140 лет со дня рождения Тэффи

«Анекдоты смешны, когда их рассказывают.
А когда их переживают, это — трагедия.
И моя жизнь — это сплошной анекдот, т.е. трагедия»

Тэффи — Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская, (6.5.1872, Петербург — 6.10.1952, Париж) — прозаик, поэтесса, драматург. Отец — А.В.Лохвицкий — адвокат, профессор криминалистики, издатель и редатор “Судебного вестника”. Мать (урожд. де Уайе), француженка по происхождению; хорошо знала европейскую литературу, увлекалась поэзией. Старшая сестра Тэффи — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую Иван Бунин называл “русской Сафо”.

Всероссийская известность пришла к Тэффи после выхода Двухтомника «Юмористических рассказов» (1910). Тонкая ирония, скрытый психологизм, изящество языка выделяли ее рассказы из огромного потока юмористической литературы, обрушившейся на Россию. В центре внимания Тэффи — каждодневная жизнь обывателя, задавленного кошмаром российской действительности.

Тэффи не испытывала никаких иллюзий по поводу большевиков. “Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата... перерезывает дорогу жизни навсегда, Перешагнуть через нее нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать”. Решение было принято не случайно, а вполне сознательно. Она пыталась защищать свободу хотя бы малыми силами, и уехала.

Жизнь Тэффи в эмиграции внешне сложилась благополучно: она до смерти жила в Париже, окруженная такой же любовью и почитанием, как в России, много писала, печаталась в лучших эмигрантских изданиях. Тэффи оставалась любимицей всего русского зарубежья.

Трещина, разделившая людей на враждебные группы после Октября, прошла через их души, что неминуемо привело к разрушению — не только государственного строя, семьи, но и самой личности. Поняв эту истину, Тэффи попыталась бороться с неизбежным злом с помощью Смеха, то грустного, то веселого, но всегда основанного на знании человеческой природы.

Горестная жизнь соотечественников в эмиграции вырвала из ее сердца скорбное признание: “Боялись смерти большевистской — и умерли смертью здесь... Вянет душа — душа, обращенная на восток. Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда” (“Ностальгия”). Эмигрантскую жизнь Тэффи называла “загробной”, “жизнью над бездной”.

После окончания II мировой войны ее звали в СССР и даже, поздравляя с Новым годом, желали успехов в «деятельности на благо советской Родины». На все предложения Тэффи отвечала отказом. Вспомнив свое бегство из России, она горько пошутила, что боится: в России ее может встретить плакат «Добро пожаловать, товарищ Тэффи», а на столбах, его поддерживающих, будут висеть Зощенко и Ахматова.

Противление злу Смехом — главное художественное открытие Тэффи. Она сумела соединить традиции русской и французской литературы, обогатив жанр маленького рассказа утонченностью, свойственной модернизму, вниманием к российскому быту и «маленькому человеку», присущим русской классике.

При всей кажущейся легкости соскальзывающих с ее пера острот Тэффи не любила, когда ее считали юмористкой. “Анекдоты, — говорила она, — смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия”. Лучшие ее рассказы — анекдоты-трагедии, или анекдоты глазами их действующих лиц, продолжали традиции Гоголя и Достоевского с их вниманием к беспомощности “маленького человека”.

Адамович Г. В.

Тэффи //Адамович Г.В. Одиночество и свобода. – М., 1996. – с. 85-88

Георгий Викторович Адамович (1892-1972) – крупнейшая фигура в литературной жизни русской эмиграции. Осознание миссии эмиграции, понимание относительности литературы и абсолютности нравственной, духовная свобода – таковы черты его творчества. «…У Тэффи прочно установилась репутация писателя смешного и весёлого. Но только человек исключительно рассеянный или на редкость поверхностный не заметит, сколько грусти в каждом её рассказе, - и даже больше: какое дребезжание слышится в этих рассказах, будто от порванной струны. Это придаёт всему, что пишет Тэффи, и прелесть, и даже внутреннее благородство».

Бахрах А. В.

«Тэффинька»// Бахрах А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям. – М., 2005. – с. 398-410

Александр Васильевич Бахрах (1902-1985) – известный литературный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими знаменитостями – писателями, актёрами, художниками. В однотомник вошли две мемуарные книги. Первая рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарём И.А. Бунина. Вторая – литературные портреты видных деятелей российской и мировой культуры.

«…Подумать только… передо мной находилась настоящая, живая, знаменитая писательница – вероятно, первая, которую мне случилось воочию лицезреть. Да притом не просто какая-то там писательница, а такая, о которой я недавно услыхал, будто сам царь – один из её рьяных поклонников».

Дьякова Е.А.

