Прихожая



Квартира Николая Васильевича Гоголя находилась на первом этаже в правой половине дома и состояла из небольшой прихожей, гостиной и кабинета, который также служил спальней.

Подробного описания прихожей в воспоминаниях современников нет. Поэт и переводчик Н.В. Берг, неоднократно бывавший в этом доме, вспоминал: «Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Бельё его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него тоже невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек, из Малороссии, именем Семён, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину».

По обычаю того времени Семёна называли «казачком». В его обязанности входило докладывать о посетителях и выполнять разные поручения. В передней он проводил время в ожидании распоряжений.

 

Здесь была вешалка для одежды и, возможно, находился дорожный сундук писателя.

Сундук, представленный в экспозиции, является ведущим предметом этого зала, он — центральное звено аудиовизуальной инсталляции, создающей образ дороги. Гоголь очень много путешествовал. Он жил в разных городах Европы и России. Любил Италию и особенно Рим. Дорога занимала большое место в жизни и творчестве писателя. Путешествовал по дорогам России и герой его главного произведения «Мертвые души» — Чичиков. Посредством инсталляции посетителю музея передаются ощущения путешественника, мимо которого мелькают придорожные столбы, деревья, проносятся птицы; он слышит звон церковных колоколов, вой волков, шум ветра.

«Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений», — читаем мы в «Мертвых душах».