Сборник докладов Девятых Гоголевских чтений
«Н.В. Гоголь и русская литература»

«Бесконечно велик тот, кто объединяет около своего имени,
своей личности людей без различия взглядов и направлений».

Московский городской голова Н.И. Гучков, на торжествах по поводу
100-летней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя 20 марта 1909 г.

В издании собраны наиболее значительные материалы Девятых Гоголевских чтений, прошедших в юбилейные дни 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя весной 2009 года в Доме Гоголя. Статьи посвящены актуальным аспектам гоголеведения, анализу христианских основ творчества Н.В. Гоголя, оценкам гоголевских произведений различными школами литературоведения, в них же рассматривается влияние гоголевского наследия на зарубежную литературу. Часть материала посвящена торжественному открытию мемориального музея писателя, которое состоялось в дни проведения конференции.

Материалы сборника будут интересны филологам, преподавателям, студентам и всем ценителям творчества Н.В. Гоголя.

Приветствие

Миронов С.М., председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации


Приветствие

Швецова Л.И., первый заместитель Мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы города Москвы


Приветствие

Худяков С.И., руководитель Департамента культуры города Москвы


Приветствие

Викулова В.П., директор ЦГБМЦ «Дом Гоголя», Заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук


Актуальные аспекты гоголеведения

О значении Гоголя в истории русской литературы

Воропаев В.А., д.ф.н., проф. фил.фак. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, сознающего свою ответственность за то дело, к которому призван. Такие творцы, как Гоголь, по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии.
Гоголь и русская консервативная мысль

Анненкова Е.И., д.ф.н., проф., зав.каф.рус.лит. РГПУ им. А.И. Герцена (СПб)

В статье творчество Гоголя рассматривается в контексте развития русской консервативной мысли. Преимущественное внимание уделяется понятиям «монарх», «государство», «вера», «традиция», «национальное самосознание». Устанавливаются смысловые сближения позиции писателя с концепцией Н.М. Карамзина, славянофилов (А.С. Хомякова, К.С. Аксакова), Л.А. Тихомирова. Вместе с тем выявляется особый подход художника к постановке и решению идеологических проблем, принципиально отличающий его авторов теоретических концепций.
Биография, творчество и понимание Н.В.Гоголя: теоретические проблемы

Есаулов И.А., д.ф.н., проф. РГГУ (Москва)

И.А. Есаулов, констатируя кризис постсоветского гоголеведения, утверждает, что множественность интерпретаций гоголевского творчества является не аномалией, а нормой современной истории русской литературы. Аргументируется, что любой современный интерпретатор Гоголя должен отдавать себе отчет в относительности правоты своего прочтения и не претендовать на то, что именно его позиция является «научной», а другие – нет. Для обозначения этой многовариантности истолкования автор статьи предложил использовать понятие «спектра адекватности», полагая при этом, что подлинное «понимание» Гоголя – в отличие от его «изучения» – базируется на его принадлежности к христианскому (а именно – православному) типу культуры. Именно в этом типе культуры укоренено не только мировоззрение писателя, но и поэтика его произведений.
«...Как беззаконная комета...», или Одиночество Гоголя (возвращение к теме)

Барабаш Ю.Я., д.ф.н., проф. ИМЛИ РАН (Москва)

Проблема рассматривается в биографическом, психологическом и историко-литературном аспектах. Обосновывается тезис о «гоголевском барокко» как продолжении традиции украинского барокко, чем определялась известная «чужеродность» Гоголя, его одиночество в современной ему русской литературе, которой он был принят, но по-настоящему понят далеко не сразу.
Воспоминания о Гоголе и письма к нему графа А.П. Толстого (из неопубликованных материалов П.А. Кулиша)

Виноградов И.А., д.ф.н., проф. ИМЛИ РАН (Москва)

Долгое время мировоззрение Гоголя принято было объяснять совокупностью всевозможных влияний. В частности, мнимый «перелом» во взглядах Гоголя и последовавшее якобы лишь в средине 1840 х гг. обращение писателя к вере и Церкви приписывались влиянию графа А.П. Толстого. Однако, как позволяет судить содержание сделанных П.А. Кулишом выписок из недошедших до нас писем графа Толстого к Гоголю, именно гоголевскому влиянию Толстой был многим обязан своим духовным образованием – а не наоборот. Публикация оставшихся в рукописях материалов Кулиша позволяет считать полемику о возможном влиянии на Гоголя графа Толстого исчерпанной.
К истории коллекции «Гоголиана» в Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского: история формирования, состав

