Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «Какой был бал...»

«Какой был бал...»

«…А бал был прекрасный. Бальные речи
шумели шумным говором, женщины,
украшенные цветами, сверкавшие
очами и брильянтами, накланялись
на кавалеров и кружились с ними
в упоительном вальсе ».
Вл. Соллогуб. «Большой свет».

История бального церемониала берет начало в древности. Любопытные сведения о первых балах содержатся в «Танцевальном словаре…». В частности, там говорится, что Сократ был удостоен похвалы философов последующих поколений за то, что танцевал на балах с «Афинскою церемониею».

В начале XI века упоминание о балах встречаются в описаниях французских турниров. Быстро распространяясь по Франции и Германии, балы стали любимым развлечением европейских стран, длительное время сохраняя элитарный характер.

Слово БАЛ пришло в русский язык из немецкого и в переводе одно из значений его – мяч. В старину, в Германии существовал обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

В России первое упоминание о бальном церемониале мы встречаем в описаниях придворной жизни времен Лжедмитрия I. На свадебном пиру Лжедмитрия, в заключение торжества царь предложил гостям потанцевать. Но падение этого монарха не дало балам укорениться в русской культурной жизни. Они вернулись в придворный быт уже при Петре I, который в 1718 году своим указом учредил ассамблеи.

На протяжении XYIII – XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала стал оркестр или ансамбль музыкантов. Такие вечера часто заканчивались ужином и включали дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей; живые картины; любительский спектакль.

Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года такие вечера устраивались редко, по особым случаям.

Балы подразделялись на простые, маскарадные и публичные. Официальными были придворные балы. Участие для приглашенных в них было обязательным.

Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выходить в свет.

Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души в отличие от чинных и церемонных балов в холодном Петербурге. На московских балах сговаривались свадьбы. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками»,- писал Пушкин.

Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т.п.

Бал-маскарад… Это особенный мир тайны и подтекстов. Необычайно любила устраивать их императрица Елизавета Петровна и слава о её балах разнеслась по всей Европе. Маска здесь была обязательна, костюм желателен. На балах, маскарадах зачастую решались государственные вопросы.

Наступил 1812 год. Год духовного испытания России. Характерно показывает это время два бала в имении Запрет под Вильно. На одном из них Александр I получил известие о вторжении Наполеона в Россию. А примерно через два месяца после отъезда из Вильно императора российского, Наполеон тоже давал здесь бал. Но если Александр Павлович поразил окружающих своей любезностью, то французский император лишь перекинулся парой фраз с окружающей его свитой. Трагическое и удивительное время, а история двух балов – его иллюстрация.

В XIX веке все большую популярность приобретают балы в пользу нуждающихся. Светская благотворительность – исключительная принадлежность аристократии. А в самих названиях балов чувствуется некий вызов настоящему и тревога за будущее.

24 января 1888 года в Зимнем дворце состоялся «зеленый (изумрудный) бал», на котором большинство дам украсили себя изумительными изумрудами цвета вечнозеленой надежды.

Ярко выраженный политический характер носил так называемый «черный бал», который был дан 26 января 1889 года в Аничковом дворце. Тогда резко обострились отношения между Россией и Австро-Венгрией. Этот бал стал своеобразным вызовом. «Черные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки», - так описывались туалеты дам.

Но особо хочется выделить последний императорский костюмированный бал, который состоялся 13 февраля 1903 года. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II. Путешествие вглубь веков, состоявшееся здесь, произвело на очевидцев неизгладимое впечатление. «Редко случалось мне видеть такое необыкновенное по красоте и роскоши зрелище», - писал в своем дневнике великий князь Константин Константинович. Господ приглашали в Императорский Эрмитаж с уведомлением «…Дамы и кавалеры в костюмах времён царя Алексея Михайловича…». Русские костюмы стоят сумасшедших денег. Более 100 человек вынуждены были сразу отказаться от участия в бале. Остальные, не считаясь с расходами, взялись за подготовку к придворному празднику.

Костюмированный бал 1903 года остался в памяти и современников и их потомков. Мало кто тогда ожидал, что все исчезнет так скоро и навсегда.

Тема русских балов нашла свое глубокое отражение в художественной литературе. Поэты и писатели не случайно останавливались на описаниях бальных сцен. Они содержали точные детали, помогающие психологическому раскрытию характеров героев.

Итак, гости съезжались на бал…

Колесникова А. В.

