Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /home/domgogolya/domgogolya.ru/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Сборник докладов Шестых Гоголевских чтений «Н.В. Гоголь и современная литература»

Сборник докладов Шестых Гоголевских чтений
«Н.В. Гоголь и современная литература»

Мы предлагаем вниманию читателей материалы докладов и сообщений Шестых Гоголевских чтений «Н.В. Гоголь и современная культура», которые проходили в Доме-музее М.Н. Ермоловой 31 марта – 3 апреля 2006 г. Проведение этой международной научной конференции совместно с Государственным Центральным Театральным музеем им. А.А. Бахрушина – знаменательное событие и большая честь для «Дома Н.В. Гоголя»: нас связывают давние творческие и дружеские отношения. Кроме того, Н.В. Гоголь традиционно считается театральным автором. Известно о его многолетней дружбе с великим актером М.С. Щепкиным, который часто посещал писателя в доме Толстых на Никитском бульваре и принимал живейшее участие в его судьбе.

Расширяя музейную деятельность и пополняя мемориальный фонд, «Дом Н.В. Гоголя» ведет обширную научную и общественную работу. Сейчас мы изучаем генеалогию семьи Гоголей и отношения писателя с видными государственными, общественными и культурными деятелями той эпохи, а недавно, в рамках музейной и научно-исследовательской деятельности, был осуществлен перевод с французского языка переписки графа А.П. Толстого – ближайшего друга Гоголя. Чтобы сохранить наследие писателя и воспоминания о нем, мы создаем электронные базы данных на основе коллекции раритетных книг «Гоголиана» и взаимодействуем со многими музеями, архивами, библиотеками и другими учреждениями культуры в России и странах СНГ.

Рада отметить, что теперь наша библиотека – Мемориальный центр «Дом Н.В. Гоголя» – одна из самых представительных. У нас бесценные книжные фонды и бесценные культурные традиции, сложившийся коллектив единомышленников. Вот уже 30 лет здесь работает единственный в России музей писателя, организованы встречи с писателями и поэтами, артистами, деятелями науки и культуры. За время проведения Гоголевских чтений здесь появился своеобразный центр гоголеведения, где чувствуют себя своими исследователи не только российские (их, естественно, большинство), но и украинские и итальянские – из стран, где жил и творил великий писатель, а его наследие окружено глубоким уважением и любовью. Мы всегда рады каждому нашему гостю, каждому новому шагу и успеху гоголеведения!

В этом плане не стала исключением и прошедшая конференция. Ее участники – от признанных, известных всем исследователей, докторов и кандидатов наук до студентов, начинающих свой путь в науке, – по-разному освещали различные стороны глубокого влияния, которое оказало и оказывает творчество Гоголя на современную культуру. Среди представленных докладов были серьезные филологические работы, театро- и киноведческие, культурологические, философские, краеведческие… но всех отличало особое, бережное отношение к предмету исследования. И хотя не все работы могли считаться равноценными, не все были отмечены оригинальностью подхода, вместе они создали представление о поразительном многоцветии гоголевского таланта, который уже почти два века изумляет читателей.

Директор Библиотеки – мемориального центра «Дом Гоголя» В.П. Викулова

 

Н.В. Гоголь и современная культура

Приветсвие

Любимов Б.Н., директор Государственного Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

Гоголь в современных культурологических исследованиях

Андрущенко Е.А., д.ф.н., проф. Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды, г. Харьков (Украина)

В докладе предпринята попытка выявить основные тенденции, сложившиеся в современных культурологических исследованиях, посвященных Гоголю. Отмечается разрыв между культурологическими интерпретациями и функционированием гоголевского наследия в «массовом» сознании.
Наследие Гоголя и некоторые умонастроения наших дней

Мильдон В.И., д.ф.н., проф. ВГИК им. С.А. Герасимова, г. Москва

В основе творчества Гоголя и его главного сочинения – «Мертвых душ» лежит намерение спасти человечество от поклонения материальной силе мира и вытекающей из этого скуки жизни. Оба зла – важная часть современных умонастроений, вот почему наследие Гоголя актуально.
Особенности современной рецепции проповеднического дискурса Н. В. Гоголя

Гусев В.А., д.ф.н., проф. Днепропетровского национального университета, г. Днепропетровск (Украина)

В статье рассматривается, какое место занимает Н.В. Гоголь в русском культурном пространстве конца ХХ – начала ХХI в. Отмечается, что Гоголь является одной из знаковых фигур национально-мифологического космоса, и огромное значение его творческого наследия не может быть преуменьшено никакими перипетиями гражданской истории. Если мистико-фантастическое и гротескно-сатирическое видение мира, трагикомический пафос, характерные для гоголевского творчества, несомненно, присущи и современной литературе, то проповеднический дискурс в традиционных формах вряд ли для нее актуален, хотя необходимость поиска позитивной идеологии, жизнеутверждающей веры ощущается все острее, и это в различных формах отражает современная русская проза.
Публикации о жизни и творчестве Н.В. Гоголя на страницах «Le Monde» 1971-2005 годов

Замыслова Е.Е., аспирантка фак-та журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Автор доклада представляет обзор различных статей о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, опубликованных французской общенациональной газетой «Le Monde» в 1971-2005 гг.

