Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Н.В. Гоголь на Сакском курорте

Н.В. Гоголь на Сакском курорте

В.П. Викулова

Н.В. Гоголь на Сакском курорте

Тема пребывания и лечения Н.В. Гоголя на Сакском курорте в Крыму летом 1835 года получила развитие в связи с недавним 200-летним юбилеем со дня рождения великого писателя, а также проведением в сентябре 2010 года IX Международного Симпозиума «Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст». В рамках конференции, состоявшейся в Крыму, в Саках, прошли 12 Международные научные чтения, посвященные российским и украинским писателям и поэтам, в том числе VI Международные Крымские Гоголевские научные чтения «Н.В. Гоголь в контексте межнационального культурного диалога XIX-XXI веков».

Изучение источников, связанных с крымским эпизодом в жизни Гоголя, не является самостоятельным направлением литературоведческой науки, поскольку посещение классиком Сакского курорта не нашло какого-либо отражения в его литературном творчестве, однако этот эпизод все же представляет интерес в контексте исследования биографии Н.В. Гоголя1.

В отличие от творчества А.С. Пушкина, который тоже побывал в Тавриде и был влюблен в нее всей душой, в ранних гоголевских произведениях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место») Крым представлен как далеко не романтичное пространство, а сами «крымцы»2 скорее как завоеватели. Позже Гоголь, как можно судить по косвенным данным, полюбил эту прекрасную землю. В нашей статье мы сосредоточились на прикладном аспекте, а именно влиянии Крыма на физическое и душевное состояние Гоголя; влиянии, обусловленном особенностями Сакского курорта и, в частности, лечебными свойствами грязей соленого озера, неоднократно подтвержденными медициной и личным опытом лечившихся там людей.

О пребывании писателя в Крыму сведений сохранилось мало. В основном это переписка самого Николая Васильевича и воспоминания его современников, где отражена история его поездки в Саки в 1835 г.

Гоголь заинтересовался историей полуострова Крым задолго до своей поездки в те края. Таврия и Черное море многократно упоминаются в повести «Тарас Бульба», где писателем воссоздана историческая атмосфера XV в., когда полуостров находился под властью татаро-монгольских орд.

В 20-30-е гг. XIX в. Крым считался местом, о котором, по словам П.И. Сумарокова, «живопись, описание и само воображение дают слабые понятия, проще говоря, там рай на земле». Путешественники, ученые и литераторы, побывавшие там, оставляли после своих поездок объемные и захватывающие описания местности. Этот край притягивал к себе и Гоголя.

Известно, что в июне 1935 г. он поехал в Крым с целью поправить свое здоровье и специально для этого взял отпуск в Петербургском университете и Патриотическом институте. Первоначально планируя поездку в Кавказскую губернию на четыре месяца «для лечения», по соображениям материального характера он впоследствии выбрал более близкий маршрут и ограничился поездкой в родовое имение в Васильевке, а затем в Крым. Сохранились письма Гоголя к друзьям, в которых ясно выражено намерение посетить эти края. «Сижу дома на перепутье около недели уже, — писал он Н.Я. Прокоповичу 24 мая 1835 г., — не зная, куда лучше ехать на Кавказ или в Крым, где ныне славятся минеральные грязи и купальни в море. Из Москвы никак не мог писать: был страшно захлопотан и при всем том многих не видел» (X, 365).

Научный сотрудник НИЦ крымоведения С.Б. Филимонов пишет, что факт пребывания Н.В. Гоголя в Крыму не был обойден вниманием членов Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК), существовавшей в 1887-1923 гг. Так, в связи с 50-летием со дня смерти писателя на заседании ТУАК 25 февраля 1902 г. крымовед А.И. Маркевич выступил с сообщением «Н.В. Гоголь в Крыму». Он отметил, в частности, что в гоголевских произведениях отсутствуют какие-либо впечатления, вызванные этой поездкой3. 2 декабря 1910 г. на заседании ТУАК был заслушан доклад секретаря комиссии И.Ф. Ерофеева «Исторические труды Н.В. Гоголя и его заметка о Таврии». Анализируя гоголевскую заметку, докладчик обнаружил хорошее знание писателем важнейших источников по истории Крыма, в частности, трудов П.С. Палласа4, С. Сестренцевича-Богуша5, К.И. Габлица6 и др. Из гоголевских конспектов видно, что он прочел многие труды о Крыме и только болезнь помешала ему в 1835 г. при посещении крымских грязей подробно осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова7.