Бал в России: XVIII — начало XX века. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 304 е.: ил. + вклейка (16 с). ISBN 5-352-01428-2

Со времени петровских ассамблей танцевальный вечер был не только развлечением. В XVIII — начале XX века бал превратился в образ жизни, сочетая множество функций — это и светская служба, и клуб, и салон мол, и брачная контора, и игра. Книга А. В. Колесниковой представляет собой комплексное описание феномена бала в истории русской культуры XVIII — начала XX века. Основываясь на мемуарной литературе, на документальных свидетельствах, на архивных материалах, автор показывает специфику русского бала, его сложную, внутренне противоречивую природу, которую Ю. М. Лотман определил как «борение порядка и хаоса».

Содержание

Иллюстрации: 1 2 3 4 5 6 7

Захарова О.Ю.

Русский бал XVIII — начала XX века. Танцы, костюмы, символика. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 448 с. - ISBN 978-5-9524-4880-3

Автор, на основании исторических источников, рассказывает о возникновении и развитии русского бала, истории танца и костюма, символике жеста, оформлении бальных залов. По-своему уникальна опубликованная в книге хрестоматия. Читателю впервые предоставляется возможность вместе с героями Пушкина, Данилевского, Загоскина, Лермонтова, Ростопчиной, Баратынского, Бунина, Куприна, Гоголя и др. побывать на балах XVIII—XX столетий.

Это исследование во многом носит и прикладной характер. Впервые опубликованные фигуры котильона позволяют воспроизвести этот танец на современных балах.

Содержание

Иллюстрации: 1 2 3

Пиры. Балы. Торжества / ред. группа: С. Экпггут, Т. Евсеева, О. Лесняк. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. — 181, [3] с. : ил. — (Самые красивые и знаменитые).

Искусство жить, дорогой читатель, — наука топкая. На её постижение у человека уходит все время, отпущенное ему свыше. Обычно этого бывает достаточно, чтобы открыть для себя один из секретов счастливой жизни: в постоянных заботах и трудах не забывать доставлять себе удовольствия — большие и маленькие, приносящие истинную радость. Так поступали наши предки, устраивая пиры, балы и торжества, так это можете сделать сейчас и вы, прочитав нашу книгу о том, что куртуазные французы изысканно и точно называют douceur de vivre («сладость жизни»).

Содержание

Иллюстрации: 1 2 3 4

Келлер, Елена Эрвиновна.

Светская жизнь в интерьерах столичных особняков / Келлер, Елена Эрвиновна ; фот.: Р. Е. Кириллов, В. П. Мельников. - СПб. : Аврора: Русская коллекция, 2007. - 375 с. : ил. Библиогр.: с. 371. - ISBN 978-5-7300-0832-8(в пер.) : 2880-00.

Автор путешествует с читателем по парадной анфиладе аристократических особняков, рассказывает о том, что происходило за тяжелой резной дверью старинного дворянского особняка лет двести тому назад, как здесь жили, чем занимались, о чем говорили, описывает традиции светских приемов, предметов быта. Великосветский быт без преувеличения можно назвать главным героем этой книги.

Содержание

Иллюстрации: 1 2 3 4 5

Охлябинин С. Д.

Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века / Автор предисл. А. И. Фролов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 347[5] с: ил. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества) - ISBN 5-235-02864-3

На интереснейшем фактическом материале автор рассказывает об истории и владельцах известных усадеб: Архангельское, Абрамцево, Талашкино, Званка, Знаменское-Раёк... Книга фиксирует внимание читателя на «живой» русской усадьбе XIX века, показывает разные стороны ее бытия. Повествование иллюстрируется выдержками из произведений известных писателей, многие из которых сами были владельцами усадеб, — H. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева.

Содержание: 1 2 3

Иллюстрации: 1 2

Веера середины XVIII - XX веков в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Альбом-каталог. - СПб.: ГМИ СПб, 2007. - 192 с.: ил. - ISBN 978-5-902671-54-1

В альбоме-каталоге собраны веера XVIII - XX веков, хранящиеся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Разные по художественному исполнению и значению, веера из собрания музея отражают модные тенденции своего времени.

Каталог представляет в полном объеме коллекцию вееров ГМИ СПб, ранее практически не публиковавшихся.

Издание рассчитано на искусствоведов и всех, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Содержание

Иллюстрации: 1 2 3 4

Забозлаева Т. Б.

Драгоценности в русской культуре XVIII—XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). — Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 2003 г. — 464 с, ил., цв. ил.

Историко-культурологичеокий словарь дает подробное объяснение многих широко распространенных и узкоспециальных терминов, связанных с миром драгоценных камней и металлов, ювелирного искусства. Много внимания уделено истории происхождения и бытования предметов, украшений. В оборот введены и такие редко упоминаемые понятия, как «Ломбард», «Торгсин» и т. п. Привлечен обширный литературно-мемуарный материал.

Словарь иллюстрирован. Предназначен для широкого круга читателей.

Иллюстрации: 1 2 3

                                                                                                Наверх                                                             Следующая страница