Писатели-«сатириконцы»: Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный //Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920-х годов). – М., 2000, - с.651-668

Издание включает труды учёных ИМЛИ РАН и их зарубежных коллег посвящённые исследованиям закономерностей литературного процесса в контексте духовной жизни России 1890-х-1920-х гг., проблемно-обзорные главы о литературных направлениях, портреты мастеров «серебряного века».

Трубилова Е.

«Авантюрный роман» (1931) Н.Тэффи: прототипы, литературные переклички – догадки и версии//Текстологический временник: Вопросы текстологии и источниковедения. – М. 2009. – с. 148-159

Вниманию читателей предлагаются исследования, основанные на новых архивных материалах, представляющие уникальные документы жизни и творчества русских писателей первой половины ХХ века.

Хейбер Эдит.

Тэффи и критики «Современных записок» » //Вокруг редакционного архива «Современных записок» (Париж, 1920-1940)6 Сборник статей и материалов. – М., 2010. – с. 175-181

В сборник, посвящённый «Современным запискам», важнейшему литературно-общественному журналу русской эмиграции первой волны, вошли статьи учёных из России, Эстонии, Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии, Израиля и США. Кроме того, публикуются аннотированная роспись содержания полного комплекта «Современных записок», издательский список, перечни критических отзывов и исследований, а также другие справочные и библиографические материалы, связанные с деятельностью журнала.

Безелянский Ю.Н.

Тэффи // Безелянский Ю.Н. 99 имён Серебряного века. – М., 2008. – с. 382-386

Эта книга – своеобразная энциклопедия по Серебряному веку русской литературы. Краткие биографии написанные в форме эссе включают в себя не только вехи жизни и творчества, но и выдержки из произведений, дневников, писем, воспоминаний современников и другие документы эпохи.

Бессонов В.А.

Московские задворки. – М., 2002

История московских домов, не входящих в путеводители, и об их жильцах – о тех, кто были «первыми номерами» на московском небосклоне конца 19-го – начала 20 столетия.

Тихвинская Л.И.

Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917.

Возникшие на рубеже 10-х годов ХХ века, театры малых форм с молниеносной быстротой распространились по России. В кабаре и театрах миниатюр публика открывала для себя новых «звёзд», обретала новых кумиров. Тэффи была одним из популярнейших в начале XX в. драматургов и входила в Союз драматических и музыкальных писателей. Её пьесы шли в Петербургском драматическом (Суворинском) театре, Театре В.Ф.Комиссаржевской, «Летнем Фарсе» Б.С.Неволина. Еще в 1906 она входила в инициативную группу театра «Факелы», а в 1908 Тэффи становится одной из участниц нового петербургского театрального предприятия — театра «Кривое зеркало».

Обоймина Е., Татькова О.

Я пришла в одежде белой… // Обоймина Е., Татькова О. Миг, украденный у счастья. – М.,2007, - с. 251-280

Что обращает художника к творчеству, героя к подвигу? Причиной всего великого является любовь. Любящие и страдающие, верные и легкомысленные, они сами посвящали свои стихи тем, кого любили, порой безответно. О знаменитых русских поэтессах, чья жизнь походила на миг, украденный у счастья – эта книга. Яркая, остроумная Тэффи так и притягивала к себе людей. Она была очень внимательна и снисходительна к своим поклонникам. Верному спутнику, ставшему её настоящей и большой любовью, посвящён один из лучших сборников её стихов «Книга Июнь».

Носик Б.

Когда умирают звёзды //Носик Б. Заманчивые и обманчивые истории русского Парижа. – М., 2008. – с. 353-364

Книга вводит нас в мир французской Маленькой России, где живут не потерявшие соей «русскости» аристократы и авантюристы, генералы без армий и знаменитые писатели.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ века. – М., 1999

В основу сборника положены материалы международной научной конференции, прошедшей в ИМЛИ РАН в октябре 1997 г.

Тэффи. Моя летопись. – М., 2004

Тэффи и др. Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» //Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. – М., 1996

Тэффи. Антология сатиры и юмора России ХХ века. Том 12. – М., 2001

Тэффи. Рассказы. Стихотворения. - М., 2008. – (Библиотека Всемирной Литературы)

Тэффи. Избранное. – М.,1990. – (Библиотека Мировой Новеллы)

Тэффи. Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. – Л., 1989

Тэффи. Выбор креста: Рассказы. – М., 1991

Тэффи Н.А. Всё о любви: Рассказы. Повесть, Роман. – М.,1991

Тэффи Н.А. Избранные произведения. Т. 2. Неживой зверь. – М., 1998

Тэффи. Демоническая женщина: Рассказы. – М., 1995

Тэффи. Рассказы. - М., 1970

Тэффи Н.А. Чёртик в баночке. – М., 2000

Тэффи Н.А. Юмористические рассказы. Из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». – М.,1990

Тэффи Н.А. Чёрный ирис, белая сирень. – М., 2006