А между тем, стоит подробно охарактеризовать Сакский грязевый курорт, потому что именно там лечился великий русский писатель.

Происхождение топонима «Саки», вероятнее всего, связано с древнеперсидским названием скифских племен. Персы именовали скифов «саками», однако само название появилось уже во времена Екатерины II. Город Саки, основанный в 1952 г., находится на западном побережье Крыма, в 44 км от Симферополя и в 20 км от Евпатории.

О том, что в Крыму лечат грязями, Н.В. Гоголь узнал из трудов одного из первых крымских путешественников уже упомянутого выше члена Российской академии, натуралиста, писателя и юриста П.И. Сумарокова, который писал в своей книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» (М., 1800): «Озеро Сак близ деревни сего же имени достойно, чтобы о нем сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней»8. Сумароков лечился грязями и дал яркое описание грязевой процедуры: «Стекающая и солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в котором выкапывают глубокие ямы наподобие могил и в них зарывают недугующих по самую шею, так, что лежащие в них не могут иметь никакого движения. Над головой делают из ветвей подобие шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей. Сидят в ямах по часу и более, переменяя грязь свежею, и сила-то оной приносит облегчение страждущим... Обитающие в здешних окрестностях крымцы стекались издавна толпами к сему спасательному месту и, возвратясь здравыми в дома свои, прославляли премудрость провидения. Ныне же многие из чиновных российских... удостоверились в истине сего чудотворения. Были примеры, что единожды и дважды употребленное сие средство освобождало от жестоких и продолжительных болезней без всяких потом следствий... Но сожалительно, что оное остается мало известным, а важность оного заслуживает всяких над ним изысканий и утверждений»9. В доказательство целительного действия данной процедуры Сумароков привел имена, фамилии и адреса нескольких людей в Симферополе, Евпатории и Бахчисарае, излечившихся Сакскими грязями. В 1803 г. он посетил деревню Саки повторно и после этого издал книгу «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» (Ч. 1-2. Санкт-Петербург, 1803-1805), в которой вновь подробно и с юмором описал процедуру лечения грязью10.

Можно предположить, что, прочитав книгу П.И. Сумарокова, Н.В. Гоголь заинтересовался лечебными свойствами Сакского озера и решил проверить их действие на себе, тем более что его решение о поездке в Крым определили не только материальные затруднения но, прежде всего, рекомендации лечащего врача, который был вызван из Полтавы в связи с обострением болезни писателя и посоветовал ему пройти курс лечения именно в Саках. К тому времени там уже действовала грязелечебница, мало-помалу приобретавшая европейский уровень, несмотря на недостаток губернских средств.

Здоровье великого писателя всегда было слабым. Он часто страдал от простуд и приступов депрессии. 22 декабря 1833 г., например, он писал А.С. Пушкину: «К моим геморроидальным добродетелям вздумала еще присоединиться простуда, и у меня теперь на шее целый хомут платков. И по всему видно, что эта болезнь запрет меня на неделю» (X, 290). Позже, в «Авторской исповеди» он напишет: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать» (VIII, 439.) В 1833 Гоголь собирался переехать в Киев, т.к. климат Петербурга совсем ему не подходил. В письме М. Максимовичу он жаловался: «Мне надоел Петербург, или, лучше, не он, но проклятый климат его: он меня допекает» (X, 288). Но его хлопоты о преподавании в Киевском университете не увенчались успехом.

В первых числах июня 1835 г. Гоголь приезжает в Крым и останавливается на Сакском курорте. Ему пришлось ехать на перекладных и жить в гостиницах, что потребовало немалых расходов. К тому же пользование грязевыми ваннами было недешево и, таким образом, денег «не стало и на половину вояжа», который был задуман.

После Симферопольского вокзала Гоголя встретило селение Саки, состоявшее из 130 домов и насчитывавшее не более 600 жителей. Местное население добывало соль, которую отправляли за пределы полуострова, сдавало жилье желающим испытать на себе чудодейственность местных грязей, а также вели торговлю. В Сакской грязелечебнице в то время работал ее первый врач Николай Антонович Оже. Возможно, он был знаком с Н.В. Гоголем и руководил его лечением в 1835 г., поэтому личность доктора Оже заслуживает особого внимания.

