Сборник докладов Восьмых Гоголевских чтений
«Н.В. Гоголь и его литературное окружение»

В книге собраны наиболее значительные материалы Восьмых гоголевских чтений, прошедших весной 2008 г. в «Доме Н.В. Гоголя». Статьи посвящены по преимуществу дружеским, творческим, литературным взаимоотношениям Гоголя со своими современниками, а также литературным собеседникам Гоголя более позднего времени; кроме этого представлены и оценены некоторые биографические концепции; меньшую и традиционную часть сборника составляют исследования художественных произведений классика. Материалы сборника представляют культурное окружение Гоголя – человека, личности, творца – и будут интересны филологам, преподавателям, студентам и любознательным читателям, ценителям творчества Гоголя.

Приветствие

Лазарев А.И., Первый заместитель Руководителя Департамента культуры города Москвы

Приветствие

Садиков А.В., Глава управы района Арбат

Приветствие

Викулова В.П., Директор ЦГБМЦ «Дом Н.В. Гоголя», Заслуженный работник культуры России, Кандидат педагогических наук

I. Гоголь и его современники

Биобиблиографический словарь «Н.В. Гоголь и его окружение в Нежинской гимназии кн. Безбородко (1821 – 1828)»: история создания, принципы составления

Супронюк О.К., к.ф.н., старший научный сотрудник Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского

Сообщение посвящено истории создания и принципам построения биобиблиографического словаря нежинского окружения Гоголя. Словарь представляет связи молодого писателя (личные, педагогические, общекультурные) – то, что питало его творчество, преломлялось в нем. Биографии, включенные в словарь, представляют хронологически и географически локализованный срез гоголевской эпохи в целом с преимущественным вниманием к нежинскому, черниговскому и полтавскому культурным гнездам. В научный оборот вводится новый, еще не исследованный пласт материала, который существенно расширяет существующие представления о культурном процессе в Украине и России XIX века и дает мощную источниковую базу для будущих исследователей.
«Любит ли меня князь Одоевский так же, как прежде?» (Н.В. Гоголь и В.Ф. Одоевский)

Сугай Л.А., Зиневич Г.К., д.ф.н., профессор, Почетный работник высшей профессиональной школы Российской Федерации, профессор Университета Матея Белы (Банска Быстрица, Словакия) / выпускница факультета культурологии Государственной академии славянской культуры, преподаватель Московского института государственного и корпоративного управления

Статья посвящена личным и творческим связям Н.В. Гоголя и В.Ф. Одоевского. Авторы рассматривают взаимовлияния и близость художественных принципов и философско-эстетических взглядов писателей.
Гоголь и Александр Тургенев (к проблеме русского европеизма)

Анненкова Е.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена

Александр Тургенев, воплотивший типаж русского европейца 1-ой половины XIX века, и Гоголь, живший в Западной Европе более 10 лет, рассматриваются в статье как современники, которым была присуща определенная культурная общность и которые, вместе с тем, выразили различные стороны национального культурного самосознания. Анализ «Рима» и «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя, «Хроники русского» и эпистолярного наследия А. Тургенева позволяет дополнить картину русского европеизма XIX века.
Николай Гоголь и поляки: Богдан Яньский – идеолог «из-мертво-встанцев»

Михед П.В., к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, главный редактор «Гоголеведческих студий»

В статье подана биография и анализ мировозренческой позиции лидера католического ордена воскресенцев, с представителями которого – И. Кайсевичем и П. Семененко встречался Гоголь весной 1838 года в Риме.
Гоголь и «девушка из Альбано»

Джулиани Р., проф. русского языка и литературы в Римском Университете «Ла Сапьенца»; член редколлегии междунар. журнала по русистике «Russica Romana»

Прототипом гоголевской Аннунциаты из повести «Рим» стала крестьянка из римского пригорода Альбано Лациале Виттория Кальдони, которая в начале 1820-х годов прославилась во всей Европе своей классической красотой, вдохновившей многих художников и писателей.
«...Бог не даром сталкивает так чудно людей»: Гоголь и Анна Виельгорская

