структуре библиотеки возникает мемориальный комплекс, посвящённый истории самого учреждения. Подобные комплексы представляют собой Музей книги Российской государственной библиотеки (Москва), Музей истории московских библиотек Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (Москва), Музей библиотек и библиотечного дела Кемеровской области Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Фёдорова.

Некоторым публичным библиотекам, осуществляющим мемориальную деятельность, в равной степени присущи разнообразные типологические черты. Например, краеведческие функции и работа по персоналиям реализуются в деятельности Тотемской Центральной библиотеки им. Н.М. Рубцова Вологодской области и Библиотеки-музея им. В.П. Астафьева поселка Овсянка Красноярского края, а также исторического Музея-библиотеки «Книги блокадного города» (Санкт-Петербург). Последнее из перечисленных учреждений несёт в себе также черты публичной библиотеки, отражающей историю книжного и библиотечного дела. Тематические библиотеки часто включают в себя исторический и краеведческий компоненты, поскольку любая публичная библиотека, осуществляющая мемориальную деятельность, в той или иной степени связана с исторической фактографией.

В зависимости от формы организации публичные библиотеки, осуществляющие мемориальную деятельность, можно условно подразделить на несколько видов.

Библиотеку-музей характеризует синтез музейного и библиотечного компонентов, являющихся равнозначными. Учреждение подобного типа представляет собой одновременно и публичную библиотеку, и мемориальный музей с соответствующим комплексом функций. Вместе с тем, в библиотеках-музеях, как правило, преобладает библиотечно-библиографическая специфика, а музей функционирует в качестве одного из отделов. Библиотечные приоритеты выражены в обслуживании различных групп населения, доступности фондов, проведении широкомасштабных культурно-просветительских акций для жителей района или города.
В число первоочередных задач библиотеки-музея наряду с мемориальной деятельностью входит удовлетворение информационных, образовательных, досуговых, интеллектуальных и эстетических потребностей всех категорий пользователей. На уровне города, района, области подобное учреждение культуры выполняет также функции краеведческого центра, аккумулируя в себе историческое и культурное наследие региона. Библиотеки-музеи, посвящённые персоналиям, обязательно отражают в своей повседневной работе краеведческий аспект.

Примерами библиотек-музеев могут служить Библиотека-музей им. В.П. Астафьева поселка Овсянка Красноярского края, Библиотека-музей им. А.В. Жигулина (Воронеж), Библиотека-музей им. А.П. Гайдара г. Канев Черкасской области, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (Москва), Библиотека-музей им. К.И. Чуковского Ленинского района Московской области и др.

Музей-библиотека – учреждение музейно-библиотечного типа, где на первый план выносятся мемориальные задачи. В организации такой библиотеки первостепенна музейная специфика, в частности, ведётся углублённая научная работа и поисково-собирательская деятельность. В массовой работе с населением преобладают научные конференции, семинары, диспуты. Фонды музея-библиотеки содержат множество мемориальных реликвий, архивных документов и книжных памятников. Музейно-библиотечное учреждение в большей степени ориентировано на информационное обслуживание специалистов какой-либо области знания, но как публичная библиотека оказывает содействие просвещению, воспитанию и культурному развитию своих пользователей. Таковы, например, Музей-библиотека им. Н.Ф. Фёдорова (Москва), Музей-библиотека «Книги блокадного города» (Санкт-Петербург), Музей-библиотека Симеона Полоцкого г. Полоцка Витебской области.

Библиотека с мемориальным комплексом подразумевает наличие в составе библиотечной структуры подразделения, связанного с увековечением памяти о ком-либо или о чём-либо. Задача сохранения культурного наследия реализуется здесь строго в рамках библиотечного учреждения.

Мемориальный комплекс может представлять собой музейную экспозицию предметов, архив документов, собрание книжных памятников, постоянную выставку, картинную галерею, литературно-художественный салон, музыкальную гостиную либо все перечисленные компоненты. Примерами публичных библиотек с мемориальным комплексом являются Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Фёдорова (включающая в себя Музей библиотек и библиотечного дела Кемеровской области), Коношская центральная районная библиотека им. Иосифа Бродского Архангельской области (где действует мемориальная комната поэта), Уренская центральная библиотека (Урень, Нижегородская область), имеющая в своем составе Музей Ф.И. Каратыгина, а также Центральная библиотека им. М.А. Шолохова ЦБС № 1 ВАО (Москва), Центральная городская юношеская библиотека им. М.А. Светлова (Москва) и Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара (Москва).