Николай Антонович Оже впервые приехал в Саки в 1827 г. В летние месяцы по поручению евпаторийской уездной администрации он проводил там наблюдения за лечением больных. В 1828 г. доктор Оже, французский подданный, получил предписание Таврического губернатора и лечебной палаты губернии взять на себя обязанности врача Сакских целительных грязей. В этом же году на берегу озера была построена первая в России грязелечебница «Казенный дом при Сакских целительных грязях». К тому времени целительность этих грязей была широко известна. Долгие годы лечение здесь было прерогативой военного ведомства, но при Н.А. Оже там начали лечить и гражданских лиц. Вот выписки из его медицинской ведомости о пользователях грязями: «Свиты Его императорского величества контр-адмирал Серебряков. Хронический ревматизм верхних и нижних конечностей, сопровождавшиеся значительной болью и опухолью в сочленениях — от 12 ванн окончательно выздоровел»; «Ф. Барятинский, князь, участник возведения Екатерины II на престол лечился в Саках в 1846 году». Врачебная деятельность Н.А. Оже имела большое значение для развития грязелечения на научной основе и последующей разработки способов лечения. Этой теме он посвятил 25 лет практики. Николай Антонович первым обнародовал перечень болезней, от которых исцеляет сакская грязь: острый и хронический ревматизм, ломота простудного и венерического происхождения, нервные и паралитические болезни, застарелые раны, последствия переломов костей, золотухи и другие недуги. В 1829 г. доктор Оже опубликовал научный труд «Практические наблюдения и исследования медицинских свойств целительных грязей с показанием правил, коими больные должны руководствоваться», где описывал разработанные им правила грязелечения11. Молва о чудодейственной силе сакской грязи быстро распространялась в России и за ее пределами. Если в 1828 г. в Саках лечились 29 человек, то к 1850 г. уже 330. Повышалась и эффективность лечения: в 1846 г. из 200 человек 133 совершенно выздоровели, 52 получили облегчение, и лишь самочувствие 15 пациентов осталось прежним. 29 октября 1841 г. при Таврическом губернском управлении Николай Антонович Оже принял присягу "на подданство" и стал гражданином России12.

В 1833 г. при содействии генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского края графа М.С. Воронцова на берегу Сакского озера была построена гостиница на 12 номеров. До наших дней это здание не сохранилось: оно было разрушено во время Крымской кампании 1854-1856 гг. Здесь, скорее всего, и останавливался Гоголь. На Сакских грязях писатель лечил простудные и нервные заболевания путем приема грязевых и рапных ванн. Сам Н.А. Оже отмечал: «Многие больные, будучи оставленные врачами и не получившие никакого облегчения от своих страданий от минеральных вод различных стран, здесь в благодатном иле исцелились от своих недугов и возвратились совершенно здоровыми».

Такое чудесное исцеление обусловлено особым химическим составом грязи, процесс образования которой в соленом Сакском озере начался несколько тысячелетий назад, когда оно было заливом Черного моря, и продолжается до сих пор. Сакская грязь обладает уникальными лечебными свойствами за счет наличия в ее составе витаминов группы А и В, ферментов спиртового брожения, летучих органических соединений, гормоноподобных соединений типа фолликулина, ацетилхолина, пенициллиноподобных веществ. В грязи также присутствуют в безопасных концентрациях микроэлементы (литий, марганец, фтор, бром, бериллий, алюминий и др.), которые активизируют метаболические и ионообменные процессы в организме человека13.

В 1835 г. в Саках проходили лечение 165 пациентов. Грязелечение проводилось следующим образом: на берегу Сакского озера, в тех местах, где в летние месяцы испарялась соленая вода, с северной части по утрам выкапывали ямы, которые прогревались на солнце до +41,25 градусов. Целебный ил выкладывали на берегу, на деревянных площадках, овалом, в человеческий рост. С наветренной стороны ванну ограждали плетенкой с накинутым на нее одеялом. О времени, когда лучше всего идти в ванну, сообщалось поднятием флага на берегу. Длительность процедуры зависела от состояния больного и силы его характера. За принятием грязевой ванны следил сам доктор Н.А. Оже.