Супронюк О.К., к.ф.н., ст.н.с. Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского – г. Киев (Украина)

Это сообщение посвящено истории формирования и составу коллекции материалов, связанных с жизнью и деятельностью Н. Гоголя, хранящейся в настоящее время в Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского в Киеве. Коллекция начала формироваться в нежинском Лицее, когда после смерти Гоголя, его рукописи и переписку приобретал почетный попечитель его, граф Г.А. Кушелев-Безбородко и дарил учебному заведению. В 1934 г. эта коллекция была перемещена в Киев в Библиотеку АН УССР, где она была обработана и, в зависимости от вида документов (рукописи, книги, изображения) и ныне хранится в разных ее подразделениях.
О чем поет шарманка Ноздрева

Гольденберг А.Х., д.ф.н., доцент Волгоградского гос.пед.ун-та (Волгоград)

В статье анализируется роль французской народной песни о Мальбруке в сюжете поэмы «Мертвые души». Выявляется ее связь с мифологемой Чичикова как переодетого Наполеона. Раскрывается роль традиций народного театра Петрушки в главе о Ноздреве. Сопоставляется специфика развития наполеоновской темы, которую вводит песня о Мальбруке, в «Мертвых душах» Гоголя и «Преступлении и наказании» Достоевского.
Фемистоклюс и Алкид в «Мертвых душах» Гоголя

Кривонос В.Ш., д.ф.н., проф. Самарского гос.пед. ун-та (Самара)

В статье рассматривается способ изображения детей в «Мертвых душах». Особое внимание уделяется принципам их номинации и функциям имен-цитат, пародийных имен и имен-фикций. Выявляется взаимосвязь таких имен-фикций, как Фемистоклюс и Алкид, и картины мира, которая характеризуется мнимостью и фиктивностью.
О роли и функциях «мелочей» в поэме Гоголя «Мертвые души»

Мацапура В.И., д.ф.н., проф. Полтавского гос.пед. ун-та – г. Полтава (Украина)

В статье анализируются лейтмотивные детали в тексте первого тома «Мертвых душ» Гоголя, в частности «мелочи», связанные с образом Чичикова, мотивами еды, питья, карточной игры. Автор статьи сосредотачивает внимание на функциях подробностей и «мелочей» в гоголевской поэме, выделяет функции психологической характеристики, конкретизации времени и места действия, «задержания» действия, создания фона и т.д.
Комната Плюшкина: пространственно-семиотическая функция картин

Печерская Т.И., д.ф.н., проф. каф.рус.лит и теории лит. Новосибирского гос.пед. ун-та (Новосибирск)

В статье исследуется пространственно-семиотическая функция картин, помещенных в комнате Плюшкина. Особое внимание уделено анализу повествовательной техники Гоголя, позволяющей визуализировать сложные пространственные метаморфозы, порождающие своего рода оптические иллюзии, суть которых в совмещении живописного и бытового пространства.
К семантике образа и жизнеописания Чичикова

Васильев В.К., к.ф.н., доцент Сибирского федерального ун-та (Красноярск)

В статье кратко прослежена история сюжета о «мертвых душах» в русской истории и культуре. Первый сюжет, ставший основой последующих, возник в результате реформы налоговой системы, предпринятой Петром I. Вместо «подворного» налогообложения, было введено «подушное» с предварительной переписью населения. Второй, литературный, сюжет возник как реакция старообрядцев («раскольников») на введение подушной переписи и взимание налогов с умерших. С христианско-демократической позиции старообрядцев поступок Петра I читается как деяние антихриста. В этом обнаруживается основное правило разворачивания сюжета о герое, покусившемся на обладание мертвыми душами и обложение их «данью». Третий сюжет – истории аферистов, скупщиков мертвых душ. Вероятно, Пушкин и Гоголь первоначально были сориентированы именно на эти истории. В итоге Гоголь, так или иначе, обобщил в поэме все указанные сюжеты.

Чичиков рассматривается в статье как противник Христа – нечистый, «черт, а не человек», противник Бога, антихрист.

