«Город двойного бытия»
(Петербург Гоголя)
Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь
Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала:
там Нева, там Финский залив. Ему есть куда
поглядеться… Петербург – разбитной малый,
никогда не сидит дома, всегда одет и,
охорашиваясь перед Европою, раскланивается с
заморским людом.
Петербург – один из красивейших городов мира. Его строили талантливые архитекторы, его памятники создавали выдающиеся скульпторы, и пленительная прелесть этого города, его белых ночей, его снежных метелей воспета не одним поколением поэтов и писателей. Не случайно
...Ты дорог нам, – ты был всегда
Ареной деятельной силы,
Пытливой мысли и труда!
А вот впечатление Гоголя о столице, написанные в письме к матери: «Петербург – город довольно велик, если вы захотите пройтиться по улицам его, площадям и островам в разных направлениях, то вы, наверно, пройдете более 100 верст, и, несмотря на такую его обширность, вы можете иметь под рукою все нужное, не засылая далеко...»
В 1828 году Гоголь оканчивает курс наук с правом на чин коллежского регистратора, а по зиме, не откладывая надолго, уже отправляется в Петербург вместе с товарищем своим
Сохранился написанный Данилевским от третьего лица рассказ о прибытии в столицу двух провинциалов из Малороссии: «Дорога лежала на Москву, но Гоголь ни за что не хотел проезжать через неё, чтобы не испортить первый торжественной минуты въезда в Петербург... По мере приближения к Петербургу нетерпение и любопытство путников возрастало с каждым часом. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к столице... Гоголь совершенно не мог прийти в себя; он страшно волновался...»
Чувство восторженности быстро прошло. Что за высокие намерения вели молодого человека в Петербург – столицу Николаевской империи? «Быть благодеянием, быть истинно полезным для человечества». И вдруг, со «службой для принесения пользы государству» отношения не сложились.
И все-таки, в 30-е годы появляются в жизни Гоголя Дельвиг, Жуковский, Плетнев. В журналах Дельвига он будет печатать свои статьи. А Жуковский, наконец-то, представит его Пушкину. «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я».
В 1833 году Гоголь поселился на Малой Морской улице, в доме № 17, где прожил по 1836 год. Из всех петербургских адресов Гоголя – этот самый значимый. Николай Васильевич – уже известный писатель. На квартире у Жуковского он встречал Крылова, Вяземского,
К этому периоду жизни относится и его преподавательская деятельность в Петербургском университете. В течение года Гоголь читал лекции по всеобщей истории.
В творчество писателя всё более властно вторгалась тема Петербурга. Город резких контрастов, где могут происходить самые невероятные вещи, получил отражение в петербургских повестях и очерках Гоголя. Он очень конкретен в описании города, в частности в повести «Портрет». В повести «Невский проспект» Гоголь дает описание этой главной улицы столицы.
По этим произведениям и по повестям «Нос», «Коляска», «Шинель» можно проследить, как развивался Гоголевский Петербург.
В 1835-1836 гг. Гоголь также бывал у Пушкина. Именно в его журнале «Современник» была напечатана повесть «Коляска». Пушкин убеждал писателя приняться за большое сочинение и отдал ему сюжет, который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ».
И вот в доме на Малой Морской Гоголь принялся за произведение, над которым работал до конца жизни. Здесь он читал первые главы Пушкину.
В «Мертвых душах», в главе «Повесть о капитане Копейкине» автор вновь перенес действие в Петербург.
В 1842 году в столице вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где впервые появилась комедия «Женитьба». И снова один из героев – Петербург.
Но писатель в это время уже не жил здесь постоянно, а бывал только наездами. Он покинул столицу вскоре после постановки комедии «Ревизор» в 1836 году в Александринском театре. Критика отнеслась к этому произведению не однозначно. А Гоголь – человек нервный, впечатлительный, тяжело переносил нападки на свое творение.
6 июня 1836 года писатель выехал за границу, а дальнейшая его жизнь была связана в основном с Москвой. В последний раз Гоголь приезжал в Петербург в 1848 году.
Так получилось, что самый насыщенный и плодотворный период в жизни и творчестве Николая Васильевича пришелся на Петербург. Очень точно написал об этом
Петербург в жизни и творчестве Гоголя – тема нашей выставки.