Подробности о том, как происходило грязелечение в середине XIX в., можно узнать из описания, сделанного ординатором Симферопольского военного госпиталя, штаб-лекарем А. Каниведским: «На берегу озера, где находится толстый слой ила, делается соразмерно величине человека желобчатое углубление... В приготовленную таким образом ванну больной ложится... и покрывается по всей поверхности кожи илом на два дюйма и более так, чтобы не было нигде отверстия. Голова же не покрывается, исключая особенных случаев, когда покрывается не только волосистая часть головы, но и лицо, оставляя глазные впадины, нос и рот незакрытыми. Положенный в такую ванну, после сильного жжения в первый момент, чувствует через десять минут и менее приятную теплоту во всем теле, кожа напрягается, пульс делается полнее и чаще, обнаруживается чувство ползания мурашек, иногда зуд в коже, в некоторых случаях ломота, особенно в конечностях. Потом наступает обильный пот, сначала на лице, потом на всей поверхности тела. Через сорок минут, иногда более, иногда менее, больной начинает чувствовать шум и звон в ушах, дыхание ускоряется, делается стеснение в груди, головокружение, тошнота и слабость во всем теле. Доведенный до такого состояния больной поспешно вынимается из ванны, завертывается простынями или шерстяными одеялами и переносится в палатку, омывается в ванне рапой... вытирается... одевается поспешно в теплую одежду и переводится осторожно на квартиру, где ложится в постель и укрывается теплыми одеялами... Вскоре неприятное ощущение в груди проходит, пот, сначала сильный, начинает уменьшаться... Через час или два, когда пот останавливается, больной переменяет мокрое белье и, отдохнув, обедает»14.

По окончании процедуры больных обмывали озерной водой (рапой)15, и они отправлялись либо в гостиницу, либо на квартиры. Есть основания полагать, что точно по такой же схеме, по аналогии с данным описанием, проходила и грязевая терапия Н.В. Гоголя. Лечебное воздействие продолжалось какое-то время после ванны, поэтому слуга Гоголя Яким уже дома готовил писателю чай с малиной или сбитень на травах с медом.

Безусловно, лечение помогло Гоголю поправить здоровье. После возвращения в Васильевку он упомянул о Крыме в письме к И.И. Срезневскому от 11 июля 1835 г.: «Эти же три недели, которые остаются мне, я намерен отдохнуть после поездки моей в Крым, где странствовал для здоровья и для того, чтобы повидать его» (X, 368).

Затем Николай Васильевич пишет В.А. Жуковскому: «Все почти мною изведано и узнано, только на Кавказе не был, куда именно хотел направить путь. Проклятых денег не стало и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Впрочем здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы изошло теперь у меня бумаги и перьев. Но жар вдыхает страшную лень, и только десятая доля положена на бумагу и жаждет быть прочтенною Вам» (X, 369). Словом, Гоголь остался очень доволен своим путешествием. В то время он был в расцвете своих творческих сил: опубликовал «Миргород», «Арабески», работал над повестью «Нос», развивал драматургические замыслы и уже занимался первым томом «Мертвых душ».

Целебные грязи помогли Гоголю, а Крым произвел на него неизгладимое впечатление. По возвращении у писателя наступил период творческого подъема. В 1836 г. в Александринском театре была поставлена его блистательная комедия «Ревизор». Пьеса не только прославила имя Гоголя, но и принесла ему достаток.

Через несколько лет, когда здоровье Гоголя резко ухудшилось и писатель снова начал ощущать упадок сил и нервозность, он захотел снова побывать в Крыму. Из дневника профессора О.М. Бодянского, встретившегося с Гоголем в мае 1850 г., можно заключить, что вполне определенно идея крымской поездки возникла у Гоголя весной того года: «Перед отходом спросил я, где он хочет провести лето?..

— Мне хотелось бы пробраться в Малороссию свою, потом на осень воротиться к вам, зиму провести где-либо потеплее, а на весну снова к вам.
— Что же, вам худо у нас этой зимой?
— И очень. Я зяб страшно, хотя первый год чувствовал себя очень хорошо.
— По мне, если не хотите выезжать за границу, лучше всего в Крыму.
— Правда, и я собираюсь попытаться это сделать в следующую зиму»16.

В письме от 20 августа 1850 г. из Васильевки Гоголь сообщил своему ближайшему другу графу А.П. Толстому17 о том, что собирается ехать либо за границу, либо в Крым: «Если паче чаяния не выеду из Одессы за границу, а поворочу в южный Крым, то увидимся раньше. Но во всяком случае вернее то, что в Москве буду весной. Впрочем, все будет так, как распорядится Бог» (XIV, 202).

