Сборник докладов Третьих Гоголевских чтений
«Н. В. Гоголь и театр»

В сборнике представлены доклады, прочитанные на Третьих Гоголевских чтениях 1 – 3 апреля 2003 года в Москве. Тема "Гоголь и театр" оказалась близка и специалистам по творчеству великого писателя – литературоведам, лингвистам, и театроведам, исследователям отечественного и зарубежного кино, театральным педагогам. В Чтениях, которые, по традиции, были организованы и проведены Городской библиотекой № 2 им. Н. В. Гоголя, принимали участие ВГИК им. С. А. Герасимова, Театральный центр В. Э. Мейерхольда, Театральный музей им. А. А. Бахрушина и ряд московских театров.

В центре внимания участников чтений были особенности драматургии и – шире – театральной эстетики Гоголя, сценическая история его произведений, авангардистские эксперименты с его пьесами, интерпретация гоголевского творчества в современном театре, кино, музыкальном театре и даже балете. Поэтому сборник будет интересен филологам, искусствоведам и всем, кому дорого наследие великого русского писателя.

Приветственное слово
Н. Л. Дементьева, первый заместитель Министра культуры РФ

Приветственное слово
Ю. В. Манн, профессор ИМЛИ РАН, Москва

Вместо предисловия
В. П. Викулова, директор Центральной городской библиотеки «Дом Гоголя», Москва

Драматургия Гоголя

Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда)
Ю. Я. Барабаш, ИМЛИ РАН, Москва

Традиции староукраинского барочного театра XVII–XVIII вв. как один из истоков творчества Гоголя – такова проблема, которая затрагивается в двух этюдах, составляющих данную статью. Первый из них посвящен вопросу о влиянии комедий Василия Афанасьевича Гоголя на ранние повести Гоголя-сына. Во втором рассматриваются особенности эстетики и поэтики украинской вертепной драмы, с которыми генетически связаны так называемые “кукольность” персонажей и “анекдотичность” ситуаций. Их в свое время отметил у Гоголя и критически оценил (по мнению автора статьи – неправомерно) В. Розанов.

Театральность гоголевских образов
Л. И. Гетман, Нежинский государственный педагогический университет (Украина)

Автор описывает одну их черт идиостиля Н. В. Гоголя – использование в эпических произведениях приемов, характерных для сценического искусства.

Мотив лица в художественном мире гоголевской драматургии
М. А. Еремин, Самарский государственный педагогический университет (Россия)

В статье указывается место мотива лица в пьесах Н. В. Гоголя "Ревизор", "Женитьба", "Игроки". Особое внимание уделяется фактам деформации лица. Это играет важную роль в понимании сюжетной коллизии пьес. Связь мотива лица с другими элементами драматического мира Н. В. Гоголя позволяет составить целостное представление о гоголевской "картине человека".

Концепт внесценического персонажа в драматургии Н. В. Гоголя
Н. М. Могилевская, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы

В докладе раскрываются функции и назначение внесценических персонажей в комедиях Н. В. Гоголя. В работе использованы материалы по данной теме В. Набокова и А. Терца.

Принципы организации сценического пространства в драматургии Н. В. Гоголя и в драме немецкого экспрессионизма
Т. Н. Васильчикова, Ульяновский государственный университет (Россия)

Мир гоголевских комедий

Гоголь о любви и браке
В. М. Гуминский, ИМЛИ РАН, Москва

В статье анализируются гоголевские представления о «любви-страсти» и «любви-привычке», подход Гоголя к проблеме семьи и брака, сформировавшийся, по мнению автора, под влиянием Пушкина, а также отражение всего этого в гоголевском творчестве.