Аспекты современного гоголеведения

Диалектика национального и общечеловеческого как гоголеведческая проблема

Барабаш Ю.Я., д.ф.н., проф., гл. науч. сотрудник ИМЛИ РАН, г. Москва

Диалектика национального и универсального у Гоголя, контроверза его «почвы и судьбы» рассматривается в статье как одна из узловых проблем гоголеведения. Ее актуальность, по мнению автора, в широком культурологическом плане определяется ныне теми вызовами и угрозами, которые возникают перед национальными культурами в условиях глобализации.
Гоголь и «другое» барокко: только ли «профетический пафос»?

Калашникова О.Л., д.ф.н., проф. Днепропетровского национального университета, г. Днепропетровск (Украина)

Рассматривая пеструю картину современных высказываний и исследований о Гоголе, автор статьи обозначает актуальный вектор изучения: традиции русского барочного романа XVIII в творчестве Н.В. Гоголя.
Полтавский «след» в украинских повестях Н.В. Гоголя (о влиянии В.А. Гоголя и И.П. Котляревского на творчество писателя)

Мацапура В.И., д.ф.н., проф. Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко, (Украина)

В статье прослеживаются типологические и интертекстуальные «переклички» ранних повестей Н.В. Гоголя с украинской литературной традицией, в частности, с творчеством его отца – В.А. Гоголя, а также с творчеством И.П. Котляревского. Объектом анализа в статье послужили пьеса В.А. Гоголя «Простак», повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», а также произведения И.П. Котляревского.
О семантике имен героев в ранней исторической прозе Н.В. Гоголя

Денисов В.Д., к.ф.н., доцент РГГМУ, г. Санкт-Петербург

В статье приведены наблюдения над тем, какова символика личных имен в ранней исторической прозе Гоголя и какую роль играет она при осмыслении текста. Материалом для анализа послужили главы исторического произведения (предположительно, 1829-1830 годов), «Глава из исторического романа» (1831), фрагмент «Кровавый бандурист» (1832-1834) и повесть «Тарас Бульба» 1835 г.
Повесть Н.В. Гоголя «Вий»: Из истории интерпретаций

Виноградов И.А., д.ф.н., ст. науч. сотрудник ИМЛИ РАН, г. Москва

В статье освещаются ключевые моменты в трактовке повести Гоголя «Вий». Анализ подобных интерпретаций позволяет подробно описать тот идеологический контекст, который складывался на протяжении более чем полутора столетий не только при истолковании отдельных образов в этой повести, но вокруг наследия Гоголя в целом.
О современной трактовке сновидений художника Пискарёва в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Нечаенко Д.А., к.ф.н., Союз писателей России, г. Москва

В статье рассматривается мифопоэтика сновидений художника Пискарёва из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в связи с сюжетно-композиционными особенностями античной драмы и ритуалом «литературного жертвоприношения».
Путь и граница в повести Гоголя «Портрет»

Кривонос В.Ш., д.ф.н., проф. Самарского государственного педагогического университета, г. Самара

В статье освещена актуальная для поэтики Гоголя проблема пути и границы в повести «Портрет». Особое внимание уделено онтологии границы и специфике ее пространственного выражения. Выявляется взаимосвязь таких аспектов повествования, как переход границы, движение по избранному пути и судьба героев. Результаты анализа позволяют по-новому представить особенности содержания «Портрета».
Физиология болезни в сознании Гоголя и христианская традиция

Анненкова Е.И., д.ф.н., проф. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена анализу писем Гоголя, которые запечатлели историю, физиологию и психологию его болезни. Изучение гоголевского эпистолярия 1830-1840-х годов позволяет объяснить приоритет физиологии в описании болезни, вы явить изменения в состоянии писателя, вычленить смысловые лейтмотивы и основные повествовательные формы в решении данной темы, показать взаимосвязь писем Гоголя и его творчества.
«Гоголь и Данте» как современная научная проблема

