Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «Русская Ойкумена»: виртуальная выставка по книжной серии «Русские за границей» издательства «Вече»

«Русская Ойкумена»:
виртуальная выставка по книжной серии
«Русские за границей» издательства «Вече».

«Распространенье наше по планете особенно заметно вдалеке», - утверждал ещё три десятилетия назад Владимир Высоцкий и был абсолютно прав. Книжная серия «Русские за границей» лучшее тому подтверждение. История русской эмиграции до сих пор полна «белых пятен», нераскрытых загадок судеб, городов, людей. Книги серии «Русские за границей» написаны лучшими отечественными историками русского Зарубежья. Это увлекательное документальное «расследование» рассказывает о феномене "русской цивилизации". Издания построены в виде повествований о быте и духе городов и людей, о возникновении и становлении русской славы, об отношении к русским местного населения, которое порой менялось в диапазоне от почтения, близкого к низкопоклонству, до высочайшей точки ксенофобии. Книжная серия, рассказывает о том, когда мы впервые появились в далеких краях, что привнесли в культуру новой родины, как живут наши земляки за рубежом. Русские живут по всему миру. Учитывая русский характер, нам предстоит узнать много интересного о наших "там", о том, что мы "туда" принесли и что унесли.

Бурлак В.Н. Русская Америка.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

Русская Америка!.. Её история порой приукрашивается или очерняется авторами статей, книг, кинофильмов. Русская Америка – это не только поселения русских в XVIII-XIX веках, но и вера, мечты, стремления, мастерство, знания, воля к жизни нашего народа.

Уж сколько лет прошло с той поры, как перестали существовать русские колонии на северо-западе Нового Света и совершилась знаменитая сделка – продажа Аляски и многих тихоокеанских островов Соединённым Штатам Америки, но интерес к этой давней истории не ослабевает. Как сложилась судьба русских на Аляске после знаменитой сделки 1867 года? В чём истинный смысл Русской Америки для нашего Отечества?

Нет ответов на многие загадки, не все документы найдены, поиски продолжаются…

Непомнящий Н.Н. Русская Африка.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

Какое странное словосочетание – Русская Африка! И тем не менее она есть – в жизни и в судьбе сотен тысяч русских африканцев. О «земле Ефиопской» упоминает тверской купец и по совместительству лазутчик Афанасий Никитин. Русские паломники встречались в Иерусалиме с эфиопами-христианами и приносили на родину скудные сообщения о далёком континенте. Разные люди в разные века по разным причинам оказались в Африке. Кем они были и что заставило их покинуть родные места? Для кого-то поездка в Африку была делом обычным: артисты выезжали на гастроли, художники — на этюды, археологи — в экспедицию. Но после революции 1917 года в Африку не ехали, а бежали. Большинство попавших туда россиян было изгнано не только из России, но и из Европы. О русских африканцах, многие из которых заслужили уважение и известность в принявшей их стране, пойдет речь в этой книге.

Непомнящий Н.Н. Русская Индия.- М.: Вече, 2010.- (Русские за границей)

Индия – сказочно богатая страна, там водятся чудища, её населяют странные люди и невиданные звери. Таким было представление о ней средневекового европейца. Более реальное изображение Индии – в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, побывавшего там раньше других европейских путешественников эпохи Ренессанса. Он был одним из первых, кто заметил потрясающую бедность «Индии богатой». И здесь уже навсегда кончаются сказки и начинается страноведение. Сведения об Индии расширялись и начинали обрисовываться в более реалистичных красках. Сидя у лампы или у окошка читатели переживали за далёких, но почему-то таких близких индийцев. XIX век становится веком прозрения, когда, сбрасывая вуаль богатства, Индия предстаёт «ограбленной англичанами, нищей бесправной колонией». Продолжалась научная работа по изучению культуры Индии. На протяжении веков Индия в византийском, а оттуда и в русском народном сознании излучала ауру света и духовности. Русское рассеяние затронуло все континенты. Не стала исключением и далекая Индия.

