В.П. Викулова

Библиотека-музей как равноправный участник
процесса сохранения культурного наследия

Доклад на Всероссийском семинаре
«Публичная библиотека и культурное наследие»

(Москва, 28 марта – 1 апреля 2005 года)


Активную работу по сохранению культурного наследия сегодня ведут многие учреждения культуры, которым по определению присуща данная функция: музеи, архивы, мемориальные центры и патриотические объединения, связанные с конкретным историческим периодом или деятельностью какого-либо известного лица. В этом контексте немалая роль принадлежит публичной библиотеке – как национального (общефедерального), так и городского значения. Общеизвестно, что миссия современной библиотеки состоит не только в обеспечении свободного доступа граждан к информационным ресурсам, на сегодняшний день вполне достигнутом созданием интеллект-центров, но и в просветительстве, сохранении культурной идентичности, нравственном воспитании молодежи.

В процессе сбережения и ретрансляции гуманитарных ценностей происходит сближение и взаимопроникновение библиотечной и музейной методики, главным образом – посредством формирования особой, характерной для каждого учреждения вещественной коллекции и специализированного книжного фонда. В условиях стремительно развивающейся компьютеризации общества книга сама по себе становится памятником культуры и музейным экспонатом. И если национальные библиотеки аккумулируют в себе весь культурный, в том числе печатный массив страны, то городские публичные являются аккумуляторами истории и культуры в рамках своего города.

Когда городские общедоступные библиотеки связаны с конкретными персоналиями, можно говорить об особенном их типе, изначально ориентированном на работу с культурным наследием. Имеются в виду библиотеки-музеи, или мемориальные библиотеки, для которых характерен ряд специфических признаков, таких как: расположенность в историческом здании; связь с личностью того, чье имя носит библиотека; наличие в фонде документов о жизни и творчестве конкретного лица, а также собраний его сочинений, включая прижизненные издания; наличие в составе библиотеки мемориального музея; работа учреждения по сохранению памяти о ком-либо.

В Москве мемориальные функции осуществляют Центральная городская публичная библиотека им. Н.А. Некрасова, Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара, Центральная городская юношеская библиотека им. М.А. Светлова, Центральная городская библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя», Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, Библиотека истории русской культуры и философии «Дом А.Ф. Лосева» и др. Каждая из перечисленных организаций имеет свою сверхзадачу, специфику и методику, обусловленную профилированием.

Центральная городская библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя» главную цель деятельности видит в сохранении духовной и вещественной памяти о гениальном классике XIX века. У здания, в котором расположено учреждение, уникальная история, оно является памятником архитектуры и истории Москвы: в доме по адресу Никитский бульвар, дом 7а Н.В. Гоголь провел последние годы жизни – с 1848 по 1852. Этот отрезок времени представляет особый интерес для научно-исследовательской и музейной работы библиотеки.

Владельцами дома в период жизни в нем Гоголя были его близкие друзья графиня Анна Георгиевна Толстая, которой по документам официально принадлежала усадьба, и ее супруг граф Александр Петрович Толстой. Оба – прямые потомки грузинского царя Вахтанга VI. Их судьба и личностные качества заслуживают самого пристального внимания.

Александр Петрович Толстой (1801 – 1873) – сын известного русского дипломата, видный государственный деятель своего времени. Анна Георгиевна Толстая (1798 – 1889, рожд. княжна Грузинская) – правнучка грузинского царевича Бакара. Александру Петровичу она приходилась четвероюродной сестрой и вышла за него замуж в тридцать пять лет. Современники считали графа Толстого святым человеком, так как он отличался глубокой религиозностью, носил под одеждой вериги и со своей супругой жил как брат с сестрой, вне плотских отношений. Существует легенда, согласно которой Анна Георгиевна в юности была влюблена в одного молодого человека по имени Андрей Медведев, воспитанного в доме ее отца. Когда влюбленные признались князю во взаимной страсти, он объявил им, что их брак невозможен, поскольку молодой человек – его побочный сын. Тогда оба дали обет посвятить себя монашеству. Анна Георгиевна, выйдя замуж за графа А.П. Толстого, жила с ним в духовном браке. Графиня Толстая была прекрасно образованной, глубоко верующей женщиной, занималась благотворительностью, о ее доброте знала вся Москва. Дожив до глубокой старости, она часто вспоминала о Гоголе, который поселился в ее усадьбе в конце 1848 года.