Композиция первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и «фигура фикции»

Ивинский Д.П., д.ф.н., проф. Фил.фак. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Автор статьи стремится показать, что композиция первого тома «Мертвых душ», своеобразие которой обусловлено парадоксальным «совмещением» приемов антитезы, нисходящей градации и симметрии, возникла как результат последовательного применения «фигуры фикции»; что персонажи, составившие «галерею помещиков», оказались противопоставлены друг другу и одновременно сопоставлены друг с другом всеми возможными способами, причем противопоставление персонажей «дополняется» их неожиданно вскрывающейся общностью, а впечатление общности тут же корректируется бросающимися в глаза несходствами.
История русской литературы в «Мертвых душах»: портреты и оригиналы

Кораблев А.А., д.ф.н., проф., зав.каф. теории литературы и художественной культуры Донецкого нац.ун-та – г. Донецк (Украина)

В статье содержится криптографический анализ поэмы «Мертвые души», обнаруживающий аллюзийные закономерности в изображении гоголевских персонажей. В частности, показано, как образы помещиков репрезентируют классиков русской литературы: Манилов – Жуковский, Плюшкин – Пушкин и др.
Симбирский «контекст» поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Демидова Т.Э., к.ф.н., доцент Ульяновск.гос.пед.ун-та (Ульяновск)

Данная статья является попыткой исследования связей творчества Н.В. Гоголя с Симбирским краем. Впервые в литературоведении дается анализ эпизода первого тома поэмы, где упоминается Симбирская губерния, а также записных книжек писателя, в которых запечатлены факты из жизни Симбирска и Симбирской губернии.

Исследование гоголевских произведений различными школами литературоведения

«Авторская исповедь»: к истории названия и жанра

Балакшина Ю.В., к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена (СПб)

История текста «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя показывает, что от момента написания в 1847 г. до момента печатной канонизации в 1855 г. и жанр, и название текста, известного нам сегодня как «Авторская исповедь», в восприятии современников постоянно менялись. В статье выделяется пять периодов в истории «Авторской исповеди», напрямую связанных с жанровой идентификацией этого текста. Первый период – прижизненный – связан с авторскими определениями будущей «Авторской исповеди» как «повести». На втором этапе, начинающемся сразу после смерти Гоголя, «Авторская исповедь» воспринимается как часть «Выбранных мест из переписки с друзьями». Постепенно выделившись в самостоятельный текст, «Авторская исповедь» получает на третьем этапе статус «автобиографии», на четверном (распространение в списках) – духовной исповеди, и на пятом (публикация текста) – исповеди авторской, литературной. В статье анализируется взаимосвязь читательского восприятия текста с его жанровым определением на каждом из выделенных этапов.
На перепутье: между Диканькой и Миргородом

Денисов В.Д., к.ф.н., доцент РГГМУ (СПб)

Статья В.Д. Денисова «На перепутье: между Диканькой и Миргородом» посвящена глубокому кризису, в котором оказался молодой писатель после издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 1832 г. Преодоление кризиса имело огромное значение для творчества Гоголя.
Идея «Третьего Рима» в художественной мысли Гоголя (о повести «Рим»)

Мильдон В.И., д.ф.н., проф. ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва)

В повести «Рим» Гоголь невольно подразумевает Россию. Его суждения о ней накпоминают то, что писали русские мыслители, начиная с ХVI в. как о вожде европейских народов. Это близко суждениям об Италии итальянских поэтов и мыслителей XIII-XIV вв. Такая близость дает повод утверждать: Гоголь принадлежит эпохе русского Ренессанса, прерванной переворотом 1917 г.
«Будешь помнить Гоголя!» Неизвестная повесть о самозваном Гоголе

Вайскопф М.Я., д.ф.н. (Израиль)

Статья рассматривает до сих пор не изученный художественный текст, проливающий свет на то, как был воспринят в широком культурном сознании гоголевский «Ревизор» и сама личность его автора. Последний, в свою очередь, воспользовался этой реакцией как творческим импульсом и соответственно скорректировал свою публицистическую стратегию.
Архаические черты в картине мира «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя

Ельницкая Л.М., к.ф.н., доцент ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва)