Зимой 1850 г., находясь в Одессе, Гоголь в письме к А.О. Смирновой от 23 декабря заявляет о своем желании поехать в Крым и советует ей тоже последовать его примеру: «Зима здесь в этом году особенно благоприятна. Временами солнце глянет так радостно, так по-южному! так вдруг и напомнится кусочек Ниццы! Не прожить ли следующую зиму в Крыму? Ведь Крым отталкивает только тем, что нет людей. Но если соберемся человека два-три, вы да я, да еще кто-нибудь, право, этого будет довольно» (XIV, 218). Намерение Гоголя отправиться в Крым подтверждаются словами матери писателя М.И. Гоголь, процитированными Г.П. Данилевским: «Мы его с прошлой осени ждали на всю зиму в деревню, — сказала мне мать Гоголя, — он сперва думал ехать в Крым, хотя говорил, что Крым прелесть, но без людей там — тоска. Зимою он почти никогда не жил в деревне… Он это объяснял тем, что в деревне в ненастную погоду он более хворает, чем в городе. Ему каждый день были нужны прогулки, и он предпочитал Москву, где все дома просторнее и теплее и где для прогулок пешком устроены хорошие тротуары»18. Но, невзирая на свое явно выраженное намерение, Н.В. Гоголь зимой в Крым не поехал, а вместо этого в марте 1851 г. вернулся в Москву.

И все же летом следующего года, узнав о намечающейся свадьбе сестры, Гоголь написал своим родным о желании приехать в Васильевку и потом уже оттуда отправиться в Крым, но тут же пояснил, что эта поездка невозможна из-за нехватки средств: «Хотел бы очень приехать если не к свадьбе, то через недели две после свадьбы - но плохи мои обстоятельства. Не устроил дел своих так, чтобы иметь средства прожить эту зиму в Крыму (проезд не по карману, платить за квартиру и стол тоже не по силам), и поневоле должен остаться в Москве» (XIV, 242).

Матери Н.В. Гоголь также жаловался на невозможность осуществить столь желанное путешествие: «Рад бы лететь к вам, со страхом думаю о зиме. Крым мне нужен. Здоровье мое сызнова не так хорошо, и, кажется, я сам причиною. Желая хоть что-нибудь приготовить к печати, я усилил труды и чрез это не только не ускорил дела, но и отдалил еще года, может быть, на два. Бедная моя голова! Доктора говорят, что надо ее оставить в покое. <…> На поездку мою в Крым мало имею надежды. Один было мой знакомый хотел подвезти в своем экипаже и на своих издержках, но теперь оказывается, что он едет день и ночь, спешит так, что, если бы я вас и увидал, то на две минуты» (письмо от 2 сентября 1851 г.; XIV, 246-247). В тот же день Гоголь написал и сестре: «Ты, кажется, нехорошо прочла мое письмо, там столько было всяких условий. Если поеду в Крым, если достану денег и если отыщу подержанную дешевую колясочку. Видишь ли, сколько всяких если. Что ж делать, нужно снизойти и к моему затруднительному положению и быть терпеливу» (XIV, 247).

А.С. и У.Г. Данилевским Гоголь тоже писал из Москвы о затруднениях: «С одной стороны, здоровье (которое опять стало плохо) требует переезда хоть в Крым, с другой есть много причин, не дающих сделать этот переезд» (июль до 18 сентября 1851 г.; XIV, 248).

18 сентября 1851 г. Гоголь, узнав о болезни матери, принял решение все-таки ехать в Крым, навестив по дороге Васильевку. Он писал М.И. Гоголь: «Сейчас только что получил письмо ваше, бесценнейшая моя матушка. Обстоятельства мои, может быть, еще так устроятся, что я попаду к вам 1-го октября, проездом в Крым» (XIV, 249). Однако уже 22 сентября Гоголь отправил еще одно письмо, из которого видно, что его обуревали сомнения: «Я, чтоб и вас утешить, решился ехать сам, но вы никак не останавливайтесь с днем свадьбы и меня не ждите. Мне нельзя скоро ехать. Нервы мои так расколебались от нерешительности, ехать или не ехать, что езда моя будет нескорая; даже опасаюсь, чтобы она не расстроила меня еще более. Притом я на вас только взгляну и поскорее в Крым, а потому вы, пожалуста, меня не удерживайте. В Малороссии остаться зиму для меня еще тяжелей, чем в Москве. Я захандрю и впаду в ипохондрию. Мне необходим такой климат, где бы я мог всякий день прогуливат<ься>. В Москве, по крайней мере, теплы и велики дома, есть тротуары и улицы» (XIV, 251).