Неоконченная пьеса «Владимир 3-ей степени» как своеобразная творческая лаборатория Н. В. Гоголя
Франка Бельтраме, университет г. Триест (Италия)

В статье приводятся результаты исследования лейтмотива неоконченной комедии Н. В. Гоголя «Владимир 3-ей степени» и особенностей комизма заключительной её сцены. Раскрывается характер «желчного смеха» в пьесе, могущего сильным эффектом комического вызывать у зрителей чувство обиды. Реконструкция поэтики пьесы по её фрагментам в контексте других произведений Н. В. Гоголя и литературного процесса тех лет помогает понять значимость его первой комедии как своеобразной творческой лаборатории молодого автора.

«Господин де Пурсоньяк» Мольера и «Женитьба» Гоголя
А. И. Иваницкий, РГГУ, Москва

Мольер является одним из предшественников Гоголя в изображении внутреннего мира маленького человека, его страха и влечения в отношении «большого» (столичного) мира. И то, и другое концентрируется в двойственном отношении к «столичному» браку. У Гоголя–драматурга эти мотивы отражены в «Женитьбе». Наиболее близким ее прообразом в творчестве Мольера является комедия «Господин де Пурсоньяк». Если у Мольера эти черты «маленького человека» косвенно отражаются в этикетной комедии положений, то Гоголь, меняя саму структуру комедии, переводит их из подтекста в текст.

«Выбор невесты» накануне «Женитьбы» (Гофмановская поэтика и комедия Гоголя)
А. Н. Зорин, Саратовский государственный университет (Россия)

Комедию «Женитьба» Н. В. Гоголь переписывал несколько раз в течение девяти лет. Это было связано с глубокими переживаниями в его личной жизни и эволюцией его романтического мироощущения. Принципы формирования сюжета, эстетическая проблематика, жанровый синтетизм ассоциируют пьесу с поэтикой новелл Гофмана («Золотой горшок», «Выбор невесты»). В представленной статье «Женитьба» рассматривается в проекции гоголевской судьбы и в контексте лирического гротеска петербургских повестей.

Вокруг «Ревизора»

«Ревизор» Гоголя – между прошлым и будущим
Н. И. Ищук-Фадеева, Тверской государственный университет (Россия)

Статья посвящена исследованию структуры комедии Гоголя «Ревизор», которая конструируется в логике последовательного отрицания законов комедии: в пьесе нет любовной интриги, нет действующего, т.е. драматического героя, нет брака или его аналога – всеобщего пира. Жанровая аномалия была столь явной, что гоголевская пьеса воспринималась как бы вне литературного процесса, без прошлого, по крайней мере. Тем не менее, с одной стороны, специфика образов роднит гоголевскую комедию с древнегреческой периода Аристофана, с другой – «Ревизор», по сути, являет собой первый образец театра языка, что, безусловно, делает Гоголя предтечей театра абсурда.

Город в «Ревизоре»
В. И. Мильдон, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва

Рассмотрены возможные смыслы образа/метафоры города в пьесе. Он имеет черты, позволяющие утверждать, что это не обычное место, где живут люди, а некий аналог преисподней, изображенной контрастом к Небесному Иерусалиму подлинному объекту писателя. Небесный Град как истинная цель всякого человека впервые в гоголевском творчестве появляется в «Ревизоре».

Иван Хлестаков как «человек играющий»
С. Н. Патапенко, Вологодский государственный педагогический университет (Россия)

Ритмическая структура «Ревизора» (предварительные замечания)
Ю. Б. Орлицкий, РГГУ, Москва

В статье предлагается оригинальная методика анализа ритмической организации прозаической драмы Гоголя – с точки зрения наличия в ее структуре аналогов силлабо-тонических стихотворных строк, создающих, вместе с другими средствами метризации, особый «поэтический» образ «Ревизора».