Гольденберг А.Х., к.ф.н., доцент Волгоградского государственного педагогического университета, г. Волгоград

В статье анализируются различные подходы к изучению проблемы «Гоголь и Данте», существующие в современной научной литературе. Подводятся итоги и намечаются новые аспекты исследования этой проблемы.
Эудженио Монтале читает Гоголя

Де Лотто Ч., проф. университета г. Вероны (Италия)

В сообщении идет речь о статьях, рецензиях, записях итальянского поэта Эудженио Монтале, посвященных русской литературе. В частности, рассмотрены отклики на произведения Гоголя, которые поэт читал в переводе. Выделяется его короткий комментарий к шутливой записи Гоголя в альбоме М.А. Власовой (опубликовано лишь в 1972 г.), где стиль русского писателя Монтале назвал «игрой кошки с мышью». Этот образ предстает как синтетическая формула, применимая к разным аспектам гоголевского творчества – от ритма до сюжета и стиля. Уделено внимание работам и других итальянских ученых, комментирующих, в свою очередь, заметку генуэзского поэта.
Витальяно Бранкати, сицилийский Гоголь

Страно Дж., проф. университета г. Катания (Италия)

В 1932 г. итальянский издатель Лео Лонганези назвал Витальяно Бранкати (1907-1954) «Гоголем из Катании». С этого момента критика неоднократно подчеркивала влияние гоголевского творчества на сицилийского писателя. В его романах и повестях напоминают о Гоголе тема невыносимой скуки провинциальной жизни, изображение «типов-марионеток», гротескные ситуации, иронический тон и описательные приемы, включая внимание к лицам, одежде, мелким деталям. Бранкати чувствует как бы «родство душ» с Гоголем, в его произведениях находит стилистические модели, постоянные подсказки для построения персонажей и пространства, особенное понимание комического как «оборотной стороны» печали, драматизма существования и как ответ на ложь индивидуальную и социальную.
Гоголь и Каверин

Скандура Кл., докт., проф. университета «Ла Сапиенца», г. Рим (Италия)

В статье рассматривается полемика вокруг Гоголя в ее связи с историей русской интеллигенции. Великий писатель оказал огромное влияние на русскую литературу ХХ в., в частности, на творчество Вениамина Каверина (1902-1989), в произведениях которого о трагической судьбе русской интеллигенции «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), «Художник неизвестен» (1931) темы, персонажи, развертывание сюжета напоминают о петербургских повестях Гоголя «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель».

При насаждении метода социалистического реализма (в становлении которого Горький с его авторитетом играл большую роль) «гоголевский принцип» временно остался за рамками официальной словесности, но никогда не терял своего влияния на русскую литературу. Пример Каверина свидетельствует о том, что можно было «не сдаться» и остаться верным себе даже в самые трудные времена.
Образ ребенка в творчестве Н. Гоголя и Я. Барщевского

Целехович Т.П., аспирантка Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, г. Гомель (Белоруссия)

Осмысливая творчество Н. Гоголя и Я. Барщевского в контексте христианского мировоззрения, мы рассматриваем особенности изображения ребенка как одну из главных составляющих религиозно-мистического уровня в художественных мирах обоих писателей.
«Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя и «Долгая дорога домой» В. Быкова: к проблеме жанровой специфики

Березко А.Ф., аспирант Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, г. Гомель (Белоруссия)

В статье показана принципиальная близость литературных исповедей Н. Гоголя и В. Быкова.

Гоголь и постмодернизм

Творчество Н.В. Гоголя как духовный источник русского авангардного искусства

Клягина Л.Р., к.ф.н., доцент Уральского государственного университета им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

Статья посвящена изучению творчества Н.В. Гоголя как одного из источников русского авангардного искусства. Это позволяет не только отнести истоки русского авангарда к русскому классическому искусству ХIХ в., но и проследить, как диалог с культурой начала ХХ в. обогащает понимание мировоззрения и поэтики Гоголя.
Темные ангелы Ханса Хенни Янна в свете гоголевской традиции: к проблеме архетипа демона

Васильчикова Т.Н., к.ф.н., доцент Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск

Статья посвящена проблеме архетипа демона, проявившегося в ирреальных образах повестей Н.В. Гоголя. В драматургии немецкого писателя ХХ века Х.Х. Янна можно обнаружить аналогичную закономерность появления амбивалентных ирреальных образов («темные ангелы») как следствие отказа от христианской этики и свидетельство кризиса религиозного сознания писателя
«Гоголевский текст» в пространстве постмодернистской прозы

Осипова Н.О., д.ф.н., проф. Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров

В статье речь идёт о том, как принимается и изменяется биографии Гоголя, его образы и символы в интертекстуальном пространстве постмодернистской прозы. В основу исследования легли повести и романы А. Королёва, Т. Ландольфи, К. Юханссона.
Гоголь в контексте «постмодернистских практик» («Жена Гоголя» Т. Ландольфи, «Голова Гоголя» А. Королева, «Дело о мертвых душах» Ю. АрабоваП. Лунгина)

Кобленкова Д.В., к.ф.н., доцент Нижегородского государственного университетата им. Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород

В статье рассматриваются мотивы и поэтика постмодернистских произведений «Жена Гоголя» Т. Ландольфи и «Голова Гоголя» А. Королева, где критическое отношение авторов к творчеству писателя отчасти обусловлено концепциями Ф.М. Достоевского и В.В. Розанова. Исследуются глубинные причины обращения постмодернистов к прозе Гоголя во второй половине ХХ в., парадоксальность их отношения к его произведениям. В русле постмодернистских технологий автор рассматривает и фильм «Дело о мертвых душах» Ю. АрабоваП. Лунгина.
Гоголевские мотивы, образы, художественные приемы в произведениях Виктора Пелевина

Гордович К.Д., д.ф.н., проф. Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург

Основанием для сопоставления произведений В. Пелевина и Н.В. Гоголя является общность мотивов и образов. Оба писателя часто изображали мир снов, когда происходящее во сне воспринимается героем как совершенно реальное и наоборот – окружающая действительность рисуется призрачной, туманной. Ее алогизм – одна из причин обращения авторов к сознанию «сумасшедшего». И Гоголь, и Пелевин изображают в своих произведениях носителей «нечистой силы». Среди общих для писателей приемов можно отметить пространные обращения к читателям, переключение его внимания, введение в бытовые ситуации политического контекста.
Постмодернистская трансформация гоголевских мотивов в мещанском романе Бахыта Кенжеева «Иван Безуглов»

Сапченко Л.А., д.ф.н., проф. Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск

В статье показано, насколько близок круг проблем гоголевской поэмы и «мещанского романа» современного писателя. Рассказ о жизни и приключениях Ивана Безуглова дает автору возможность нарисовать портрет времени, выразить свои взгляды на важнейшие тенденции нашей эпохи. Однако особенности «мещанского» жанра, эпатаж и тайная ирония – взамен «видимого миру смеха и невидимых, неведомых ему слез» – способны вызвать у читателя не горечь или надежду, а всего лишь усмешку, может быть, грустную.
«Очевидное» и «невероятное» в художественном мире Н.В. Гоголя и В.А. Пьецуха

Еремин М.А., к.ф.н., ст. преподаватель Самарского государственного педагогического университета, г. Самара

Статья посвящена творческой перекличке В.А. Пьецуха с Н.В. Гоголем. Исследуется мотивная, сюжетно-фабульная структура художественного мира обоих авторов. Особенности поэтики их произведений указывают на развитие инвариантного мифа о Руси, основными категориями которого представляются «очевидное» и «неправдоподобное».

Гоголевские образы в живописи, театре, кино

Гоголь в переводе на живопись (А. Агин и Е. Бернардский как иллюстраторы «Мертвых душ»)

Воропаев В.А., д.ф.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Статья посвящена иллюстрациям А. Агина и Е. Бернардского к «Мертвым душам», выполненным при жизни Н.В. Гоголя и считающимися классическими.
В.А. Фаворский о творчестве Н.В. Гоголя

Гладилин М.С., ст. науч. сотрудник Музея-заповедника А.С. Пушкина «Захарово-Вяземы», зам. дир. ЦДТ «Пушкинская школа», г. Одинцово

В статье приведены и прокомментированы высказывания художника о Н.В. Гоголе и особенностях его художественного стиля. Анализируются иллюстрации к повести Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».
«Нас поменяли телами» (Режиссерский текст «Ревизора» Нины Чусовой как «комедия масок» современной России)

Литаврина М.Г., докт., проф. РАТИ, г. Москва

Статья посвящена интерпретации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в Театре имени Моссовета режиссером нового театрального поколения Н. Чусовой, ранее вызвавшей бурную полемику в прессе. В докладе исследуется интертекстуальный характер этого нетрадиционного представления и современные аллюзии режиссерского прочтения. Актуализировав действие пьесы и перенеся его из города Н. пушкинской эпохи в Н-ск путинской России и пародийно использовав дискурс масс-медиа, прежде всего, телевизионных шоу и криминальных «мыльных опер», Чусова вскрыла в смысловом поле пьесы новые созвучия современному социальному и политическому контексту, интерпретировав ее как современную российскую политическую «комедию масок», известных всем и каждому.
Два современных «Ревизора»