В «Петербургских повестях» картина мира дана через восприятие так называемого «маленького человека». Она характеризуется, в частности, «исчезновением» реального времени и пространства. В такой действительности персонаж не имеет почвы для постепенного развития и пребывает в постоянных метаморфозах. Подобный, пародирующий мифологическое сознание герой позволяет Гоголю обратить к своей современности самые главные вопросы о судьбе человека.
Галлицизмы и «макаронизмы» у Гоголя

Дмитриева Е.Е., к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (Москва)

В отличие от многих своих современников Гоголь ни в своей прозе, ни в письмах почти не употреблял французской речи. При этом отдельные случаи появления у него галлицизмов и макаронизмов все же имеются, приходясь большей частью на поэму «Мертвые души» и комедию «Женитьба» (часть из них оставалась в черновых редакциях, не доходя до белового текста). Галлицизмы Гоголя легко поддаются тематической каталогизации: в основном это то, что связано с областью французской кухни, французских вин, модой, флиртом, и, наконец, со светской жизнью. Однако при более пристальном изучении гоголевских галлицизмов обнаруживается, что Гоголь использует не столько реальные французские слова и выражения, сколько некий «образ» французских слов, нередко придумывая несуществующие слова или искажая реально существующие и придавая им иное значение. В результате возникает мираж галломании: галлицизмы казалось бы и присутствуют в тексте, но смысл их неявен, призван запутать и мистифицировать не только читателя, но даже и комментатора. Анализу гоголевских галлицизмов и уточнению уже устоявшихся в гоголеведении их экспликаций и посвящена настоящая статья.
Эстетический потенциал пафоса и парентирса в статьях Гоголя «Последний день Помпеи» (картина Брюллова) и об «Архитектуре нынешнего времени»

Кравченко О.А., к.ф.н., доцент, докторант Донецкого нац. ун-та - г. Донецк (Украина)

В статье рассматривается эстетический конфликт гоголевской повести «Шинель», образуемый антиномическим противостоянием прекрасного и возвышенного.
Символика собаки в «Записках сумасшедшего» и ее литературные источники

Иваницкий А.И., д.ф.н., вед.науч.сотр. ин-та высш.гуманит.исслед. РГГУ (Москва)

Сюжетным источником гоголевских «Записок сумасшедшего» выступает повесть Э.Т.А. Гофмана «Новейшее известие о судьбах пса Бергансы». В обеих повестях безнадежно влюбленный социальный аутсайдер мысленно превращает собаку возлюбленной в «оракула», поверяющего ему некие тайны о «предмете». В отличие от героя Гофмана, Поприщин стремится войти в высший свет, который и олицетворяет в своей избраннице. Но в силу раздвоенной самооценки он сначала делает собаку волшебным помощником, а затем – сторожем недоступного петербургского мира.
К замыслу «Старосветских помещиков»

Белоногова В.Ю., к.ф.н., доцент каф. музеологии Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского (Н. Новгород)

В статье пересматривается общепринятая датировка возникновения замысла и начала работы Гоголя над повестью «Старосветские помещики». Автор выдвигает и обосновывает предположение о том, что импульсом к созданию повести мог послужить разговор о «Фаусте» Гете, состоявшийся в начале 1832 года в салоне А.О. Смирновой-Россет. Во второй части трагедии Гете парадоксально использовал древний сюжет о Филемоне и Бавкиде. Подхватив идею, Гоголь решает продолжить и последовательно развернуть эту «аналогию-наоборот». Впечатления от поездки на родину в июле-октябре 1832 года способствовали развитию этого уже существовавшего в воображении писателя замысла о малороссийских Филемоне и Бавкиде.
К интерпретации гоголевской антропонимики: традиции и перспективы (на примере «Петербургских повестей»)

Каримова Е.С., аспирантка (заочн. отд.) Оренбургского гос.пед. ун-та (Москва)

Автор обращается к истолкованию имени гоголевского героя в легендарно-мифологической и религиозной ретроспективе. В статье исследуется категория «поприще» как основная этическая формула в антропологии Гоголя. Также автор раскрывает связь гоголевской антропонимики в «Петербургских повестях» с легендарным змееборческим сюжетом.

