Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Библиотека будущего в интерьере прошлого

Международная конференция «Как меняется библиотека, когда меняется мир: строительство, реконструкция, архитектура и дизайн библиотечных зданий»,
21-24 октября 2003 г. Москва, Центральная городская публичная библиотека им. Н.А. Некрасова

 

Викулова В.П.
Директор Московской городской
Библиотеки им. Н.В. Гоголя

 

Библиотека будущего в интерьере прошлого

«... Перед Маниловым бесшумно разъехались стеклянные двери и так же беззвучно сомкнулись позади, когда он, в очередной раз переступив порог Библиотеки, оказался в просторном светлом помещении. «Как в аквариуме» – снова подумалось ему. И правда: украшенный цветами прозрачный холл своей звенящей тишиной, стенами из звуконепроницаемого стекла и абсолютным безлюдьем напоминал подводное царство. На лифте Манилов поднялся на пятый этаж: там, в Интернет-кафе, у него была назначена важная встреча. Год назад он стал студентом 1-го Виртуального гуманитарного университета и теперь искал материалы для курсовой работы. В последнее время стало модным иметь по несколько высших образований, и, чтобы не прослыть невежей, приходилось все время учиться. 

Манилов прошел в один из залов самообслуживания и опустил жетон в щель копировального автомата. Почти через минуту с противоположной стороны выскочили мини-диски с нужными записями. Достав из кармана свой микро-ноутбук, прилежный студент тут же повторно скопировал их. Пройдя в следующий зал, такой же прозрачный и безлюдный, Манилов заказал по единой компьютерной сети несколько электронных книжек и парочку печатных, которые в студенческой среде давно именовались «динозаврами». Пока исполнялось требование, он забежал в Интернет-кафе, бегло просмотрел свежие новости, но не успел даже скопировать заинтересовавшие его «Межпланетные ведомости», как подъехала доставочная тележка с дистанционным управлением и щипцы из гибкого серебристого металла положили перед ним его заказ. Электронные книги он сунул в специальную жилетку, какие носили все студенты, называя их «книжными кольчугами» (экая невидаль!), а печатные бережно упаковал в пластиковый контейнер: старые издания подлежали особым правилам хранения и использования.

Желая развлечься, Манилов заглянул в нотно-музыкальный отдел и, выбрав понравившийся лазерный диск, нажал на кнопку. Музыка зазвучала тут же, не заставив ждать и томиться, но одиночество и невыразимая словами пустота все же угнетали, настраивая без причины на слезливый лад. Наш студент уж начал злиться на Собакевича, который сам назначил ему встречу и безбожно опаздывал. Вернувшись в Интернет-кафе, Манилов обнаружил приятеля сидящим за виртуальным пасьянсом и попенял ему за опоздание.

– Да ты уж не взыщи, брат! На совещание летал в соседнюю галактику! – начал извиняться Собакевич и вынул из своего органайзера некую безделицу, которая, собственно, и стала поводом для этой встречи: маленькую черную коробочку. Манилов обрадовался несказанно, аж засиял от удовольствия.

– Спасибо, любезнейший! – воскликнул он и тут же спрятал вещичку в потайной карман. Теперь весь университетский курс у него помещался на микроносителе размером ну разве что с табакерку. Окинув взглядом Интернет-кафе и поглядев на Собакевича, Манилов с удивлением обнаружил, что в этом огромном модернизированном зале угрюмый Михайло Семеныч уже совсем не похож на того «средней величины медведя», которым он любил прикинуться, бывало, в незапамятные времена, а выглядит, наоборот, каким-то незначительным, вовсе потерянным. И оба с безотчетной горечью вздохнули:

– Эх, все-таки прав был наш незабвенный Николай Васильевич: Скучно на этом свете, господа!»