Дом Толстых привлекал писателя не только гостеприимством и прочными нравственными устоями, но и спокойной обстановкой, подходящей для творческой работы: Николай Васильевич трудился в то время над вторым томом «Мертвых душ» и готовил к печати новое собрание своих сочинений. По воспоминаниям современников, в доме на Никитском бульваре за Гоголем ухаживали, как за ребенком, и он ни о чем не заботился. Граф Толстой в числе немногих был посвящен в замысел второй части «Мертвых душ». Ему же, первому, Гоголь сообщил о сожжении рукописи. 21 февраля (4 марта) 1852 года в 8 часов утра Гоголь скончался в одной из комнат особняка.

В настоящее время Центральная библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя» ведет непрерывное изучение истории старинной графской усадьбы, возведенной еще до пожара Москвы 1812 года. Домовладение можно проследить с начала XVII века до 1917 года. За это время дом несколько раз перестраивался и менял хозяев. Среди владельцев усадьбы есть известные фамилии: камергерша Мария Федоровна Салтыкова (1759 – 1793) – свойственница отца А.С. Пушкина; Дмитрий Сергеевич Болтин (1757 – 1824) – дальний родственник историка Ивана Никитича Болтина; генерал-майор Измайловского полка, участник заговора против Павла I Александр Иванович Талызин; упоминавшаяся выше Анна Георгиевна Толстая; штабс-капитанша Мария Александровна Столыпина; вдова действительного статского советника Наталья Афанасьевна Шереметьева. Последним собственником здания была Марии Владимировна Каткова. После октябрьской революции 1917 года дом перешел в муниципальный фонд и использовался под разные нужды, включая коммунальное жилье. Только в 1966 году решением Исполкома Моссовета здание было передано Городской библиотеке № 2, которой в 1979 году присвоили имя Н.В. Гоголя.

В июне 2001 года производилось обследование Дома на Никитском с целью полного восстановления в нем планировки и интерьеров периода 1-й половины XIX века. В шурфах, вырытых в левом крыле здания на первом этаже, были обнаружены фрагменты печных изразцов XVII – XVIII веков: цветные и бело-синие с различными сюжетными, геометрическими и растительными орнаментами. Печи с цветным рисунком, вероятно, дошли до нас с того времени, когда владельцем дома был Д.С. Болтин. По оценкам экспертов, они могли быть лишь в домах очень состоятельных людей. При А.Г. Толстой, когда в усадьбе жил Н.В. Гоголь, в архитектуру дома входило более 20 печей с белой облицовкой и легким синеватым рисунком, напоминающим незабудки.

По воспоминаниям современников Н.В. Гоголя, хозяева усадьбы отвели ему две комнаты первого этажа справа от парадного входа, служившие писателю кабинетом и приемной. Сейчас это единственный в России музей гениального создателя «Мертвых душ» – Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя.

В большой комнате – так называемой приемной – Николай Васильевич встречал гостей, общался со многими известными людьми того времени. Сохранилось довольно много подробных описаний строгой, аскетически простой обстановки его московского жилья, где находились только вещи, необходимые для жизни и работы. Среди документальных свидетельств – дневниковая запись, сделанная в 1850 году профессором Московского университета О.М. Бодянским, воспоминания писателей Г.П. Данилевского, И.С. Тургенева, детально прорисовывающие интерьер гоголевских комнат в доме А.П. Толстого.
О.М. Бодянский писал: «… Жилье Гоголя внизу, в первом этаже, направо, две комнаты. Первая устлана зеленым ковром, с двумя диванами по двум стенам (первый от дверей налево, а второй за ним по другой стене), прямо печка с топкой.