К интерпретации финала «Ревизора» (методологические замечания)
И. А. Есаулов, Государственная Академия славянской культуры, Москва

В статье пересматривается традиционная интерпретация противопоставления первого, «ненастоящего», ревизора (Хлестакова) и второго, «настоящего» (чиновник из Петербурга). Автор статьи уделяет внимания тому факту, что первый ревизор не является полностью ненастоящим, потому как потенциально он может пробудить совесть персонажей. Поэтому возможно сомневаться в его неприятной сущности. Второй ревизор не является полностью настоящим, потому что его появление сопровождается как духовной, так и мирской аллюзиями. Реальный ревизор является третьим. Однако, он присутствует в тексте не детально, а неявно, потому что он пробудит совесть аудитории по завершении постановки.

«Ревизор»: “явление последнее” (о театральной истории “немой сцены”)
О. Н. Купцова, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва

«Памятник» и «живая картина» в творчестве Гоголя и Карамзина
Л. А. Сапченко, Ульяновский государственный университет (Россия)

Ю. В. Манн и О. Б. Лебедева провели сопоставление «немой сцены» в «Ревизоре» с полотнами К. Брюллова и А. Иванова. Символика «окаменения» позволяет обратиться также и к скульптуре.

Образы скульптуры занимают минимальное место в произведениях Гоголя. По словам писателя, скульптура умерла вместе с языческим миром, в ней «нет тайных, беспредельных чувств».

Когда Н. М. Языков сообщил в письме к Н. В. Гоголю о сооружении в Симбирске памятника Н. М. Карамзину, которого Гоголь считал идеалом писателя, человека и гражданина, то тема «памятника» не заинтересовала Гоголя, вместо этого он пишет целый очерк о живом Карамзине.

Как известно, сам Гоголь завещал не ставить также себе никакого памятника, а лишь «вырасти выше духом».

Именно такое влияние оказывал на него Карамзин. Сам Карамзин в монументальном искусстве видел путь к обретению потомками добродетели и патриотизма.

Гоголь выступает против сотворения кумиров и идолопоклонства. Его окаменевшие фигуры должны навеять ужас запоздалостью покаяния. Но вместе с тем в живых душах они должны вызвать душевное движение (не окаменение), ведущее к очищению и возможному спасению. Гоголь показывает движение от живого к мертвому, но хотел бы видеть противоположное: от мертвого к живому.

М. Н. Загоскин и «загоскинское» в комедии Гоголя «Ревизор»
В. Д. Денисов, РГГМУ, Санкт-Петербург

Характеризуются взаимоотношения Гоголя со знаменитым в то время комедиографом и романистом М. Н. Загоскиным в период создания "Ревизора" и его постановок в Москве. В своей комедии Гоголь творчески переосмысливает некоторые эпизоды и образы из популярных произведений Загоскина, а также те негативные черты его личности, которые были хорошо известны современникам.

Михаил Чехов – Хлестаков (заметки на полях «Ревизора»)
С. Е. Фролова, Центральная научная библиотека СТД, Москва

Анализ исполнения Михаилом Чеховым роли Хлестакова (1924 г.) на основе пометок Е. М. Кузнецова, сделанных им по ходу спектакля на полях пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя. Отклики современников на игру М. Чехова.

Мейерхольдовский «Ревизор» в аспекте театральной традиции
Ю. В. Манн, ИМЛИ РАН, Москва

Мейрхольдовская трактовка «Ревизора» сложно соотносится как с предшествующей театральной традицией, так и собственно авторской интерпретацией основных эстетических положений комедии. С одной стороны, эта трактовка явно шла наперекор фундаментальным основам сложившейся сценической реализации (измененный облик главного персонажа, то есть Хлестакова; преодоление строгой локализации действия; нарушение композиционной симметрии; не говоря уже о решительном выходе за пределы текстологического канона). Но с другой стороны, именно благодаря этим новациям замечательной силы выражения достигал «гоголин» (определение Андрея Белого), то есть самый дух гоголевского комизма. Мейерхольдовский спектакль продемонстрировал тот пример, когда приближение к художественной логике оригинала достигалось путем нарушения многих явных или полускрытых запретов, в том числе и тех, которые восходили к самому автору как истолкователю своего текста.