Манн Ю.В., д.ф.н., заслуженный профессор РГГУ, академик РАЕН

Статья посвящена истории взаимоотношений Гоголя с Анной Виельгорской – взаимоотношений, отличавшихся сердечностью и дружественной доверчивостью. Но в начале 1850 г. произошли события, которые, по выражению писателя, омрачили эти отношения «каким-то налетным возмущеньем», причинили и Анне Михайловне и особенно самому Гоголю немало огорчений. В статье анализируется этот драматичный и во многом еще загадочный эпизод гоголевской духовной биографии.
Гоголь и Иннокентий Херсонский (введение в тему)

Гольденберг А.Х., д.ф.н., профессор кафедры литературы Волгоградского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются биографические и творческие связи Гоголя с выдающимся современником – проповедником и духовным писателем архиепископом Иннокентием Херсонским.
Из цикла «Гоголь и его окружение». Матеpиалы к биогpафии

Воропаев В.А., д.ф.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры», член Союза писателей России

В статье освещены новые факты биографии Гоголя: его знакомство с афонским иноком и духовным писателем иеросхимонахом Сергием (Весниным), более известным под литературным псевдонимом Святогорец, и Марфой Степановной Сабининой, настоятельницей общины сестер милосердия Св. Благовещения в Крыму, одной из основательниц Общества Красного Креста в России. Последняя в своих записках рассказывает о попытке Гоголя летом 1845 г. оставить литературное поприще и поступить в монастырь.
С.П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках

Балакшина Ю.В., к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена, редактор издательства «Отчий дом» (Москва)

Статья посвящена той роли, которую сыграли в истории распространения в списках текста «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя его ближайшие друзья. Сопоставление наиболее авторитетных списков позволяет предположить существование некоего «пра-списка», сделанного с рукописи, найденной в бумагах покойного писателя С.П. Шевыревым. Анализ переписки помогает реконструировать драматическую ситуацию, сложившуюся вокруг обнародования этого документа: одни увидели в нем «полный ответ на каждое слово своих укорительных писем» (С.Т. Аксаков), а другие повод для распространения порочащих Гоголя слухов.

II. Гоголь о предках и современниках

Был ли гетман Евстафий (Остап) Гоголь предком Н.В. Гоголя?

Звиняцковский В.Я., директор Института русского языка и литературы Украинской академии русистики (Киев), гл. ред. журнала «Русский язык и литература в учебных заведениях»

В своем прошении о даровании ему дворянства Афанасий Яновский (дед Н.В. Гоголя) называет своим предком гетмана Правобережной Украины (в 1675 – 1679 гг.) Евстафия Гоголя. И хотя генеалогическую связь между Гоголями XVII в. и Яновскими XVIII в. нельзя считать доказанной, автор «Тараса Бульбы» в нее верил и эту веру обнаружил в своем творчестве.
Н.В. Гоголь о погодинском «Историческом похвальном слове Н.М. Карамзину»

Сапченко Л.А., д.ф.н., профессор кафедры филологии Ульяновского государственного университета

История взаимоотношений с М.П. Погодиным составляет одну из драматичных страниц биографии Гоголя. Дружба, доверие друг к другу и вместе с тем обиды и упреки. При этом в отношении к Карамзину проявилось взаимопонимание Гоголя и Погодина, единство духовно-нравственных идеалов. Свидетельство тому – высокая оценка, данная Гоголем «Историческому похвальному слову Карамзина», произнесенному Погодиным при открытии в Симбирске памятника историографу. В этой речи Карамзин предстал идеалом русского писателя, русского гражданина, русского человека. Так же воспринимал Карамзина и Гоголь.
Почему Гоголь «открыл тайну» пушкинского стихотворения «С Гомером долго ты беседовал один...»?

Кибальник С.А., д.ф.н., и.о. зав. Отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

В статье предлагается ответ на вопрос, каковы были побудительные мотивы, которые заставили Гоголя «переадресовать» пушкинское стихотворение «С Гомером долго ты беседовал один...» Николаю I: в самом пушкинском стихотворении была реализована стратегия некоторой мифологизации адресата. Исключая в ряду «Гоголь – В.А. Жуковский – Пушкин – Николай I» Гнедича из числа лиц, причастных к созданию «русской Илиады», Гоголь стремился лишний раз утвердить в сознании читателя свои «Мертвые души» как единственную, конгениальную Гомеру русскую эпопею нового времени.
Исторический живописец Иванов в перспективе двойного зрения: Гоголь и Герцен

Шведова С.О., к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена

В статье рассматривается соотношение различных концепций творчества и личности художника А.А. Иванова. Объектом особого внимания стали посвященные Иванову письмо Н.В. Гоголя и некролог А.И. Герцена, обнаруживающие многоплановые текстуальные и смысловые переклички, что позволяет увидеть, как гоголевское истолкование темы искусства и художника преломлялось в сознании его младших современников.