В этой комнате, служащей приемной, от наружной стены поставлен стол, покрытый зеленым сукном, пред первым диваном такой же стол. На обоих столах несколько книг кучками одна на другой».

В приемной Гоголя стояли также книжный шкаф, обеденный стол и буфет, что явствует из мемуаров И.С. Тургенева, М.П. Погодина, Г.П. Данилевского, писем С.П. Шевырева. Здесь же находился камин, в котором в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель сжег второй том поэмы «Мертвые души».

Кабинет Н.В. Гоголя служил писателю одновременно спальней. В этой просто и строго обставленной комнате писатель творил, молился и размышлял.

У стены в углу располагалась рабочая конторка, на деревянном крашеном полу – ковер, за ширмой – узкая жесткая кровать. Современники вспоминают стоявший здесь же книжный шкаф.

Известно, что Н.В. Гоголь набрасывал черновики своих сочинений, стоя за высокой, придвинутой к окну конторкой, а потом за столом у дивана их переписывал. Писатель Г.П. Данилевский вспоминал о своем посещении Николая Васильевича вдвоем с О.М. Бодянским:

«… Разговаривая с Бодянским, Гоголь то плавно прохаживался по комнате, то садился в кресло к столу, за которым я и Бодянский сидели на диване…

– …А что у вас за рукописи? – спросил Бодянский, указывая на рабочую, красного дерева, конторку, стоявшую налево от входных дверей, за которою Гоголь, перед нашим приходом, очевидно, работал стоя.

– Так себе, мараю по временам! – небрежно ответил Гоголь.

На верхней части конторки были положены книги и тетради; на ее покатой доске, обитой зеленым сукном, лежали раскрытые, мелко исписанные и перемаранные листы.

– Не второй ли том «Мертвых душ»? – спросил, подмигивая, Бодянский.

– Да… иногда берусь, – нехотя проговорил Гоголь…».

При организации экспозиции Мемориальных комнат Н.В. Гоголя, которые открылись в библиотеке в 1974 году, были учтены исторические свидетельства и воспоминания лиц, бывавших в Доме на Никитском. Наличие ряда бытовых предметов, не упомянутых мемуаристами, логично предположить по аналогии с типичным убранством городских домов того времени и в связи с привычками Н.В. Гоголя. Например, настольные или каминные часы, подсвечники, настольная лампа – шандал, лампа со свечами и абажуром, дорожный футляр для стакана, колокольчик для вызова слуги, книги из круга чтения писателя. Среди экспонатов также присутствует резная деревянная деталь оконного наличника из родового имения Н.В. Гоголя в Васильевке.

Учитывая, что на сегодня мемориев, связанных с именем писателя, крайне мало, Центральная библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя» бережно хранит реликвии, имеющие непосредственное отношение к его личной и творческой судьбе. Например, игольницу слоновой кости, по преданию, принадлежавшую Н.В. Гоголю. На верхней ее части изображен путник. Рисунок символически отражает особое свойство писателя – любовь к дороге, к путешествию.

Одним из наиболее ценных экспонатов гоголевской коллекции является чернильный прибор из имения Дмитрия Прокофьевича Трощинского в Кибинцах. Д.П. Трощинский приходился дальним родственником матерью Н.В. Гоголя (его брат был женат на Анне Матвеевне Косяровской, родной тетке Марии Ивановны Гоголь-Яновской). Он состоял знатным вельможей при дворе Екатерины II, Павла I, Александра I и оказал несколько немаловажных услуг отцу Н.В. Гоголя Василию Афанасьевичу Гоголь-Яновскому. В благодарность Василий Афанасьевич служил Трощинскому, надзирая за управлением имениями благодетеля.

Упоминания заслуживают еще несколько музейных реликвий. В день кончины Н.В. Гоголя скульптор Николай Рамазанов снял с его лица посмертную маску. По воспоминаниям доктора А.Т. Тарасенкова, черты умершего писателя выражали «не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб». В экспозиции Мемориальных комнат Н.В. Гоголя хранится один из первых отливов маски.