Нечаев С.Ю. Русская Италия.- М.: Вече, 2008.- (Русские за границей)

«…Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить» - писал классик. Заметное движение русских в Италию началось в XIX веке. Количество выходцев из царской России не было особенно большим, но зато русская эмиграция всегда отличалась своим качеством. Кстати, курорт Сан-Ремо «открыл» в середине XIX в. российский вице-консул, обосновавшийся там и распространивший своё высокое мнение в дипломатической среде. Сюда на зимние месяцы стали приезжать члены императорской фамилии. Другим «русским» курортным центром в Италии стал город Мерано. После поражения революции 1905 г. в Италии образовалась колония русских революционеров. Остров Капри превратился в надёжное убежище для политэмигрантов. Самой массовой стала «белая» эмиграция после событий 1917 г. Во время Второй мировой войны на территории Италии было несколько лагерей, в которых содержались русские. Более сорока тысяч советских граждан были выданы американцами и англичанами. Многие из них, пронимая, что их ждёт на родине, бежали. К 1970-80-х годам относится исход инакомыслящих из СССР. Один из их числа, Иосиф Бродский, считал, что Италия «это единственное место, которое можно было бы назвать раем на земле».

Нечаев С.Ю. Русская Ницца.- М.: Вече, 2008.- (Русские за границей)

Именно русские сделали ничем не примечательную Ниццу «столицей» Французской Ривьеры, знаменитой на весь мир. Осенью 1856 года в Ниццу прибыла вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и почти четыреста человек её свиты. Вскоре в пяти километрах от Ниццы была построена военно-морская база императорского флота. Очень скоро Ницца превратилась в западноевропейский «филиал» царского двора и начала обрастать всеми атрибутами двора петербургского: балами, дуэлями, интригами. Небогатые дворяне привозили хорошеньких дочерей в надежде найти женихов из высшего общества. В поисках богатых спонсоров роились многочисленные писатели и художники. Трагические события 1917 года лишили российского гражданства огромные массы людей. «Одна и та же Россия как на родине, так и за рубежом: родовая знать, люди торговые, буржуазия, духовенство, интеллигенция, армия от высших до низших чинов, народ трудовой» - писала З.Н. Гиппиус. Русские виллы, русский бульвар, русская церковь, русское кладбище – здесь до сих пор витает русский дух, по-прежнему спешат в Православную церковь потомки эмигрантов, никогда не видевшие Россию, но говорящие на правильном русском языке.

Командорова Н.И. Русская Прага.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

С момента основания Праги в городе появилось много иностранных торговцев. К этому же времени относятся упоминания и о русских купцах в окрестностях пражских поселений. В разные времена из России в Прагу приезжали купцы, монахи, священнослужители, учёные, студенты, путешественники, странствующие актёры. История взаимоотношений русских и чехов берет начало еще в X веке и продолжается до сих пор. Однако русская диаспора в Праге стала складываться только после 1917 года. «Русская акция» первого чешского президента Томаша Масарика дала прибежище тысячам русских беженцев из большевистской России. Русские эмигранты искали в Праге лучшей доли. Не последнюю роль при выборе нового места жительства в столице Чехии играла общность славянских корней, истории, традиций, языка.

Кривцов Н.В. Русская Финляндия.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

Всего сто лет назад Финляндия начиналась прямо на окраине Петербурга. В Финляндии в былые годы снимались голливудские фильмы, в которых действие разворачивалось в России или Советском Союзе. Есть масса уроженцев Финляндии, которые стали знамениты именно в России, прославились своими делами в Москве, Петербурге, на бескрайних просторах нашей страны. К моменту провозглашения Финляндией независимости на её территории оказались три категории русских: постоянные жители страны (часть из них имела финляндское гражданство), военные (весной 1918 г. их было 40 тысяч, к концу года осталось незначительное число) и небольшая часть дачников Карельского перешейка, укрывшихся от революционной анархии. В разных финских городах и усадьбах, у руин крепостей, у водопадов и озёр чувствуется незримое присутствие этих людей, сами собой оживают картины прошлого. Живы имена, памятники, даже некоторые русские традиции...