 

Перед вами всего лишь один из вариантов библиотеки будущего: полностью модернизированная, технически оснащенная, где все процессы автоматизированы, а общение читателя с библиотекарем сведено к минимуму. Но есть и несколько иные виды этих учреждений, в которых информационные технологии успешно сочетаются с традиционным культурным и духовным наполнением. Речь идет о библиотеках, расположенных в старых зданиях, имеющих уникальную историю и свои собственные, только им присущие традиции, которые определяют лицо библиотеки, ее задачи и ее индивидуальный имидж.

Начиная с 1970 около 20 % муниципальных библиотек были открыты в помещении старинных домов, сохранивших особую, неповторимую атмосферу прошлого. Для этой цели, как известно, использовались различные памятники архитектуры: монастыри, церкви, капеллы, замки и дворянские усадьбы, почтовые отделения, банки, донжоны, конные заводы и даже бассейны. Опыт показывает, что основные проблемы архитекторов при реконструкции и переоборудовании таких особняков вытекают из особенностей каждого здания. Наиболее распространенные из них – это внутренние перегородки жилых помещений, отсутствие лифтов, малая площадь, которую невозможность расширить, или же, напротив, излишне большая; слишком высокие потолки, ненадежность полов и перекрытий, не всегда удобная для библиотеки последовательность комнат.

Вместе с тем, старинные здания имеют немало достоинств. Расположены они, как правило, в самом центре города и вследствие этого доступны для посещения людям из разных районов. Всякий старый дом имеет свою уникальную историю и традиции, представляет собой архитектурную и культурную ценность. В усадебных особняках есть то, чего так часто не хватает современным постройкам: домашний уют, спокойная, возвышенная атмосфера, некое тепло, которое посетитель ощущает почти физически. Чтобы сохранить все это в первозданном виде, не нарушить гармонию интерьеров архитектурного памятника и одновременно приспособить его к функциям библиотеки XXI в., надо иметь полное представление об особенностях здания, о его сохранности и возможностях. Большую роль при реконструкции и реставрации играет не только планировка строения, но и внешний вид фасада, его красота и гармоничность.

Основной проблемой реконструкции старого здания остается проблема приспособления его к нуждам современной библиотеки, сочетание модернизации и традиций, присущих как постройке той или иной эпохи, так и находящемуся в ней учреждению. Беда многих библиотек сегодня в том, что они расположены в зданиях, не приспособленных для их работы: на первых этажах жилых домов, в магазинах, в подвалах. Отсюда – теснота, плохое освещение, вынужденное несоблюдение нормативов хранения произведений печати. В таких условиях публичные библиотеки теряют свою главную миссию – оставаться важнейшими культурными институтами общества. А между тем, крупнейшие библиотеки нашего времени уже превратились в новый тип синтетических учреждений культуры – технически оборудованные центры, предоставляющие пользователям широкий спектр услуг – от электронной базы данных с выходом в Интернет до мемориального музея, где каждый предмет – реликвия, сохранившая очарование прошедших веков. Старинные здания, часто служащие вместилищем для подобных учреждений, как нельзя больше подходят их целям и задачам: они сами являются и памятью, и ценностью, и традицией. Так возникает понятие «мемориальная библиотека».

По толкованию «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, слово «мемориальный» означает «служащий для увековечения памяти». Следовательно, отправной точкой для создания мемориальной библиотеки являются либо некая выдающаяся личность, либо определенный исторический период, либо примечательное место, которые со временем обрастают музейной и книжной коллекцией. Так возникает новый культурный очаг, имеющий библиотечно-музейную специфику. Отличительная особенность мемориальной библиотеки – то, что она, как правило, располагается в здании, где некогда происходили значимые для культуры события или жил человек, чьей памяти посвящено учреждение. Критериями мемориальности в данном случае могут выступать и старинный особняк, и личность писателя, имя которого носит библиотека, и библиотечные фонды, включающие творческое наследие данного автора. Подлинность места – необходимый компонент мемориальности, поэтому понятие «дом» очень важно для мемориальной библиотеки. Но поскольку, такая библиотека часто берет на себя задачи координационного культурного центра, она должна быть оснащена технически и предоставлять пользователям тот самый широкий спектр услуг, о котором уже говорилось выше. Сегодня множество мемориальных библиотек, расположенных в старых зданиях, проводят модернизацию, стараясь приспособиться к новым формам и методам работы, но в то же время очень бережно относятся к своим уникальным интерьерам. Опыт зарубежных библиотечных учреждений, в средние века располагавшихся в основном в монастырях и аббатствах, дает нам достаточно таких примеров. Старейшие библиотеки Швеции, Норвегии, Великобритании, Франции, США, Венгрии и других стран прекрасно приспосабливаются к современным условиям.