Гоголь в Петербурге / |
Литературные места Петербурга. Путеводитель. – СПб.: Паритет, 2005. – 384 с, ил. – ISBN 5-93437-231-9 В Петербурге жили и создавали свои произведения выдающиеся писатели и поэты XVIII—XX веков: Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок, Ахматова, Бродский и многие другие. На улицах города невольно вспоминаются строки и оживают персонажи бессмертных произведений. Не случайно давно сложились такие понятия, как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Серебряного века». Эта книга – своеобразный путеводитель по литературным местам Петербурга. Для удобства читателей названия улиц и номера домов даются современные. Издание адресовано самому широкому кругу читателей. |
Гоголь и Пушкин: Монография. – Л.: Сов. писатель, 1985. – с. 352. В настоящей книге исследуются творческие связи Гоголя и Пушкина, которые рассматриваются не столько в биографическом плане, сколько в конкретных формах литературной преемственности. В ряде глав анализируется пушкинское начало в повестях «Невский проспект» и «Нос», дальнейшее развитие у Гоголя пушкинских образов-символов Петербурга и фантастика нового типа. Анализ повести «Записки сумасшедшего» вскрывает полемику Гоголя с «Медным всадником». Выяснению пушкинской мысли в «Мертвых душах» и «Ревизоре» посвящена специальная глава. |
Фантасмагории гоголевского Петербурга, серия – «Петербургский миф», книга четвертая, издательство «Время – Пространство – Архитектура», СПб., 2008г., 144 с., ил. Теоретик архитектуры Галина Сергеевна Зеленская в своих текстах определяет зрительную параллель, выявляет суть и содержание времени, представленного в книге. В четвертой книге серии «Петербургский миф» представлено то новое слово, что произнесено |
История культуры Санкт-Петербурга. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 c., ил. Соломону Волкову, самому являющему из себя образец петербургского интеллектуала, пришла в голову превосходная идея: описать свой город с точки зрения литературы, музыки и искусства, столь щедро Петербургом вдохновленных. Это блистательный сюжет, полный энергии и великолепия, которыми отмечено прошлое этого города с момента его насильственного основания в 1703 году. В центре повествования -расцвет удивительно богатого модернистского движения в России, в его подтексте – рассеяние артистической элиты России, оплодотворившей иные культуры. Волковский портрет узурпированной столицы всесторонен и проницателен, насыщен захватывающими деталями и очаровательными сплетнями. Знатоки найдут в этой книге сокровищницу новых материалов и открытий; для непосвященных она послужит захватывающим вступлением к одному из наиболее динамичных течений в истории культуры нашего времени. |
Гоголь в Петербурге / Пер с укр. |
Мертвые души: Поэма. – СПб.: Издательский Дом – «Азбука-классика», 2009. – 416 с: ил. – ISBN 978-5-395-00444-4 К 200-летию |
Полное собрание сочинений. Т. 8. Статьи. – М.: АН СССР, 1952. – 815с., ил. В восьмом томе Полного собрания сочинений Среди статей 1830-х годов главное место занимают статьи, напечатанные в сборнике «Арабески», и статьи, писанные для пушкинского «Современника» 1836 г. В статьях из «Арабесок» Гоголь излагает свои исторические воззрения и свои взгляды на литературу и искусство. Эти статьи по времени совпадают с работой над повестями 30-х годов (в состав сборника вошли «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») и представляют исключительный интерес для изучения гоголевского реализма. В статье «Несколько слов о Пушкине», высоко оцененной Белинским, Гоголь высказал взгляд на Пушкина как на великого русского национального поэта; в борьбе с романтической эстетикой Гоголь намечает здесь задачи, стоявшие перед русской литературой. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь дал глубокую оценку народного творчества, как выражения народной жизни и народного сознания. В статье о картине |
Гоголь, Николай Васильевич. Петербургские повести / ил. |
Петербургские повести / Вступ. ст. и коммент. В книгу вошли произведения одного из трех гоголевских циклов – петербурские повести (1835—1842). В них ярко проявился глубокий критический гений «великого мастера» (Белинский). |