Гоголь-драматург

О жанровом мышлении Гоголя-комедиографа

Падерина Е.Г., к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН

В статье рассматривается вопрос о том, чем мотивировано гоголевское определение жанра «Игроков» Гоголя («комическая сцена»). Исследовательские выводы позволяют пересмотреть устоявшиеся представления об эволюции комедийного жанра в гоголевском творчестве.
Инсценировки и ремейки как форма интерпретации произведений Н.В. Гоголя

Колганова А.А., директор РГБ по искусству (Москва)

Рассматривается интерпретация произведений Н.В. Гоголя как форма художественной реакции на классические тексты, перешедшие в отечественный художественный запас в качестве культурного кода. Рассмотрены характерные для последнего десятилетия сценические и издательские варианты реминисценций сюжетов и образов Н.В. Гоголя. Среди них – театральные работы П. Фоменко, М. Захарова, В. Фокина, Б. Покровского, В. Мирзоева, А. Могучего, издания драматургических реплик Н. Коляды, В. Богаевского, В. Ольшанского, В. Поламишева, У. Спирошека.

Привлечены такие нестандартные формы заимствований из Н.В. Гоголя, как игра-ремейк и спектакль-коллаж на компакт-дисках (CD и DVD).

О традициях средневекового жанра exempla в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Капустин Н.В., д.ф.н, проф., зав.каф. рус.словесности и культурологии Ивановского гос. ун-та (Иваново)

В статье проводятся типологические параллели между комедией Н.В. Гоголя «Ревизор» и средневековым сборником «Великое зерцало». Высказывается предположение, что названный сборник мог послужить одним из источников, повлиявших на замысел гоголевской комедии и некоторые особенности его художественной реализации.
Образ зеркала в художественной структуре пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»

Патапенко С.Н., к.ф.н., доцент Вологодского гос. пед. ун-та (Вологда)

Автор статьи рассматривает образ зеркала в пьесе «Ревизор» как принципиально значимый компонент художественной структуры произведения Гоголя. Определяющая роль этого образа выявляется на разных уровнях его функционирования: идейном, сюжетном и персонажном.
Минимализм ремарки в «Игроках» Н.В. Гоголя

Зорин А.Н., к.ф.н., докторант каф. общего литературоведения и журналистики Саратовского гос. ун-та (Саратов)

Ремарки гоголевских пьес и драматических отрывков демонстрируют стремление автора к адекватному восприятию его драматургии театром. Противоречивый опыт постановок «Ревизора» меняет отношение Гоголя к адресации своих пьес, к проблеме ремарок как постановочных обозначений. Аскетизм ремарок «Игроков» демонстрирует специфику миражной интриги этой «драматической сцены», отношение драматурга к проблеме автора, онтологическим аспектам проблемы театрализации действительности.
«Игроки» Н.В. Гоголя в свете проблемы типологии героя-«игрока» (Н.В. Гоголь и А.А. Шаховской)

Александрова И.В., к.ф.н., доцент каф.рус.и заруб.лит. Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского – г. Симферополь (Украина)

Проблема типологии комедийных героев Н.В. Гоголя анализируется на примере сопоставления его комедии «Игроки» с одноименной пьесой А.А. Шаховского как возможным претекстом. Обращается внимание на полемический характер гоголевской комедии по отношению к предшествующей жанровой традиции.

Гоголь и литература XIX века

Г.Р. Державин и Н.В. Гоголь: черты стилевой преемственности

Васильев С.А., д.ф.н., доцент МГПИ (Москва)

Стиль Н.В. Гоголя в ряде существенных черт опирается на державинскую традицию. Такая опора характерна уже для «Ганса Кюхельгартена» (план словесной живописи). Гораздо более глубокой и системной она стала в «Мертвых душах», где сказался не только «лиризм» Г.Р. Державина, гражданская и религиозно-философская тематика его од, но и узнаваемые черты его как стилиста (ассоциативный синтаксис, эллиптирование и т.п.).
Гоголевское слово и христианская традиция

Гуминский В.М., д.ф.н., проф. ИМЛИ РАН (Москва)

В статье анализируется вопрос о своеобразии гоголевского отношения к слову в связи с христианским учением о творчестве.
И.А. Гончаров и Н.В. Гоголь

Мельник В.И., д.ф.н., проф. Гос. Акад. Славянской культуры (Москва)

В статье рассматривается динамика влияния Н.В. Гоголя на И.А. Гончарова от первых опытов в прозе до романа «Обрыв». Делается вывод, что до романа «Обрыв» Гоголь влиял на Гончарова многосторонне и достаточно глубоко – в зависимости от общего замысла произведения. Но чем далее – тем менее. В «Обрыве» наблюдаются лишь локальные моменты влияния на уровне отдельных образов.
Н.В. Гоголь и французский историк и политик Франсуа Гизо. Неожиданные переклички и параллели