Библиотека – мемориальный центр (мемориальный Дом) заключает в себе все аспекты реализации мемориальной функции современной публичной библиотечной структуры. Понятия «центр» и «Дом» предполагают объединяющую и координационную роль культурного института по профилю его работы. Так, московский «Дом Гоголя» – мемориальный музей и научная библиотека выполняет задачу увековечения в Москве памяти великого русского писателя и является координационным центром международного гоголеведения.

В составе мемориального дома в большинстве случаев функционирует музей, выделен специализированный фонд книжных коллекций, проводится обширная научно-исследовательская и культурно-просветительская деятельность. Подобные учреждения культуры во всех направлениях своей работы обращены к населению города, в котором расположены. Огромное значение приобретает их роль в нравственном воспитании и просвещении молодёжи. При этом работа библиотеки проводится в рамках информационного интеллект-центра и ориентирована не только на сохранение культурной памяти, но и на развитие современных компьютерных технологий. Например, Библиотечно-музейный центр «Олимпионик» г. Москвы совмещает в себе оба направления.

Функции Библиотеки – культурно-просветительского центра отличаются ещё большей широтой, чем функции библиотеки – мемориального центра. Такие учреждения, реализуя мемориальную деятельность по своему профилю, решают целый комплекс общих культурно-просветительских задач, удовлетворяя потребности пользовательских групп с различным уровнем образования и интересов, как, например, Французская библиотека-филиал ЦБС «Люблино» г. Москвы. В работе подобных библиотечных учреждений доминирует стремление к аккумулированию культурных ценностей, а также обеспечение доступа к информационных ресурсам и предоставление населению культурного продукта высокого качества.
Приведённая классификация позволяет выделить разнообразные варианты публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию. Например: библиотека-музей краеведческого профиля, музей-библиотека исторического профиля, персональная библиотека – мемориальный центр (Дом), библиотека – мемориальный центр исторического профиля, персональная библиотека-музей, персональная библиотека – культурно-просветительский центр, тематический музей-библиотека краеведческого профиля и др. Здесь перечислены далеко не все возможные комбинации полифункциональных учреждений культуры, выполняющих задачу сохранения памяти поколений и культурного наследия. На самом деле таких вариантов может быть очень много, и в каждом конкретном случае выбор варианта учреждения зависит от исходных особенностей – состава фонда, места расположения, профильного направления и т.д.

Типология полифункциональных культурных институтов, в частности, публичных библиотек, выполняющих мемориальную функцию, позволяет осуществлять их оптимальное моделирование, в котором учитываются и музейный, и библиотечный компоненты.

Библиография

1. Белкина С.В. Музей в пространстве библиотеки / С.В. Белкина // Библиотечное дело – 2003: материалы 8-й Междунар. науч. конф., Москва, 24—25 апр. 2003 г. — М., 2003. — С. 36—37.
2. Библиотека в контексте истории: материалы 4-й Междунар. науч. конф., Москва, 24—26 окт. 2001. — М: Изд-во РГБ «Пашков Дом», 2001. — 462 с.
3. Викулова В.П. Мемориальная деятельность библиотеки: организационно-управленческая концепция: Моногр. / В.П. Викулова; Департамент культуры города Москвы; ГБУК «Дом Н.В. Гоголя» – мемор. музей и науч. б-ка. — М.: ГРАНД-ФАИР, 2009.
4. Виноградова Е.Б. Типология и классификация библиотек: термины, признаки, методы / Е.Б. Виноградова // Библиотековедение. — 2007. — № 6. — С. 41—44.
5. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации: автореф. дис. … доктора пед. наук: (05.25.03) / Е.Ю. Гениева; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2006. — 37 с.
6. Каратыгина Т.Ф. Чтоб не распалась связь времён…: [Монография] / Т.Ф. Каратыгина; МГУКИ. — М., 2005. — 239 с.
7. Матвеева Е.А. Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.01 / Е.А. Матвеева; Омск. гос. техн. ун-т. — Омск, 2004. — 24 с.
8. Поляков Т.П. Музейная колея, или о методах и технологиях проектирования музейных экспозиций: Начало / Т.П. Поляков // Музей. — 2010. — № 4. — С. 67—71.
9. Поляков Т.П. Музейная колея, или о методах и технологиях проектирования музейных экспозиций: Продолжение / Т.П. Поляков // Музей. — 2010. — № 5. — С. 40—46.
10. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» – 2 / Т.П. Поляков; МК РФ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма; РИК. — М., 2003. — 456 с.
11. Нюкша Ю.П. Ответственность библиотек за сохранение культурного наследия России / Ю.П. Нюкша, В.П. Леонов // Библиотековедение. — 2002. — № 1. — С. 8—14.
12. Румянцевские чтения. Материалы международной конференции (11—13 апреля 2006 г.). — М: Изд-во РГБ «Пашков Дом», 2006. — 360 с.