Заумный «Ревизор» Терентьева
Жюдит Деполь, Париж (Франция)

9 апреля 1927 года в Ленинграде, в помещении Театра Дома Печати, Игорь Терентьев, символ русского авангарда, самый «левый режиссер», ставит Ревизора в пику спектакля Мейерхольда. Его постановка пытается перемейерхольдить мастера. Она является трактатом заумного театра, эфемерным манифестом позднего авангарда.

Интерпретация гоголевских произведений

Гимназисты играют Гоголя
М. В. Юнисов, Российский институт искусствознания, Москва

Статья обращает внимание на роль гоголевской драматургии в развитии школьного театра в России, а также на причины популярности гоголевских комедий «Ревизор» и «Женитьба» в любительских кружках. Анализ специфики детского театра в Российской Империи помогает лучше осознать, какое значение имело для Гоголя его участие в постановках Нежинской гимназии в 1824-1827 годах, и насколько это повлияло на его творчество и биографию.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (из истории сценических интерпретаций)
И. А. Виноградов, ИМЛИ РАН, Москва

Обзор сценических интерпретаций повести “Тарас Бульба” позволяет на примере театральной судьбы одного “недраматического” произведения Гоголя проследить сложный характер отношения к гоголевскому наследию в XIX – XX вв. Изучение более чем полуторавекой истории “Тараса Бульбы” в театре приводит к выводу: адекватная сценическая постановка повести еще ждет своего воплощения.

«Заколдованное место» (о последних постановках «Мертвых душ»)
И. П. Уварова, Российский институт естествознания, Москва

В 2000 г. театр драмы г. Нижний Тагил поставил “Мертвые души”: на сцене появилась толпа мертвых крестьян. Режиссер О. Пермяков показал, сколь важна у Гоголя тема смерти и воскресенья.

Гоголевские традиции в театре русского Зарубежья… (эмигрант Бунчук и другие)
М. Г. Литаврина, РАТИ, Москва

Статья посвящена драматическим сочинениям актера-эмигранта Всеволода Хомицкого (1902, Россия – 1980, Нью-Йорк), автора язвительных комедий и коротких сатирических скетчей, практически неизвестных на родине, которую он покинул в годы Гражданской войны. Для исследователя представляет несомненный интерес проследить очевидные связи творчества Хомицкого с драматургией Гоголя, Фонвизина и советской комедиографией периода НЭПа. В то же время своеобразие его авторской позиции очевидно всякому читателю. Критически воспринимая советский образ жизни, Хомицкий так же далек от идеализации русской эмиграции – в этом смысле его произведения занимают особое место в общем литературном наследии русского зарубежья.

Гоголь в итальянской кинематографии
Чинция Де Лотто, университет г. Верона (Италия)

Автор описывает работы итальянского кинематографа, вдохновленные произведениями Н. В. Гоголя. Анализируемые фильмы: «Маска Сатаны» (1960) Марио Бава, классика жанра фильмов ужасов, свободная трактовка рассказа «Вий»; «Рычащие годы» (1962) Луиджи Зампа, сатира, развивающая тему «Ревизора» для южного городка в фашисткой Италии; «Шинель» Альберто Латтуада (1952), высококачественная адаптация произведения, перенесенная в Павию, в 30-ые гг. XX века. Последний фильм всесторонне проанализирован во всех взаимосвязях с гоголевским рассказом и его производством в целом.

Гоголь в музыкальной афише Москвы на рубеже тысячелетий
А. Б. Грибкова, музыкальный театр «Геликон-опера», Москва

Статья посвящена московским постановкам опер «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Нос» Д. Шостаковича, «Мертвые души» Р. Щедрина и балета Андрея Петрова «Невский проспект» на музыку Д. Шостаковича и А. Шнитке.

Памяти Т. П. Маевской