Как известно, доехав до Калуги и посетив Оптину пустынь, Гоголь почувствовал себя нездоровым и решил вернуться в Москву. То, что его поездка в Крым так и не осуществилась, он объяснял в письмах к друзьям отсутствием денег. Но теперь к этой причине прибавился еще и страх перед дорогой и путешествиями, которого у него прежде не было. В конце сентября Гоголь писал матери: «Поздравляю вас и обнимаю от всей души, почтеннейшая, добрейшая моя матушка, и вас также, милые сестры. Бог да ниспошлет вам, что нужно для спокойствия и счастия прочного! До самых сих пор все думал, что как-нибудь изворочусь с своими обстоятельствами и попаду к вам. Но как экономно ни рассчитывал, все видел, что поездка моя в Крым не по возможности и деньгам» (XIV, 259). Затем 3 октября Николай Васильевич отправил еще одно письмо в Васильевку: «Не удалось мне с вами повидаться, добрейшая моя матушка и мои милые сестры, нынешней осенью. Уже было выехал из Москвы, но, добравшись до Калуги, заболел и должен был возвратиться. Нервы мои от всяких тревог и колебаний дошли до такой раздражительности, что дорога, которая всегда была для меня полезна, теперь стала даже вредоносна. Видно, уж так следует и угодно богу, чтобы эту зиму остался я в Москве. На прожитье в Крыму вряд ли бы достало средств» (XIV, 253-254).

Между тем в 1851-1852 гг. Н.В. Гоголь действительно чувствовал себя больным и часто жаловался на слабость, расстройство нервов и приступы тоски. В.М. Княжевич19, служивший председателем казенной палаты, мог бы устроить его пребывание и лечение в Крыму, но недостаток у Гоголя средств на поездку все же оказался решающим фактором. Вполне возможно, что благотворный климат Крыма и целительные Сакские грязи укрепили бы подорванное здоровье Николая Васильевича, но великий писатель так и не смог собрать «проклятых денег».

В 1952 г. в Сакском городском парке был установлен гипсовый бюст Н.В. Гоголя. На нем высечена надпись: «Летом 1835 г. лечился на курорте "Саки"». В 2009 г., к 200-летию со дня рождения классика было решено заменить памятник гранитным. Скульптурный портрет Николая Васильевича, выполненный в светлом граните, создан киевским скульптором, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным художником Украины Петром Федосеевичем Мовчуном, хорошо знакомым с украинском культурой и, в частности, с творчеством Гоголя.

В Саках действует историко-краеведческий музей, основанный в 1909 г. и отражающий посещение Н.В. Гоголем Крыма. В общей экспозиции музея представлены археологические находки окрестностей города Саки, экспонаты событий Крымской войны, работы крымских живописцев и две акварели русского поэта и художника М.А. Волошина. Кроме того, в залах выставлена коллекция флоры и фауны западного побережья и обитателей Черного моря. Музей размещен в 4-х комнатах. Перед входом в качестве экспоната установлена ванна, высеченная из цельного куска камня и окованная железным обручем. Такие ванны были в грязелечебнице до 1880 г. В музее хранятся исторические материалы о развитии Сакского курорта, врачах, трудившихся в местной лечебнице, их пациентах, среди которых было много знаменитостей. Стенд «Писатели на курорте Саки» рассказывает о том, что Сакскими грязями лечились Н.В. Гоголь и Леся Украинка, а поэт В.В. Маяковский как-то раз выступал перед отдыхающими на курорте. Здание Сакского историко-краеведческого музея является объектом культурного наследия Крыма, т.к. предположительно принадлежало семье Романовых. Здесь лечился сын Николая II, наследник престола царевич Алексей, болевший гемофилией.

В память о Н.В. Гоголе в Сакском историко-краеведческом музее была создана экспозиция «Гоголь в Саках» о пребывании писателя на знаменитом крымском курорте. Вначале она представляла собой небольшую выставку, которая содержала открытки с видами Малороссии, томик стихов В.А. Жуковского, чехол для хранения крестика. Все эти предметы принадлежали не самому Н.В. Гоголю, а его современникам, и просто свидетельствуют о той эпохе. В 1977 г. поэт Давид Кугультинов, отдыхавший на Сакском курорте, подарил музею рукопись своих стихов, посвященных Гоголю, а в 1988 г. живописец В. Корнеев специально написал картину «Гоголь в Саках». В связи с 200-летним юбилеем писателя в 2009 году выставка переросла в большую гоголевскую экспозицию. Кроме того Центральной городской библиотеке г. Саки присвоено имя писателя.