Замыслова Е.Е., аспирантка жур.фак. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Автор статьи выявляет параллели в биографиях и журнальной деятельности главного идеолога правительства Николая I Сергея Уварова и французского политика эпохи Реставрации Франсуа Гизо, сравненных Н.В. Гоголем в 1834 году. Анализ исторических статей Гоголя, опубликованных в «Журнале министерства народного просвещения» в 1834 году, и книги Гизо «История цивилизации в Европе», вышедшей в 1828 году, обнаруживает сближения взглядов двух авторов на проблемы всеобщей истории.
Русский помещик (к типологии литературного героя)

Сапченко Л.А., д.ф.н, проф. Ульяновский гос. ун-т (Ульяновск)

Среди типов русской литературы («маленького человека», «лишних людей», «тургеневских девушек») редко упоминают «русского помещика». Между тем, этот тип наиболее характерен для русской классики, где он дан в свете своего высокого предназначения, общественного и христианского долга перед крестьянами, за неисполнение которого он будет держать ответ перед Богом. При этом сюжет, начинающийся как приезд барина в деревню, имеет несколько вариантов финала: благоденствие крестьян (только в умозрительных, утопических построениях); нежелание или невозможность исполнить свой долг или же невозможность стать русским помещиком (Чичиков). У Толстого (в конечном итоге) – нежелание быть им. В целом отечественная классика может быть рассмотрена как роман «русского помещика».
Своеобразие театрализации в художественном мире А.П. Чехова и Н.В. Гоголя

Гордович К.Д., д.ф.н., проф. Сев.-зап. ин-т печати СПбГУТД (СПб)

Сопоставительный анализ произведений Чехова и Гоголя строится на выявлении общности игровых ситуаций. Рассматриваются эпизоды объяснения в любви, ссоры, торговой сделки, взятки, разговора мелкого чиновника со «значительным лицом». Писатели не пытаются дать психологическую характеристику героям или решать социальные проблемы. Театрализация ситуаций, подчеркнутая горячность, увлеченность, отчаяние персонажей позволяют авторам обнаружить пустоту, нелепость, абсурдность того мира, в котором они обитают.

Гоголь и литература XX века

Карнавал гоголевской интертекстуальности в романе С.С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова»

Кибальник С.А., д.ф.н., вед.н.с. ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (СПб)

В статье показан своего рода карнавал гоголевской интертекстуальности в творчестве недооцененного русского сатирика 1920-х годов С.С. Заяицкого, в частности, на материале его романа «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». Наряду с прямыми интертекстуальными связями, соединяющими роман с «Женитьбой», «Ревизором» и другими произведениями Гоголя, в нем имеют место и проявления отраженного света Гоголя — через Достоевского (Опискин, Степан Трофимович Верховенский) и даже, возможно, через известную статью Ю.Н. Тынянова «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)».
Н.В. Гоголь в юбилейных откликах (речах) начала ХХ века

Крылов В.Н., д.ф.н., доцент Казанского гос. ун-та (Казань)

Статья посвящена анализу юбилейных речей 1909 г. о Н.В. Гоголе. Материалом исследования стали тексты юбилейных выступлений из сборников, опубликованных в Москве, Киеве, Одессе, Варшаве, Казани, Симбирске и других городах. Анализ ведется в контексте проблем рецепции гоголевского наследия в эпоху серебряного века.
Развитие традиций гоголевского гротеска в прозаическом наследии эмоционалистов

Шатова И.Н., к.ф.н., доцент каф. заруб. лит. Ин-та иностранной филологии приватного университета – г. Запорожье (Украина)

В статье рассматриваются традиции гоголевского гротеска и карнавальности в прозаическом наследии М. Кузмина, К. Вагинова, Ю. Юркуна. Ярмарочные и балаганные мотивы, карнавальные гротескные образы, гротескная концепция тела, «веселая чертовщина», гротескно-фантастическое карнавальное двойничество, карнавализованные образы коллективов, мотив марионетки, куклы, автомата в сочетании с мотивом мертвенности, «мертвых душ», гротескный стиль, элементы мениппеи и другие жанрово-стилевые особенности сближают карнавальную прозу эмоционалистов с поэтикой гротеска Н.В. Гоголя.
Как и какими мы вышли из гоголевской «Шинели»? (версия В. Маканина)

