«Город двойного бытия»
(Петербург Гоголя)

Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь
Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала:
там Нева, там Финский залив. Ему есть куда
поглядеться… Петербург – разбитной малый,
никогда не сидит дома, всегда одет и,
охорашиваясь перед Европою, раскланивается с
заморским людом.
Гоголь Н. В. «Петербургские записки». 1836г.

Петербург – один из красивейших городов мира. Его строили талантливые архитекторы, его памятники создавали выдающиеся скульпторы, и пленительная прелесть этого города, его белых ночей, его снежных метелей воспета не одним поколением поэтов и писателей. Не случайно Н. Некрасов писал о Петербурге:

...Ты дорог нам, – ты был всегда
Ареной деятельной силы,
Пытливой мысли и труда!

А вот впечатление Гоголя о столице, написанные в письме к матери: «Петербург – город довольно велик, если вы захотите пройтиться по улицам его, площадям и островам в разных направлениях, то вы, наверно, пройдете более 100 верст, и, несмотря на такую его обширность, вы можете иметь под рукою все нужное, не засылая далеко...»

В 1828 году Гоголь оканчивает курс наук с правом на чин коллежского регистратора, а по зиме, не откладывая надолго, уже отправляется в Петербург вместе с товарищем своим А. Данилевским.

Сохранился написанный Данилевским от третьего лица рассказ о прибытии в столицу двух провинциалов из Малороссии: «Дорога лежала на Москву, но Гоголь ни за что не хотел проезжать через неё, чтобы не испортить первый торжественной минуты въезда в Петербург... По мере приближения к Петербургу нетерпение и любопытство путников возрастало с каждым часом. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к столице... Гоголь совершенно не мог прийти в себя; он страшно волновался...»

Чувство восторженности быстро прошло. Что за высокие намерения вели молодого человека в Петербург – столицу Николаевской империи? «Быть благодеянием, быть истинно полезным для человечества». И вдруг, со «службой для принесения пользы государству» отношения не сложились.

И все-таки, в 30-е годы появляются в жизни Гоголя Дельвиг, Жуковский, Плетнев. В журналах Дельвига он будет печатать свои статьи. А Жуковский, наконец-то, представит его Пушкину. «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я».

В 1833 году Гоголь поселился на Малой Морской улице, в доме № 17, где прожил по 1836 год. Из всех петербургских адресов Гоголя – этот самый значимый. Николай Васильевич – уже известный писатель. На квартире у Жуковского он встречал Крылова, Вяземского, В. Ф. Одоевского.

К этому периоду жизни относится и его преподавательская деятельность в Петербургском университете. В течение года Гоголь читал лекции по всеобщей истории.

В творчество писателя всё более властно вторгалась тема Петербурга. Город резких контрастов, где могут происходить самые невероятные вещи, получил отражение в петербургских повестях и очерках Гоголя. Он очень конкретен в описании города, в частности в повести «Портрет». В повести «Невский проспект» Гоголь дает описание этой главной улицы столицы.

По этим произведениям и по повестям «Нос», «Коляска», «Шинель» можно проследить, как развивался Гоголевский Петербург.

В 1835-1836 гг. Гоголь также бывал у Пушкина. Именно в его журнале «Современник» была напечатана повесть «Коляска». Пушкин убеждал писателя приняться за большое сочинение и отдал ему сюжет, который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ».

И вот в доме на Малой Морской Гоголь принялся за произведение, над которым работал до конца жизни. Здесь он читал первые главы Пушкину.

В «Мертвых душах», в главе «Повесть о капитане Копейкине» автор вновь перенес действие в Петербург.

В 1842 году в столице вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где впервые появилась комедия «Женитьба». И снова один из героев – Петербург.

Но писатель в это время уже не жил здесь постоянно, а бывал только наездами. Он покинул столицу вскоре после постановки комедии «Ревизор» в 1836 году в Александринском театре. Критика отнеслась к этому произведению не однозначно. А Гоголь – человек нервный, впечатлительный, тяжело переносил нападки на свое творение.

6 июня 1836 года писатель выехал за границу, а дальнейшая его жизнь была связана в основном с Москвой. В последний раз Гоголь приезжал в Петербург в 1848 году.

Так получилось, что самый насыщенный и плодотворный период в жизни и творчестве Николая Васильевича пришелся на Петербург. Очень точно написал об этом В. Г. Белинский: «Этот писатель провел в Петербурге одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни».

Петербург в жизни и творчестве Гоголя – тема нашей выставки.

Гиллельсон М. И.

Гоголь в Петербурге / Гиллельсон М. И., Мануйлов В. А., Степанов А. Н. – Л.: Лениздат, 1961. – 308с: ил.

Содержание

Иллюстрация

Пример страницы

Бунатян Г. Г., Чарная М. Г.

Литературные места Петербурга. Путеводитель. – СПб.: Паритет, 2005. – 384 с, ил. – ISBN 5-93437-231-9

В Петербурге жили и создавали свои произведения выдающиеся писатели и поэты XVIII—XX веков: Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок, Ахматова, Бродский и многие другие. На улицах города невольно вспоминаются строки и оживают персонажи бессмертных произведений. Не случайно давно сложились такие понятия, как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Серебряного века». Эта книга – своеобразный путеводитель по литературным местам Петербурга. Для удобства читателей названия улиц и номера домов даются современные.

Издание адресовано самому широкому кругу читателей.

Содержание

Иллюстрации: 1 2

Пример страницы

Макогоненко Г.