Хисамутдинов А.А. Русская Япония.- М.: Вече, 2010.- (Русские за границей)

«Этой культурой можно любоваться, внести в свой дом, но жить там почти невозможно для русского человека…» - писал русский путешественник С.М.Волконский. И всё же изучить своего восточного соседа россияне стремились давно и с упорством. В октябре 1792 года галиот «Святая Екатерина» вошёл в залив Немуро. После восьми месяцев ожидания японские власти разрешили русскому кораблю подойти к берегу. Русских представителей торжественно препроводили в столицу острова Мацмай, где состоялась первая официальная встреча японцев и русских. В результате переговоров было получено разрешение на посещение одним российским судном порта Нагасаки для переговоров о торговле. Полученная лицензия явилась основанием для отправки в Японию посольств Н.П. Резанова в 1803 г. и Е.В. Путятина в 1855г. «Входя в Хакодате, - писал Путятин, - я не предполагал оставаться в нём более двух или трёх дней…» Но именно в Хакодате с его незамерзающим портом открылось первое российское императорское консульство. В книге использованы материалы из архивов и библиотек России, Японии и США, а также мемуары, опубликованные в XIX веке. Вы узнаете как складывались отношения между нашими странами, что случилось с первым российским составом консульства, интересные факты не только об известных исторических фигурах, но и о многих незаслуженно забытых россиянах.

Кравцов А.Н. Русские в Австралии.- М.: Вече, 2011.- (Русские за границей)

История русских в Австралии начинается с ярких и увлекательных описаний, составленных мореплавателями и путешественниками, посетившими этот далёкий южный континент на заре XIX века. Русские визитёры привозили интересные новости, рассказывали о своих открытиях, заключали торговые договоры и удивляли местных жителей постройкой бань на берегу Киррибилли. Вместе с тем, русским в Австралии не раз доводилось слышать, что тот или иной форт на побережье континента был построен для защиты от нападений русских. Российская диаспора в Австралии в силу географического положения континента всегда стояла особняком по отношению к другим эмигрантским поселениям. Но именно здесь наиболее полно сохранилась русская культура. Русские эмигранты смогли, несмотря на существовавший статус «Австралия только для англосаксов» и политику ассимиляции, пронести свой язык и культуру, остаться русскими по духу и не раствориться в австралийской среде. И при этом ещё и привнести новое дыхание, новый колорит, новую культуру, обогатить Австралию в такой степени, что они продолжают жить как неотъемлемая часть местного общества.

Нечаев С.Ю. Русские в Латинской Америке.- М.: Вече, 2010.- (Русские за границей)

Начало русской эмиграции в страны Латинской Америки относится к последней четверти XIX века. Это была экономическая эмиграция и состояла она из крестьян, обольщённых щедрыми посулами вербовщиков, перспективой скорого избавления от нищеты прибывших в поисках свободной земли. Но щедрые обещания, как обычно, обернулись суровой действительностью: русским пришлось поднимать «дикие» земли без какой-либо поддержки пригласившего их государства. Послереволюционная эмиграция была чисто политической. Бывшие генералы и офицеры, православное духовенство, купцы, помещики и интеллигенция – победа большевиков заставила их искать спасения за границей. Русские солдаты и офицеры воевали в составе парагвайской армии против Боливии, русские казаки подняли сельское хозяйство Аргентины на небывало высокий уровень; полотна русских художников вошли в золотой фонд культуры стран Латинской Америки.