Шведская королевская библиотека, с 1978 г. являющаяся национальной библиотекой Швеции, представляет собой величественное здание с парадным входом и множеством продолговатых зарешеченных окон. Основана она была королем Густавом I Ваза (Gustaf I Vasa), собиравшим книги по истории, науке, богословию, а также нотные записи и карты для Королевского двора еще с XIV в. В настоящее время здесь хранится книжный фонд 3,5 млн томов, работают около 300 сотрудников и посещают библиотеку 700 читателей в день. Собирая все печатные издания на основе обязательного экземпляра, библиотека, тем не менее, профилируется на гуманитарных науках, истории и археологии. В фондах ее также хранится 170 наименований газет, начиная с 1850 года, и все они микрофильмированы. Большой объем информации сохраняется на магнитных лентах и на специальных сайтах.  

Неповторимое своеобразие имеют библиотеки зарубежных университетов: как правило, все они расположены в старых зданиях. Например, университетская библиотека г. Уппсала – древней столицы Швеции (71 км на север от Стокгольма), ставшей первым университетским городом в северных странах. В 1477 г. архиепископ Якоб Ульфссон (Jacob Ulvsson) получил разрешение от Папы Римского открыть в городе университет, а в 1602 г. была основана университетская библиотека. Ее история связана с именем Густава II, который передал университету две монастырские библиотеки. И по сей день внутреннее и наружное убранство старинного здания поражает своей красотой и в то же время строгостью. Так называемый «книжный зал», на самом деле выполняющий функцию читального, представляет собой продолговатую залу с преобладанием в отделке белых тонов. Наверху – балконы также с белыми поручнями, и вдоль стен размещаются книги вверху и внизу. Под потолком две большие хрустальные люстры, а в торце с обеих сторон – белые парадные двери. Пять окон расположены по одной стене, возле них – два огромных старинных глобуса. Эти экспонаты не случайны в интерьере библиотеки, т. к. именно географии, собранию карт здесь уделяется значительное внимание. Универсальный фонд библиотеки содержит, помимо современных книг, 66 славянских трофейных рукописей (среди них встречаются документы, датированные XVII, XVI и даже XV веками), а также самое старинное собрание по истории научной медицины. Особенно интересно упоминание о первом слависте Скандинавии Спаргенфельде, который в конце XVII века работал в Москве. Общая площадь помещения библиотеки составляет 1300 кв. м. 30 % всего фонда уже оцифровано.

Очень модной тенденцией в архитектуре современных зарубежных библиотек стало стремление объединять пространства. Библиотека Королевского технического университета (Стокгольм), вновь открытая после ремонта 15 мая 2002 г., – настоящая библиотека будущего (Фото 1, фото 2 – Библиотека Королевского технического университета). Ее реконструкция длилась два года, и в результате был застеклен внутренний дворик. Таким образом, старые кирпичные стены дополнили конструкции из стекла и перекрытий. В строительстве использовались натуральные материалы: кирпич, стекло, дерево. Отражающий потолок объединил внешние пространства зданий, и получился большой книжный зал. При такой планировке библиотеку видно насквозь. Стеллажи невысокие, полок всего 10000 метров в длину, в помещении чрезвычайно много воздуха и света. В читальном зале на 450 мест расположено 50 компьютеров, имеется также 35 компьютеров для проведения лекций. В каталоге – 100 тыс. записей. Для всех пользователей доступна работа в Интернете. Кроме того, разрешается приходить в библиотеку со своим компьютером. Копирование документов читатель осуществляет сам, рассчитываясь при помощи карточки. Обучающий фонд библиотеки насчитывает 40-50 тыс. томов книг, все остальное – периодика: около 700 наименований газет и журналов. С 1998 года ведется электронная библиотека. Так старое здание сегодня приспосабливается к потребностям современного студенчества.