Калашникова О.В., д.ф.н., проф. Днепропетровского нац.ун-та – г. Днепропетровск (Украина)

В статье рассматривается процесс трансформации одного из центральных культурных мифов России, мифа о «маленьком человеке», введенного в сознание россиян «Шинелью» Гоголя; анализируются романы В. Маканина, истолковавшего гоголевский миф как внедренный в сознание литературой знак, определивший не только национальный художественный код, но и саму социальную модель жизни россиян.
Н.В. Гоголь в художественном мире Виктора Некрасова

Николенко О.Н., д.ф.н., проф. Полтавского гос. пед. ун-та – г. Полтава (Украина)

В статье рассматривается влияние Н. Гоголя на художественный мир В. Некрасова. В работе рассмотрены гоголевские темы, мотивы, образы, которые нашли развитие в повестях, рассказах и мемуарной прозе В. Некрасова. Особое внимание уделяется типологическим взаимосвязям между произведениями писателей в области композиционной структуры, образной системы, стиля, художественного метода.
Гоголь и способы проездиться по России

Небольсин С.А., д.ф.н., вед.н.с. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН

Завет Гоголя «проездиться по России» содержит предписание воспринимать Россию как наш монастырь. Стихотворение Н. Рубцова «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», помимо множества мелодий, перешедших к поэту из Пушкина, Лермонтова и Есенина, исполнено молитвенного отношения к Родине. Антитезой Рубцову и Гоголю как живописателю русского могут служить подмосковные или московские стихи Пастернака («На ранних поездах», «Свадьба»).

Гоголь и русское зарубежье (Г. Газданов, А. Белый, А. Ремизов, Н. Бердяев)

«Маленькие люди» и проблема адаптации

Высоцкая В.В., к.ф.н. Ун-т Российской Академии образования (Москва)

В работе проводится сравнительный анализ повести Гоголя «Шинель» и рассказа Газданова «Бистро». Сюжетные линии в этих двух произведениях обладают сходством, однако характеристики главных героев различаются в аспекте их отношения к работе и степени освоенности ими «чужого пространства».
Гоголевские образы в романе Г. Газданова «Ночные дороги»

Изотова Е.В., к.ф.н., нач-к отдела контентной поддержки и мониторинга Саратовского гос.технич. ун-та (Саратов)

Цитируя гоголевскую <Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем> в <Ночных дорогах>, вводя в текст романа двух новых Иванов, Газданов говорит о бессмысленности и пустоте существования своих современников, не готовых оторваться от воображаемого ими идеального прошлого. Проблема национальной идентичности осмысляется писателем в диалоге с классической литературой, образы которой получают экзистенциальную трактовку.
«Вий» Н.В. Гоголя в оценке и интерпретации Алексея Ремизова

Розанов Ю.В., к.ф.н., доцент Вологодского гос.пед.ун-та (Вологда)

В работе рассматриваются все этапы усвоения писателем-символистом А.М. Ремизовым образа гоголевского Вия – от ироничной попытки проследить дальнейшую («послегоголевскую») жизнь персонажа в детском рассказе «Ночь у Вия» (1909) до экзистенциального осмысления образа-символа в поздней книге «Огонь вещей» (1954) как «фаллического демона, вышедшего из семенной туманности жизни».
Персонажи «Мертвых душ» в творческом восприятии А. Ремизова

Ничипоров И.Б., д.ф.н. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

В докладе рассмотрены и систематизированы наблюдения над персонажами поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», представленные в эссеистской книге А.М. Ремизова «Огонь вещей». Как выясняется, у Ремизова развивается единый, сквозной сюжет о зачастую не осознанных самими гоголевскими героями метафизических запросах души, которые обнаруживаются прежде всего в сфере сновидений и вербализуются в эссеистском тексте благодаря поиску новых композиционно-речевых форм и актуализации символического потенциала изобразительного ряда.

