Сборник докладов Третьих Гоголевских чтений
«Н. В. Гоголь и театр»
В сборнике представлены доклады, прочитанные на Третьих Гоголевских чтениях 1 – 3 апреля 2003 года в Москве. Тема "Гоголь и театр" оказалась близка и специалистам по творчеству великого писателя – литературоведам, лингвистам, и театроведам, исследователям отечественного и зарубежного кино, театральным педагогам. В Чтениях, которые, по традиции, были организованы и проведены Городской библиотекой № 2 им.
В центре внимания участников чтений были особенности драматургии и – шире – театральной эстетики Гоголя, сценическая история его произведений, авангардистские эксперименты с его пьесами, интерпретация гоголевского творчества в современном театре, кино, музыкальном театре и даже балете. Поэтому сборник будет интересен филологам, искусствоведам и всем, кому дорого наследие великого русского писателя.
Приветственное слово
Вместо предисловия
Драматургия Гоголя
Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда)
Традиции староукраинского барочного театра XVII–XVIII вв. как один из истоков творчества Гоголя – такова проблема, которая затрагивается в двух этюдах, составляющих данную статью. Первый из них посвящен вопросу о влиянии комедий Василия Афанасьевича Гоголя на ранние повести Гоголя-сына. Во втором рассматриваются особенности эстетики и поэтики украинской вертепной драмы, с которыми генетически связаны так называемые “кукольность” персонажей и “анекдотичность” ситуаций. Их в свое время отметил у Гоголя и критически оценил (по мнению автора статьи – неправомерно)
Театральность гоголевских образов
Автор описывает одну их черт идиостиля
Мотив лица в художественном мире гоголевской драматургии
В статье указывается место мотива лица в пьесах
Концепт внесценического персонажа в драматургии
В докладе раскрываются функции и назначение внесценических персонажей в комедиях
Принципы организации сценического пространства в драматургии
Мир гоголевских комедий
Гоголь о любви и браке
В статье анализируются гоголевские представления о «любви-страсти» и «любви-привычке», подход Гоголя к проблеме семьи и брака, сформировавшийся, по мнению автора, под влиянием Пушкина, а также отражение всего этого в гоголевском творчестве.
Неоконченная пьеса «Владимир 3-ей степени» как своеобразная творческая лаборатория
Франка Бельтраме, университет г. Триест (Италия)
В статье приводятся результаты исследования лейтмотива неоконченной комедии
«Господин де Пурсоньяк» Мольера и «Женитьба» Гоголя
Мольер является одним из предшественников Гоголя в изображении внутреннего мира маленького человека, его страха и влечения в отношении «большого» (столичного) мира. И то, и другое концентрируется в двойственном отношении к «столичному» браку. У Гоголя–драматурга эти мотивы отражены в «Женитьбе». Наиболее близким ее прообразом в творчестве Мольера является комедия «Господин де Пурсоньяк». Если у Мольера эти черты «маленького человека» косвенно отражаются в этикетной комедии положений, то Гоголь, меняя саму структуру комедии, переводит их из подтекста в текст.
«Выбор невесты» накануне «Женитьбы» (Гофмановская поэтика и комедия Гоголя)
Комедию «Женитьба»
Вокруг «Ревизора»
«Ревизор» Гоголя – между прошлым и будущим
Статья посвящена исследованию структуры комедии Гоголя «Ревизор», которая конструируется в логике последовательного отрицания законов комедии: в пьесе нет любовной интриги, нет действующего, т.е. драматического героя, нет брака или его аналога – всеобщего пира. Жанровая аномалия была столь явной, что гоголевская пьеса воспринималась как бы вне литературного процесса, без прошлого, по крайней мере. Тем не менее, с одной стороны, специфика образов роднит гоголевскую комедию с древнегреческой периода Аристофана, с другой – «Ревизор», по сути, являет собой первый образец театра языка, что, безусловно, делает Гоголя предтечей театра абсурда.
Город в «Ревизоре»
Рассмотрены возможные смыслы образа/метафоры города в пьесе. Он имеет черты, позволяющие утверждать, что это не обычное место, где живут люди, а некий аналог преисподней, изображенной контрастом к Небесному Иерусалиму подлинному объекту писателя. Небесный Град как истинная цель всякого человека впервые в гоголевском творчестве появляется в «Ревизоре».
Иван Хлестаков как «человек играющий»
Ритмическая структура «Ревизора» (предварительные замечания)
В статье предлагается оригинальная методика анализа ритмической организации прозаической драмы Гоголя – с точки зрения наличия в ее структуре аналогов силлабо-тонических стихотворных строк, создающих, вместе с другими средствами метризации, особый «поэтический» образ «Ревизора».
К интерпретации финала «Ревизора» (методологические замечания)
В статье пересматривается традиционная интерпретация противопоставления первого, «ненастоящего», ревизора (Хлестакова) и второго, «настоящего» (чиновник из Петербурга). Автор статьи уделяет внимания тому факту, что первый ревизор не является полностью ненастоящим, потому как потенциально он может пробудить совесть персонажей. Поэтому возможно сомневаться в его неприятной сущности. Второй ревизор не является полностью настоящим, потому что его появление сопровождается как духовной, так и мирской аллюзиями. Реальный ревизор является третьим. Однако, он присутствует в тексте не детально, а неявно, потому что он пробудит совесть аудитории по завершении постановки.