В Невере (Франция) в 1983 г. открылась муниципальная библиотека в здании бывшего монастыря, где в XIX в. размещался технический лицей. При реконструкции архитекторы Дени и Ива-Мари Фруадево нашли возможность расширить площади, перекрыв бывший монастырский двор пирамидальной конструкцией из металла и стекла так, что старинная аркада и оконные проемы, с которых были сняты рамы, выходят теперь не на улицу, а в новый зал библиотеки.

В Либурне под библиотеку отведено здание монастыря XVII в., предназначавшееся на снос. Помещения библиотеки там занимают три этажа и связаны между собой длинными галереями, идущими по периметру двух монастырских двориков. Учреждение было открыто в 1992 г. после реставрационных работ, проведенных в соответствии с планировкой архитектурного памятника. Площадь его насчитывает 1800 кв. м.

В процессе реконструкции и реставрации старинных зданий иногда реализуются весьма необычные проекты. Интересна архитектура Библиотеки университета г. Осло. Эта крупнейшая библиотека Норвегии объединяет четыре отделения: библиотеку искусств и социальных наук, медицинских наук, факультет права и математики, факультет естественных наук.

Внешне здание этого учебного и культурного центра напоминает шкатулку с драгоценностями. Облицовка выполнена из полудрагоценного поделочного камня – лабрадорита. В больших библиотечных пространствах расположены невысокие стеллажи в светлых тонах. Внутренняя планировка позволяет охватить взглядом все помещение. Для освещения используются круглые белые лампы на длинных протяжках. В читальном зале посетителей удивляет мозаичное панно «Тысяча глаз», изображающая человеческий взгляд. Библиотека Университета г. Осло была основана в 1811 г. сейчас ее фонд насчитывает 4,2 млн. книг, 30 тыс. наименований периодических изданий, 400 инкунабул, свыше полумиллиона тезисов и авторефератов диссертаций, около 190 тыс. нотных записей, более 180 тыс. карт, около 40 тыс. звукозаписей.

Опыт зарубежных библиотек показывает, что во всех странах есть музеи книги, где с особым трепетом относятся к старинным интерьерам. В Венгрии к таким библиотекам относится библиотека Эрвина Саба, а в Швеции – Музей детской книги Линдгрен – (Фото 3 – Junibacken). О последнем хочется рассказать особо.

Это настоящая книжная страна, где родители и дети проводят целый день, а знакомство с книгой проходит в форме игры. Специальный вагончик везет Вас в путешествие по произведениям шведской писательницы, причем присутствует комментарий на всех основных языках. Сами картины и инсталляции этого музея – ожившие страницы сказок, в которых можно поучаствовать: здесь применяются спецэффекты, музыка и инсценировки. Книгу можно получить тут же, пройдя через игровой зал. Даже шкафчики для раздевалки в этой библиотеке выполнены в виде детских книжек (Фото 4).

В Москве, как и за рубежом, немало музеев книги и мемориальных библиотек. РГБ – главная библиотека России – имеет в своем составе музей книги, а сама расположена в старом здании бывшего Румянцевского Музея, которое диктует библиотекарям свои особые нормативы, оборудование и отношение к музейным редкостям.

Библиотека им. А.С. Пушкина – одна из старейших в Москве. В 1900 году она была открыта как народная читальня, а с 1912 года размещается в доме наследников Ф. Мухина на Елоховской площади, построенном в 30-е годы XIX века. Первой попечительницей этой библиотеки стала старшая дочь Пушкиных – Мария Александровна Гартунг. Главное направление деятельности современной «Пушкинки» – изучение наследия А.С. Пушкина и формирование пушкинского фонда.