III. Биографы Гоголя

П.В. Анненков – биограф Н.В. Гоголя

Виноградов И.А., д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, член Союза писателей России

Литературный критик и мемуарист Павел Васильевич Анненков (1813–1887) – один из первых биографов Гоголя, оказавший значительное влияние на последующее восприятие и оценку личности писателя. Однако в мемуарах Анненкова о Гоголе, с которым мемуарист вступил в идейный спор еще при его жизни, не могла не сказаться определенная тенденция. Главной причиной неадекатного отражения Анненковым личности Гоголя – различие их политических взглядов.
Биографическое исследование А. Труайя «Николай Гоголь» и традиции русского литературоведения

Кобленкова Д.В., к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

В статье рассматривается книга французского писателя и критика А. Труайя «Николай Гоголь», которая отражает европейские тенденции восприятия классиков русской и мировой литературы. Исследование Труайя полемично по отношению к российским критериям оценки жизни и творчества Н.В. Гоголя, что представляет интерес для отечественного литературоведения.

IV. Гоголь и его литературные собеседники

Прозаическая миниатюра в творчестве Гоголя и его окружения (Карамзин, Жуковский, Киреевский, Брянчанинов, Затворник Георгий)

Орлицкий Ю.Б., д.ф.н, главный редактор информационного издания «Вестник гуманитарной науки» (РГГУ)

В статье предлагается трактовка гоголевского отрывка «1834» и некоторых других его произведений в качестве прозаических миниатюр. Рассматривается исторический контекст этой жанровой формы как в светской, так и в духовной отечественной и зарубежной литературе. В качестве непосредственных предшественников Гоголя-миниатюриста рассматриваются Жуковский, Карамзин, Веневитинов, Киреевский и другие русские писатели; в духовной прозе к миниатюре примерно в те же годы обращались Брянчанинов и Затворник Георгий.
Мифология места в уездных историях В. Одоевского и Гоголя

Кривонос В.Ш., д.ф.н., профессор Самарского государственного педагогического университета

Статья посвящена художническим контактам В. Одоевского и Гоголя как авторов произведений, в которых
«Ревизор» Гоголя и «Приезжий из столицы» Г.Ф. Квитки-Основьяненко (типологический аспект)

Мацапура В.И., д.ф.н., профессор кафедры зарубежной литературы Полтавского гос. пед. ун-та им. В.Г. Короленко

В статье сопоставляются тексты комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы» и комедии Гоголя «Ревизор», рассматриваются споры вокруг указанных произведений. Подчёркивается драматургическое мастерство Гоголя в разработке традиционного сюжета о ревизоре, а также значение его художественных открытий.
Н.В. Гоголь и Г.Ф. Квитка-Основьяненко: история одного совпадения

Розанов Ю.В., к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается поразившее многих современников совпадение сюжетов двух произведений – «Ревизора» Гоголя и комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или, Суматоха в уездном городе». Основной акцент сделан на различных объяснениях этого феномена, которые предпринимали исследователи литературы, принадлежавшие к разным научным школам и направлениям. Среди аргументов, выдвинутых специалистами, были и такие новейшие для своего времени идеи как теория «странствующих (бродячих) сюжетов и гипотеза самозарождения близких сюжетов в типологически сходных исторических условиях.
«Ревизор» Н.В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в.