Факт пребывания Гоголя в Крыму и лечения его в Сакской грязелечебнице, не найдя отражения в произведениях классика, является, тем не менее, знаменательным и памятным для исследователей его жизни и литературного наследия.

Примечания

1 Так, среди современных исследователей, освещающих этот вопрос, и гоголеведы (см.: Дмитриева Е.Е. Крым как мифологическое и геополитическое пространство у Гоголя // Крымский текст в русской культуре. Мат. междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 4 - 6 сен-тября 2006 г. / Под ред. Н. Букс, М.Н. Виролайнен. СПб., 2008. С. 99-11. Электронный ресурс: http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8926; Манн Ю.В. Гоголь: Труды и дни: 1809-1845. М., 2004. С. 337), и крымоведы С.Б. Филимонов, Л. Юдина и др. (см., напр.: Филимонов С.Б. Гоголь глазами крымоведов // Крымское эхо. 2009. 21 февраля. Электронный ресурс: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=2148; Юдина Л. «Был… в Крыму, где пачкал-ся в минеральной грязи» // Слово города. 2009. 27 марта. С. 5 (Литературный конкурс к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя).
2 «Крымцы» — общее название турок и татар.
3 Филимонов С.Б. Указ. соч.
4 Паллас Петр Симон (1741–1811) — естествоиспытатель, доктор медицины, профессор нату-ральной истории, член Российской императорской Академии наук и Санкт-Петербургского Вольного экономического общества.
5 Сестренцевич-Богуш Станислав (1731–1827) — митрополит римско-католической церкви в России, историк, переводчик.
6 Габлиц Карл-Людвиг Иванович (1752–1821) — естествоиспытатель, ботаник, путешествен-ник, сенатор, тайный советник, писатель, основатель лесных училищ в России, член-корреспондент и почетный член Петербургской Академии наук.
7 Филимонов С.Б. Указ. соч.
8 Юдина Л. Павел Иванович Сумароков. Режим доступа: http://www.saki.ru/imp/028.php.
9 Цит. по: Крымский путешественник П.И.Сумароков в Саках. Режим доступа: http://www.krim.biz.ua/saki-history.html#next3
10 См. об этом: Устюжанин В. Предисловие // Сакский центральный военный клинический санаторий им. Н. И. Пирогова: гостевая карта. Саки, [2009]
11 См. также: Оже Н. А. О сакских целительных грязях // Таврические губернские ведомости. 1843. 16; Оже Н. А. Целебные сакские грязи в Крыму // Журнал Министерства внутренних дел. СПБ, 1852. Ч. 40.
12 См. электронные ресурсы: www.krim.biz.ua/saki-history.html#next4, www.evp.snu.edu.ua/factor-kurort-04-2010.html).
13 См.: История грязелечения // Официальный сайт Сакского городского совета: http://saki-rada.gov.ua/index.php?chapter_id=15&page_id=21)
14 Каниведский А. О сакских грязях // Таврические губернские ведомости. 1844. 33; см. также: Северинов С.С. Грязелечение // Он же. В Крым на отдых. Симферополь, 1988 г.; электронный ресурс: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=171; История грязелечения // Официальный сайт Сакского городского совета: http://saki-rada.gov.ua/index.php?chapter_id=15&page_id=21)
15 Рапа Сакского озера представляет собой насыщенный солевой раствор с концентраций со-лей 80-120 г/л. Применяется в лечебных целях в виде общих и местных ванн, орошений, по-лосканий в разведении 10-40 г/л, а также в качестве дополнения к грязевым процедурам (см. об этом: Щукарев С. А. Химическая характеристика сакской рапы и лечебной грязи // Саки-курорт. Вып. I. 1935. С. 205).
16 Бодянский О.М. Из дневников // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. С. 430.
17 Александр Петрович Толстой (1801–1874) — граф, видный военный и государственный деятель, дальний родственник и друг Н.В. Гоголя.
18 Данилевский Г.П. Знакомство с Гоголем: Из литературных воспоминаний // Гоголь в вос-поминаниях современников. М., 1952. С. 457.
19 Владислав Максимович Княжевич (1798–1873) — литератор и переводчик, действительный статский советник.