В 1909 году Комитетом по созданию памятника Н.В. Гоголю к 100-летию со дня рождения писателя была выпущена коммеморативная медаль, которая ныне является раритетом. В 2001 году по инициативе «Дома Гоголя» было изготовлено факсимиле этой медали для вручения за особые заслуги в деле увековечения памяти писателя. Первая факсимильная медаль была преподнесена в День города 1 сентября 2001 года на открытии выставки, посвященной памятнику Н.В. Гоголю работы Н.А. Андреева, директору Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева Д.А. Саркисяну, вторая – при личной встрече – Префекту ЦАО Г.В. Дегтеву.

Помимо предметной коллекции, Библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя» обладает уникальным книжным фондом, профилирование которого органически связано с темой жизни и творчества писателя. Ядро фонда составляет особая коллекция «Гоголиана» – прижизненные издания произведений классика, их последующие переиздания в различном художественном оформлении, а также литература о Н.В. Гоголе: воспоминания современников, фундаментальные труды филологов и историков литературы.

Знаменитый памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева, созданный в 1909 году к 100-летнему юбилею писателя, тоже можно причислить к экспонатам Библиотеки – мемориального центра. Сейчас изваяние находится в сквере перед Домом на Никитском, где прошли последние годы жизни писателя, но первоначально оно было установлено на Арбатской площади, в конце Пречистенского бульвара. В 1951 году из идеологических соображений памятник убрали с площадки на Гоголевском бульваре и укрыли в Донском монастыре, куда ссылались неугодные властям скульптуры и фрагменты декора разрушенных храмов. На месте старого изваяния в 1952 году, к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя, было установлено новое, работы скульптора Томского. В 1959 году, к 150-летию со дня рождения писателя, андреевский памятник, уцелевший от переплавки, по настоятельным просьбам москвичей был возвращен городу и установлен во дворе бывшей усадьбы Толстых.

В сентябре 2001 года в День города в «Доме Гоголя» проходила фотовыставка «Жизнь и приключения лучшего памятника Москвы: Н.В. Гоголь на рубеже эпох», посвященная уникальной скульптуре Н.А. Андреева. Благодаря своеобразному литературно-мемориальному проекту москвичи узнали много нового об истории родного города.

Ведущим направлением работы Библиотеки – мемориального центра являются научно-творческие проекты, связанные с именем великого классика. Каждую весну «Дом Гоголя» проводит международную научную конференцию Гоголевские Чтения. В гоголеведческом форуме принимают участие литераторы, ученые, журналисты и деятели искусств из разных стран мира. Главная задача конференции – объединение под крышей Дома на Никитском бульваре литературной общественности России и зарубежных стран и укрепление гуманитарных связей учреждения. География Гоголевских Чтений расширяется год от года, включая в себя исследователей не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и различных городов России, Украины, Чехии, Италии, Франции.

Участниками и гостями Гоголевских Чтений становятся многие деятели науки, культуры и искусства. Традиционным является участие Ю.В. Манна, Ю.Я. Барабаша, В.А. Воропаева, В.И. Мильдона и многих других отечественных и зарубежных авторитетных исследователей. На Чтениях выступают и представители мира искусства – например, режиссер Валерий Фокин, актриса Людмила Иванова.

По материалам ежегодной конференции издаются сборники в печатном и электронном вариантах. В рамках издательской деятельности «Дома Гоголя» формируется также дайджест «Н.В. Гоголь: события и факты», содержащий вновь выходящие статьи из периодики. В 2004 году был издан библиографический указатель «Произведения Н.В. Гоголя и литература о нем», обобщивший огромный массив литературы за период с 1992 по 2001 гг. Библиотека – мемориальный центр подготовила к изданию труд Константина Мочульского «Духовный путь Гоголя», вышедший в серии «Гоголевская библиотека».