«Ревизор»: “явление последнее” (о театральной истории “немой сцены”)
«Памятник» и «живая картина» в творчестве Гоголя и Карамзина
Образы скульптуры занимают минимальное место в произведениях Гоголя. По словам писателя, скульптура умерла вместе с языческим миром, в ней «нет тайных, беспредельных чувств».
Когда
Как известно, сам Гоголь завещал не ставить также себе никакого памятника, а лишь «вырасти выше духом».
Именно такое влияние оказывал на него Карамзин. Сам Карамзин в монументальном искусстве видел путь к обретению потомками добродетели и патриотизма.
Гоголь выступает против сотворения кумиров и идолопоклонства. Его окаменевшие фигуры должны навеять ужас запоздалостью покаяния. Но вместе с тем в живых душах они должны вызвать душевное движение (не окаменение), ведущее к очищению и возможному спасению. Гоголь показывает движение от живого к мертвому, но хотел бы видеть противоположное: от мертвого к живому.
Характеризуются взаимоотношения Гоголя со знаменитым в то время комедиографом и романистом
Михаил Чехов – Хлестаков (заметки на полях «Ревизора»)
Анализ исполнения Михаилом Чеховым роли Хлестакова (1924 г.) на основе пометок
Мейерхольдовский «Ревизор» в аспекте театральной традиции
Мейрхольдовская трактовка «Ревизора» сложно соотносится как с предшествующей театральной традицией, так и собственно авторской интерпретацией основных эстетических положений комедии. С одной стороны, эта трактовка явно шла наперекор фундаментальным основам сложившейся сценической реализации (измененный облик главного персонажа, то есть Хлестакова; преодоление строгой локализации действия; нарушение композиционной симметрии; не говоря уже о решительном выходе за пределы текстологического канона). Но с другой стороны, именно благодаря этим новациям замечательной силы выражения достигал «гоголин» (определение Андрея Белого), то есть самый дух гоголевского комизма. Мейерхольдовский спектакль продемонстрировал тот пример, когда приближение к художественной логике оригинала достигалось путем нарушения многих явных или полускрытых запретов, в том числе и тех, которые восходили к самому автору как истолкователю своего текста.
Заумный «Ревизор» Терентьева
Жюдит Деполь, Париж (Франция)
9 апреля 1927 года в Ленинграде, в помещении Театра Дома Печати, Игорь Терентьев, символ русского авангарда, самый «левый режиссер», ставит Ревизора в пику спектакля Мейерхольда. Его постановка пытается перемейерхольдить мастера. Она является трактатом заумного театра, эфемерным манифестом позднего авангарда.
Интерпретация гоголевских произведений
Гимназисты играют Гоголя
Статья обращает внимание на роль гоголевской драматургии в развитии школьного театра в России, а также на причины популярности гоголевских комедий «Ревизор» и «Женитьба» в любительских кружках. Анализ специфики детского театра в Российской Империи помогает лучше осознать, какое значение имело для Гоголя его участие в постановках Нежинской гимназии в 1824-1827 годах, и насколько это повлияло на его творчество и биографию.
Повесть
Обзор сценических интерпретаций повести “Тарас Бульба” позволяет на примере театральной судьбы одного “недраматического” произведения Гоголя проследить сложный характер отношения к гоголевскому наследию в XIX – XX вв. Изучение более чем полуторавекой истории “Тараса Бульбы” в театре приводит к выводу: адекватная сценическая постановка повести еще ждет своего воплощения.
«Заколдованное место» (о последних постановках «Мертвых душ»)
В 2000 г. театр драмы г. Нижний Тагил поставил “Мертвые души”: на сцене появилась толпа мертвых крестьян. Режиссер
Гоголевские традиции в театре русского Зарубежья… (эмигрант Бунчук и другие)
Статья посвящена драматическим сочинениям актера-эмигранта Всеволода Хомицкого (1902, Россия – 1980, Нью-Йорк), автора язвительных комедий и коротких сатирических скетчей, практически неизвестных на родине, которую он покинул в годы Гражданской войны. Для исследователя представляет несомненный интерес проследить очевидные связи творчества Хомицкого с драматургией Гоголя, Фонвизина и советской комедиографией периода НЭПа. В то же время своеобразие его авторской позиции очевидно всякому читателю. Критически воспринимая советский образ жизни, Хомицкий так же далек от идеализации русской эмиграции – в этом смысле его произведения занимают особое место в общем литературном наследии русского зарубежья.
Гоголь в итальянской кинематографии
Автор описывает работы итальянского кинематографа, вдохновленные произведениями
Гоголь в музыкальной афише Москвы на рубеже тысячелетий
Статья посвящена московским постановкам опер «Сорочинская ярмарка»