Зарубежное литературоведение о Гоголе

Гоголь в Словакии: проблемы перевода и интерпретации

Сугай Л.А., д.ф.н., проф. ун-та Матея Белы в Банской Быстрице (Словакия)

В статье раскрываются причины позднего появления словацких переводов гоголевских произведений; отмечаются контакты Гоголя с деятелями словацкой культуры, сопоставляются различные переводы поэмы «Мертвые души» (включая неопубликованный, сохранившийся в рукописи перевод Ю. Маро). На примере судьбы переводчицы Зоры Есенской автор показывает, как идеологические препоны и перипетии тоталитарного времени мешали творчеству Гоголя доходить до словацкого читателя и зрителя.
Роль Н.В. Гоголя в русской литературе в отражении шведского литературоведения

Кобленкова Д.В., к.ф.н., доцент Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского (Н. Новгород)

В статье рассматриваются шведские литературоведческие работы, посвящённые анализу творчества Н.В. Гоголя и его роли в развитии русской литературы. Сопоставляются монографии шведского русиста Х. Левандера и норвежского исследователя Г. Хьетсо. Указываются приоритетные идеологические, поэтологические и переводческие тенденции, характерные для шведских исследований.
Гоголь по обе стороны Атлантики

Нечипоренко Ю.Д., Тикош Ласло, д.физ.-мат.н., худ.руководитель Лит-худож.студия физ.фак. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) / д-р филологии, проф. Массачусетского ун-та (США)

В статье рассматривается изучение гоголевского наследия в США и Западной Европе в ХХ веке, указаны основные публикации и работы славистов, которые внесли наибольший вклад в гоголеведение. Особое внимание уделено книге Ласло Тикоша, в которой всё творчество Гоголя рассматривается под одним углом зрения: как поиск своего места в мире. «Своё место» – это, прежде всего, общественное положение и наследственный социальный статус человека. «Своё место» является тем шифром, который превращает жизнь гоголевских персонажей в уморительную комедию или душераздирающую трагедию.
Несколько слов о поездке вместе с Чичиковым по усыпанной камнями дороге из города NN в Берлин и о 680 значениях междометия «ну»

Штуц-Бишицка Вера, переводчик рус.лит. на нем.яз, публицист (Германия)

O сложностях перевода «Мёртвых душ» на немецкий язык, который вышел по поводу юбилея в 2009 г.

Kак быть с «смачным изобилиeм», c любимыми выражениями автора, c грандиозным фейерверкoм имен, отчеств и «говорящих» фамилий, c языковыми экспериментaми...

К вопросу о рецепции Гоголя в сербской литературе

Попович Таня Милета, д.ф.н., проф. фил.фак. университета в Белграде (Сербия)

В статье рассматриваются проблемы рецепции прозы Гоголя в сербской литературе, а также и проблемы интерпретации его влияний. Прежде всего, рассматриваются рассказы М. Глишича, сербского переводчика Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого и прозаика конца XIX и начала ХХ веков. Особое внимание посвящено взаимоотношениям между сказом повествующем и сказом воспроизводящим, создающими иллюзию повестовательной реальности и таким образом обеспечивающими связь между разными событиями. В центре исследования те фантастические события в которых проявляются нечистые силы, ведьмы, колдуны и черти, что является характерной чертой гоголевских сборников Вечера на хуторе близ Диканки и Миргород, а также особенностью повестей М. Глишича «После деведесет година» («После 90 лет»), «Ноћ на мосту» («Ночь на мосте»), «Глава шећера» («Головка сахара») и других.

Украинский аспект гоголеведения

«Дайте людям архетип...»

Звиняцковский В.Я., д.ф.н., проф., директор Института русского языка и литературы Украинской Академии русистики – г. Киев (Украина)

Архетипические образы Украины – глубоко скрытые, внутренне организующие концепты художественных миров не только Шевченко, но и Гоголя. Стихотворение Шевченко «Гоголю» выводит в сознание некоторые гоголевские биографические и художественные мотивы, которые сам автор «Тараса Бульбы» предпочел бы сохранять глубоко в подсознании.
Рецепция Гоголя в украинской литературе 20-30 годов ХХ века

Прохоренко Е.Е., сотрудник Гоголеведческого центра Нежинского гос. ун-та им. Николая Гоголя

Статья посвящена исследованию рецепции Гоголя в украинской литературе 20-30 гг. ХХ века, а именно истории издания пятитомника переводов призведений писателя на украинский язык и анализу критических работ, содержащихся в нем.