Ельницкая Л.М., к.ф.н., доцент ВГИК, г. Москва

В статье содержатся размышления о центральном персонаже комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на материале театральных постановок В. Фокина и В. Мирзоева. Различные трактовки образа Хлестакова, предложенные в спектаклях известных режиссеров, позволяют судить о духовно-нравственных состояниях современного российского общества на разных этапах его исторической жизни.
Гоголевский «Ревизор»: авторская ремарка и ее сценические трактовки в ХХ веке

Зорин А.Н., к.ф.н., доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Самара

В своих статьях и комментариях к пьесам Гоголь писал о необходимости режиссерского театра, считая, что лишь такой подход дает возможность найти сценическое воплощение пьесы, адекватное идеям автора. В «Ревизоре» он выстроил четкую структуру ремарок, которая во многом напоминает режиссерскую экспликацию спектакля и, в частности, детально прописал «немую сцену» в финале. Театральные режиссеры в ХХ в. представили множество интерпретаций великой комедии, особенно ее «немой сцены».
Все/всё как знак целостности в повести Н. Гоголя «Вий» и пьесе Н. Садур «Панночка»

Ищук-Фадеева Н.И., д.ф.н., проф. Тверского государственного университета, г. Тверь

В творчестве Гоголя «Вий» – повесть особая, сюжетом и мотивами соединяющая мифологический первый и профанный второй циклы («Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»). В повести воссоздано три типа целостности: сообщество бурсы, село сотника и инфернальный мир, погубивший Хому Брута, который оказался вне своего круга и не был принят другим миром. Концептуальный мотив видения мотивирует гибель философа, увидевшего то, что смертный безнаказанно видеть не может.

Мена заглавия в пьесе Н. Садур редуцирует противостояние двух миров: «дневного» и «ночного», сталкивая его представителей. Принципиальным становится и то, что это философ и ведьма, и то, что это мужчина и женщина. При этом гибельность сексуальной страсти обусловлена и атмосферой «конца века».
Ритмы гоголевской прозы в пьесах Нины Садур

Орлицкий Ю.Б., д.ф.н., проф. РГГУ, гл. ред. «Вестника Гуманитарной науки», г. Москва

В статье идет речь о том, как современный русский драматург Н. Садур в написанных по мотивам гоголевской прозы пьесах «Панночка» (1985-1986) и «Брат Чичиков» (1993-1998) учитывает особенности их ритмической организации (прежде всего, метричность) и, в полном соответствии с этим, метрически организует наиболее важные сцены, подчеркивая таким образом их особое значение в структуре драмы.
«Конец – делу не венец» (особенности финальных сцен в драматургических произведениях Гоголя)

Патапенко С.Н., к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда

Автор рассматривает финальные сцены пьес Гоголя как важнейший элемент его драматургии, свидетельствующий о том, что театральное мышление Гоголя носит открытый характер и направлено на постижение бесконечных метаморфоз жизни и искусства.
Особенности интерпретации гоголевского текста в фильме «Нос» А. Алексеева

Кривуля Н.Г., к.и., ст. преподаватель ВГИК им. С. А. Герасимова, г. Москва

Анализируя картину, мы прослеживаем, как режиссер-художник А. Алексеев интерпретировал хрестоматийное произведение Гоголя и передал важнейшие образы и символы в повести изобразительными средствами кино.

Гоголь в Москве

Храмы близ Арбата, в которых молился Н.В. Гоголь

Спевякина Д.В., сотрудник Центральной городской библиотеки-мемориального центра «Дом Гоголя», г. Москва

В статье идет речь о трех храмах близ Арбата в Москве, в окрестностях которого Гоголь жил с 1848 по 1852 гг. – церкви Симеона Столпника на Поварской, Иерусалимском подворье и церкви Николы в Старом Ваганькове. Эти храмы Гоголь хорошо знал и часто посещал. Ныне они оказываются по-разному, зачастую неожиданно, связаны с различными сторонами жизни и творчества писателя, их история и святыни могут поведать нечто новое о великом писателе.
Литературно-театрализованные встречи в Мемориальных комнатах Н.В. Гоголя как форма расширения музейного пространства

Митарчук Е.А., сотрудник Центральной городской библиотеки-мемориального центра «Дом Гоголя», г. Москва

Статья посвящена истории, содержанию и перспективам литературно-театрализованных встреч в «Доме Гоголя» как важнейшей составляющей деятельности литературного музея.