Мемориальные проекты библиотеки в значительной степени связаны со знаменательными датами. В 2002 году исполнилось 150 лет со дня смерти Н.В. Гоголя. Событие получило широкий резонанс в среде литературной и культурной общественности. «Дом Гоголя» посвятил этой дате поминальное действие «Памяти Н.В. Гоголя» 4 марта 2002 года. Проект предусматривал посещение Университетской Церкви Св. Татианы, где отпевали писателя, кладбища Данилова монастыря – места первоначального захоронения Гоголя, и Новодевичьего кладбища, на котором сейчас покоится великий классик. Второй частью мемориального действия стало проведение в Доме Гоголя презентации юбилейного издания «Мертвых душ», выпущенного издательством газеты «Труд». Новая книга замечательна серией иллюстраций А.А. Агина и А.А. Боклевского, представивших все многообразие гоголевских типов.

Среди наиболее известных проектов библиотеки «Дом Гоголя» – литературно-театрализованные встречи с участием писателей, поэтов, журналистов, ученых и деятелей искусства. Темы вечеров разнообразны и далеко не всегда укладываются в рамки жизни и творчества Н.В. Гоголя, но их круг неизменно очерчен вокруг проблем русской духовной культуры. В организации встреч многократно принимали участие актеры Александр Филиппенко, Сергей Никоненко, Геннадий Бортников, Василий Куприянов; писатели Андрей Битов, Игорь Золотусский, Валентина Боровицкая, Юрий Нечипоренко; исследователи-гоголеведы Владимир Воропаев, Юрий Манн, Игорь Виноградов и др. Проект адресован прежде всего московской молодежи: школьникам, студентам, начинающим филологам и журналистам.

Центральная городская библиотека – мемориальный «Дом Гоголя» принимает активное участие в культурной жизни Москвы. Вместе с жителями столицы учреждение отмечает такие календарные праздники как День города, День охраны памятников, Международный день музеев, Дни славянской письменности и культуры, Татьянин день и многие другие. Особенно крупными проектами стали акции «В начале было Слово…» и «Гоголь в Чехии», посвященные Дням славянской письменности 2002 и 2003 гг. Мероприятия, проводимые «Домом Гоголя», готовятся совместно с библиотеками, музеями, культурными и научными центрами, институтами, посольствами иностранных государств.

В число наиболее перспективных наглядных форм мемориальной деятельности входят разнообразные выставки. В «Библиотеке – мемориальном центре «Дом Гоголя» в разные годы были представлены разнообразные экспозиции: «Фантомы Гоголя» художника Бориса Бомштейна (2002), «Три века на московской сцене» (о судьбе драматургии Гоголя, 2003), уникальные работы из дерева омского скульптора Леонтия Усова (2003), выставка московских художников ко Дню города «Променад по бульварам» (2003), фотовыставка Александра Лаврухина «Семь всадников Первопрестольной: Конная скульптура в Москве» (2002) и многие другие.

Как современное учреждение культуры «Дом Гоголя» не может не уделять внимание развитию новых информационных технологий в рамках работы интеллект-центра. В целях сохранения уникальной коллекции «Гоголиана» ценные раритетные издания переводятся на цифровые носители.

Формированию электронных баз данных фонда посвящены проекты «Виртуальный музей Н.В. Гоголя» (экспозиция Мемориальных комнат писателя на CD-Rom), «Электронная нотница» (оцифровка 24-томного Лейпцигского собрания сочинений И.С. Баха), а также создание многочисленных электронных презентаций и комплектование обширного фонда нотно-музыкального отдела на дисках mp3, аудио- и видеоносителях. С 2004 года действует сайт Библиотеки – мемориального центра в Интернет.

Осуществление всех перечисленных форм работы с культурным наследием невозможно без взаимного сотрудничества различных культурных институтов, без профессиональных контактов и обмена опытом. «Дом Гоголя» постоянно поддерживает связь с музеями, библиотеками, общественными объединениями и культурными центрами Москвы, организуя совместные акции и принимая участие в работе московских, региональных и международных конференций.

Таким образом, немаловажная роль современной городской публичной библиотеки в процессе сохранения культурной идентичности очевидна и в будущем получит свое дальнейшее развитие.