Гоголь и Пушкин: Монография. – Л.: Сов. писатель, 1985. – с. 352.

В настоящей книге исследуются творческие связи Гоголя и Пушкина, которые рассматриваются не столько в биографическом плане, сколько в конкретных формах литературной преемственности. В ряде глав анализируется пушкинское начало в повестях «Невский проспект» и «Нос», дальнейшее развитие у Гоголя пушкинских образов-символов Петербурга и фантастика нового типа. Анализ повести «Записки сумасшедшего» вскрывает полемику Гоголя с «Медным всадником». Выяснению пушкинской мысли в «Мертвых душах» и «Ревизоре» посвящена специальная глава.

Содержание

Примеры страницы: 1 2

Г. С. Зеленская

Фантасмагории гоголевского Петербурга, серия – «Петербургский миф», книга четвертая, издательство «Время – Пространство – Архитектура», СПб., 2008г., 144 с., ил.

Теоретик архитектуры Галина Сергеевна Зеленская в своих текстах определяет зрительную параллель, выявляет суть и содержание времени, представленного в книге. В четвертой книге серии «Петербургский миф» представлено то новое слово, что произнесено Н. В. Гоголем, из-под пера которого, по его признанию, "вышло столько тьмы". Но нельзя не дополнить: столько же вышло из-под пера его и света... Доказательство тому – герои его петербургских повестей.

Содержание

Иллюстрация

Пример страницы

Волков С.

История культуры Санкт-Петербурга. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 c., ил.

Соломону Волкову, самому являющему из себя образец петербургского интеллектуала, пришла в голову превосходная идея: описать свой город с точки зрения литературы, музыки и искусства, столь щедро Петербургом вдохновленных. Это блистательный сюжет, полный энергии и великолепия, которыми отмечено прошлое этого города с момента его насильственного основания в 1703 году. В центре повествования -расцвет удивительно богатого модернистского движения в России, в его подтексте – рассеяние артистической элиты России, оплодотворившей иные культуры. Волковский портрет узурпированной столицы всесторонен и проницателен, насыщен захватывающими деталями и очаровательными сплетнями. Знатоки найдут в этой книге сокровищницу новых материалов и открытий; для непосвященных она послужит захватывающим вступлением к одному из наиболее динамичных течений в истории культуры нашего времени.

Содержание

Иллюстрация

Полторацкий А.

Гоголь в Петербурге / Пер с укр. А. Деев. – М.: Советский писатель, 1962. 279с.

Содержание

Гоголь Н. В.

Мертвые души: Поэма. – СПб.: Издательский Дом – «Азбука-классика», 2009. – 416 с: ил. – ISBN 978-5-395-00444-4

К 200-летию Н. В. Гоголя издательство «Азбука-классика» подготовило уникальное издание поэмы «Мертвые души» с иллюстрациями А. А. Агина и Е. Е. Бернардского, которые были выполнены еще при жизни писателя и по праву считаются классикой русской книжной графики. Теперь у читателей есть возможность увидеть полную серию иллюстраций Агина и Бернардского (103 гравюры) в составе этой книги. Не сомневаемся, что она станет настоящим подарком всем любителям отечественной классики к юбилею писателя.

Содержание

Иллюстрации: 1 2

Пример страницы

Гоголь Н. В.

Полное собрание сочинений. Т. 8. Статьи. – М.: АН СССР, 1952. – 815с., ил.

В восьмом томе Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя печатаются его критические и публицистические статьи, относящиеся к двум различным периодам жизни и творчества Гоголя. Значительная их часть приходится на годы 1831—1836, другая часть падает на последние годы жизни писателя, 1845—1850. В промежутке между этими периодами Гоголь написал лишь одну небольшую рецензию на альманах «Утренняя заря» на 1842 год, напечатанную в «Москвитянине» 1842 г. со значительными дополнениями М. П. Погодина.

Среди статей 1830-х годов главное место занимают статьи, напечатанные в сборнике «Арабески», и статьи, писанные для пушкинского «Современника» 1836 г. В статьях из «Арабесок» Гоголь излагает свои исторические воззрения и свои взгляды на литературу и искусство. Эти статьи по времени совпадают с работой над повестями 30-х годов (в состав сборника вошли «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») и представляют исключительный интерес для изучения гоголевского реализма. В статье «Несколько слов о Пушкине», высоко оцененной Белинским, Гоголь высказал взгляд на Пушкина как на великого русского национального поэта; в борьбе с романтической эстетикой Гоголь намечает здесь задачи, стоявшие перед русской литературой. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь дал глубокую оценку народного творчества, как выражения народной жизни и народного сознания. В статье о картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» Гоголь выступил с принципиальной оценкой явлений русского национального искусства.

Содержание

Пример страницы

Гоголь, Николай Васильевич.

Петербургские повести / ил. В. Горяева. – М. : Художественная литература, 1965. – 273 с. : ил.

Содержание

Иллюстрация

Гоголь Н. В.

Петербургские повести / Вступ. ст. и коммент. В. А. Воропаева; Рис. Ф. Москвитина. – М.: Дет. лит., 2002. – 240 с: ил. – (Школьная б-ка). – ISBN 5-08-004025-4

В книгу вошли произведения одного из трех гоголевских циклов – петербурские повести (1835—1842). В них ярко проявился глубокий критический гений «великого мастера» (Белинский).

Содержание

Иллюстрация

 

                                                                                                                Наверх                                                             Следующая страница