Андрущенко Ю.В., д.ф.н., проф. кафедры русской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды

В докладе комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» рассматривается в сравнении и сопоставлении с вершинными произведениями русской сатирической драматургии. Показано, что последователи писателя не смогли целиком использовать его опыт, в целом опираясь на достижения его литературных предшественников, Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова.
Как почти поссорились Николай Васильевич с Михаилом Семеновичем (спор Н.В. Гоголя и М.С. Щепкина о прочтении «Ревизора»)

Патапенко С.Н., театровед, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается спор драматурга и актера о прочтении пьесы «Ревизор». Их разногласия анализируются в контексте мировоззренческих и личностных особенностей художников.
«Шинель» и ее современники

Калашникова О.Л., д.ф.н., профессор Днепропетровского национального университета

В статье рассматриваются различные оценки повести «Шинель» современниками Н. Гоголя.
Происхождение и смысл одной цветовой метафоры в поэме Н.В. Гоголя (Гоголь и Айвазовский)

Демидова Т.Э., д.ф.н., профессор Днепропетровского национального университета

Данная статья является попыткой найти исток одной детали поэтики 2 тома поэмы Н.В. Гоголя – обозначения цвета фрака Чичикова. Выражение «цвет наваринского пламени с дымом» озадачивало гоголеведов, но вопрос оставался неисследованным. В статье излагается версия о возможном влиянии на поэтику 2 тома не только событий Наваринского сражения 1827 года и обозначения цвета, ставшего тогда модным, но и картины Айвазовского 1846 года «Сражение при Наварине» («Наваринский бой»)
«Некуда человеку пойти!» О «Записках сумасшедшего» и «Записках из подполья»

Ельницкая Л.М., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа

Задача статьи – показать, как меняется концепция человека в двух произведениях, имеющих одну жанровую установку, но разделенных большим историческим временем. Герой Гоголя – традиционный романтический персонаж, комически сниженный, и повесть не позволяет «разглядеть» человека за картиной душевной болезни. Человек, по Гоголю, темен, непросветлен и заслуживает глубокого сострадания. Напротив, персонаж Достоевского – образ личности, самонадеянной в ее гордыне и попытках утвердить свое якобы центральное положение в бытии. Персонаж Достоевского вызывает жалость как лицо страдающее, но еще больше – отвращение, потому что эгоцентризм личности рассматривается Достоевским как самоуничтожение. Отсутствие личности в одном случае и ее чрезмерность в другом – в равной степени безвыходны для человека.
Гоголь и Юлия Жадовская

Спевякина Д.В., сотрудник Центральной городской библиотеки – мемориального центра «Дом Н.В. Гоголя»

Статья посвящена заочному литературному знакомству Гоголя и Юлии Жадовской, о котором свидетельствует переписанное его рукой стихотворение «Лучший перл таится», впервые опубликованное в журнале «Москвитянин» № 12 за 1843 год. Исследователя интересовала жизненная и творческая судьба этой талантливой, но почти забытой поэтессы, ее внутренняя связь с Гоголем.
Гоголевский дискурс Ивана Франко

Барабаш Ю.Я., д.ф.н., профессор, лауреат Государственной премии РСФСР и Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН

Системный анализ гоголевского дискурса Ивана Франко проводится на основе триады «украинское-русское-общечеловеческое», в контексте историко-литературной парадигмы восприятия личности и творчества Гоголя украинским литературным сознанием.

V. Творчество

Живописец по имени Гоголь (Слово и образ в творчестве писателя)

Страно Дж., профессор русской литературы Факультета иностранных языков и зарубежной литературы Катанского Университета

В творчестве Гоголя «словесные описания» живописных образов выполняют разные функции: а) ориентируют читателя на известные модели (картины Венецианова и его учеников, Бруни, Брюллова, Боровиковского, Иванова); б) в зависимости от контекста приобретают особое значение, создают сложный монтаж и часто трансформируются в ироническо-пародийном ключе (например, в повестях «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект»; в) закладывают основы для размышлений о природе искусства и о моральном облике художника (как в обеих редакциях «Портрета», и в романе-поэме «Мертвые души»).
Гоголь и магический круг литературы (Арабески)

Кораблев А.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории литературы и художественной культуры Донецкого национального университета

В статье на примере повести Гоголя «Портрет» рассматриваются два аспекта художественной реальности – эстетический и магический.
«Женитьба ревизора» (Семейное в поэтике Гоголя)

Мильдон В.И., д.ф.н., профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК им. С.А. Герасимова

Семейное рассматривается не биографически (как элемент жизни писателя), а поэтологически (как элемент его творчества). Анализ семейных отношений в произведениях Гоголя свидетельствует о неисправимом неблагополучии едва ли не всех его персонажей. Это дает повод утверждать: вопреки мнениям самого писателя о России – будущей надежде европейского человечества его творчество не содержит необходимого материала для таких надежд.