«Изюминкой» Тургеневской библиотеки стал так называемый «зал трех веков», вокруг которого строится работа по воспитанию и просвещению молодежи.

В этом же ряду находится и Городская библиотека № 2 им. Н.В. Гоголя, тоже расположенная в старинном здании – памятнике архитектуры XVIII – XIX вв. по адресу: Никитский бульвар, д. 7а. (Фото 5, фото 6 – Московский Дом Гоголя). Это трижды мемориальная библиотека: ведь у нее есть и уникальное здание в стиле ампир, и специализированные фонды, и имя великого классика.

Н.В. Гоголь провел в Доме на Никитском четыре последних года своей жизни: с 1848 по 1852. В то время усадьба принадлежала семье графа А.П. Толстого – государственного деятеля, с которым писатель познакомился и подружился в 1843 г. в Париже. Свидетельством их глубокой и искренней дружбы служат семь писем «Выбранных мест из переписки с друзьями», адресованных графу (больше, чем кому-либо другому). Александр Петрович и его супруга – грузинская княжна Анна Георгиевна отличались религиозными устремлениями, состояли в так называемом «духовном браке» и, несмотря на немалое состояние, жили весьма скромно, даже аскетично (Фото 7 – графиня А.Г. Толстая, фото 8 – граф А.П. Толстой). Николая Васильевича они приютили от всей души, отдав в его распоряжение две комнаты первого этажа. Сейчас там располагается музей – Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя, где по воспоминаниям его современников воссоздана подлинная обстановка первой половины XIX в., а более полутора веков назад это были приемная и кабинет писателя. Именно здесь февральской ночью 1852 г. за 10 дней до смерти Гоголь сжег второй том знаменитых «Мертвых душ», посчитав, что произведение его несовершенно и принесет больше вреда, чем пользы. Тем не менее, этот дом стал для него родным: он с удовольствием слушал игру Анны Георгиевны на фортепиано и вечерами пил чай с хозяевами на уютном балконе второго этажа. В стенах Дома на Никитском Гоголь творил, размышлял, молился, принимал гостей. Толстые сумели создать ему спокойную обстановку для работы, ухаживали за ним в период его болезни и были так опечалены его безвременной кончиной, что вскоре после трагического события продали имение.  

Библиотека, носящая имя писателя, поставила перед собой цель: сохранить все то, чем были наполнены стены дома в прежние времена, чтобы, приходя сюда, читатель одновременно приходил в XIX век, в гости к графу Толстому и его близким друзьям. Когда составлялся проект реконструкции особняка, главным для архитекторов было восстановить планировку здания, сохранить присутствующую в нем культурную атмосферу и одновременно приспособить его к современным условиям. Перед началом работ специалистами из РГБ был произведен подробный расчет площадей, взаимосвязи оборудования, фондов и сотрудников. Проект разрабатывался в соответствии с планами здания, найденными в архивах, и поначалу было несколько вариантов реконструкции, т. к. со времени своего возведения (1800 – 1810-е гг.) дом несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Однако личность Н.В. Гоголя, навсегда вошедшего в мировую литературу, диктует свои законы: ведь это единственный сохранившийся в Москве дом, где жил писатель, и необходимо восстановить его таким, каким он был в гоголевский период Фото 9 – Последняя московская квартира Гоголя и Реконструкция Б.С. Земенкова; Фото 10 – Черно-белая фотография Дома на Никитском бульваре).

В июне 2001 г. производилось обследование дома с целью воссоздания подлинного его интерьера. Согласно планово-реставрационному заданию на предпроектной стадии были выполнены предварительные работы и комплексные научные изыскания (архитектор Е.С. Алексеева; Фото 11 – План двора, фото 12 – Экспликация, фото 13 – Адресная книга). Были заложены шурфы, на основании чего удалось выяснить следующее:

Дом, бывший в середине XIX в. одним из двух зданий господской усадьбы, стоит на коренных песках. На первом его этаже, в той части, где сейчас расположен абонемент библиотеки, по правой стороне от входа в отдел, скорее всего, прежде была другая постройка, на ее месте и был сооружен дом № 7а по Никитскому бульвару. Там, где предположительно были эти постройки (от колонн по направлению к дальнему хранению иностранной литературы), на глубине от 1 до 4 м не обнаружено песка; имеются следы какой-то очень твердой породы. В самом же помещении хранения иностранной литературы на глубине примерно 7 м обнаружены булыжники (т. наз. «водонос»), на глубине 4 м присутствует коренная порода, а по дальней его стене в левом углу от 4 м вверх найден «культурный слой»: фрагменты печных изразцов, сажа, уголь, кости домашних животных. Таким образом, на этом месте были хозяйственные постройки с печью.

Колонна, расположенная в дальнем хранении иностранной литературы, явно была построена позже. Ее основание представляет собой битый кирпич, залитый раствором. То же самое относится к колонне в правой части первого зала абонемента, ближе ко двору. Колонна ближе к фасаду – т. наз. «новодел».

Вся левая часть современного помещения абонемента стоит на коренных породах: песок, суглинки, глина. На этом месте, очевидно, раньше был полуподвал. Для его строительства использовался белый камень от более ранних построек. Камни специально не обрабатывали, а использовали такими кусками, как они были найдены – разных размеров.

В процессе проведенных исследований в шурфах были обнаружены в большом количестве фрагменты печных изразцов XVII – XVIII вв. (полихромные и бело-синие с различными рисунками: сюжетными, геометрическими и растительными орнаментами). Например, фрагмент с пастушкой специалисты датируют 1760 г., изразец с собакой – примерно XVIII в. (они могли быть в здании при Гоголе), угловые изразцы – XVIII в. (Фото 14 – Цветные изразцы, фото 15 – Изразец с собакой). Кладка стен по южному, западному фасадам, частично по северному фасаду и внутренним стенам выполнена из большемерного кирпича (14,5x8x28) на известковом растворе. В ней встречаются кирпичи с клеймами XVII – XVIII вв.

Все изразцы, найденные в здании при современном обследовании, датируются разными периодами времени. Вместе с тем, куски цветной штукатурки, также обнаруженные при подготовке к реставрации особняка, указывают на наличие в доме лепнины и украшений, характерных для стиля ампир XVIII в. Кроме того, при закладке шурфов в подвале дома были найдены остатки керамики печных изразцов, изменивших свой цвет с зеленого на красный, что происходит под воздействием высоких температур. На то же указывает пузыристая поверхность глазури печных изразцов (Фото 16 – Фрагменты печных изразцов). Такие сенсационные находки, найденные в начале третьего тысячелетия, доказывают факт принадлежности печей к XVIII в., т.е. до пожара 1812 г.

При А.Г. Толстой в архитектуру дома входило более 20 печей. В этот период для здания были характерны печи с белой облицовкой, которые можно сейчас видеть в холле особняка, а также облицовкой с легким синеватым рисунком, напоминающим незабудки – в бывшей спальне Н.В. Гоголя. Печи с цветным рисунком, вероятно, дошли до нас с того времени, когда владельцем дома был коллежский асессор Д.С. Болтин (1757 –1824).

В шурфах также были обнаружены фрагменты штукатурных профилей тянутых карнизов, фрагменты штукатурки стен и потолка со следами красочных слоев (возможно, на стенах и потолках существовала роспись), куски штукатурки гоголевского времени в стиле ампир. В большом количестве найдены мелкие бытовые предметы (стеклянные, глиняные) – целые и фрагменты, относящиеся к XIX – XX вв. В том числе – осколки сервиза Гарднера гоголевского времени.

Все время, пока шли работы, библиотека, несмотря на трудности, не закрывалась, на абонементе продолжалось обслуживание читателей, которые относятся к сотрудникам Гоголевки с благодарностью и пониманием.

Проведенные исследования позволили сотрудникам библиотеки в полной мере ощутить связь прошлого с настоящим для того, чтобы сохранить в старинном здании атмосферу высокой культуры XIX столетия и сберечь для будущих поколений память о гениальном писателе.