Беляков В.В. Русский Египет.- М.: Вече, 2008.- (Русские за границей)

На египетской земле, в православном монастыре Святой Екатерины, и поныне растет Неопалимая Купина — куст, в пламени которого Бог впервые явился пророку Моисею. К Неопалимой Купине и к горе Синайской, где были дарованы человечеству десять заповедей Ветхого Завета, лежащего в основе трёх мировых религий, веками шли и теперь идут русские паломники. В начале ХХ века через Александрию египетскую доставлялась из Европы в Россию ленинская «Искра». В Порт-Саиде похоронены русские моряки с крейсера «Пересвет», погибшие в начале 1917 года. После Гражданской войны Египет стал пристанищем для тысяч русских эмигрантов. Наконец, во время Второй мировой войны освобожденные из плена советские солдаты возвращались на родину через Египет. Поиски продолжаются…

Танин С.Ю. Русский Белград.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

В середине XVIII века на юге России возникла «Новая Сербия» - ряд сербских военных поселений. Многие из поселенцев имели отличное военное образование и были хорошими стратегами. Двадцать пять русских генералов были сербами. После переворота 1917 г. Белград стал одним из главных центров русской эмиграции. Король Александр I, выпускник Санкт-Петербургского пажеского корпуса, оказал русским людям широкое гостеприимство. Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев приняло до 70 000 беженцев из России. Русские инженеры и ученые, юристы и медики, деятели культуры и искусства, военные и священнослужители внесли огромный вклад в развитие страны. Четверть всех профессоров Белградского университета были русскими. Белград стал домом и творческой мастерской для многих деятелей культуры, эмигрировавших из России. При этом русские всегда оставались русскими, сохраняя неразрывную связь с отечественной культурой.

Попов А.Н. Русский Берлин.- М.: Вече, 2010.- (Русские за границей)

В начале 20-х годов прошлого столетия в Германии появился удивительный город. Его нельзя было найти на карте, но он имел свои улицы, рестораны, магазины, театры, банки, газеты, журналы. Город именовался «Русским Берлином» и населяли его люди, выброшенные Гражданской войной с Родины, превратившейся в Советскую Россию. Но «Русский Берлин» — это не только Серебряный век, вынужденно «переехавший» в немецкую столицу. Русские бывали в ней и жили задолго до тех бурных лет, год за годом строили это необычное поселение, выросшее из маленькой русской колонии в многотысячный мегаполис. Первым русским туристом, официально зарегистрированным в Берлине, стал Николай Михайлович Карамзин, описавший свои впечатления в «Записках русского путешественника». Центральная площадь немецкой столицы – Александерплац, названа в честь российского государя, а император Николай I официально является почетным гражданином реального Берлина. Российские социалисты-революционеры строили в Берлине планы мировой революции и сидели в берлинских тюрьмах.

Бурлак В.Н. Русский Париж.- М.: Вече, 2008.- (Русские за границей)

Разные дороги приводили русских людей в Париж: эмиграция, любознательность, научная деятельность, семейные обстоятельства, творчество, авантюризм, служебные поручения, поиски лучшей доли. Одни становились парижанами на короткое время, другие – навсегда. Неоднозначно складывались судьбы этих людей. Великий город разрушал иллюзии и осуществлял мечты, одаривал удачей и проверял на стойкость испытаниями, удивлял и разочаровывал. Одни стали знаменитыми на весь мир, другие лишь изредка упоминаются в истории Франции, третьи забыты и затеряны в прошлом. С петровских времён российско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире. Россия стала привлекательной для искателей приключений из Франции. В Париже у многих русских начинались свои истории, полные тайн, загадок и недомолвок.

Хисамутдинов А.А. Русский Сан-Франциско.- М.: Вече, 2010.- (Русские за границей)

На территории военной базы 6-й армии США есть небольшой музей, где можно увидеть макет поселения, каким оно было 200 лет назад и две маленькие фигурки на мысе у входа в бухту Сан-Франциско: Николай Резанов и Кончита. Поэтическая история любви камергера императорского двора Николая Петровича Резанова и дочери коменданта местечка Президио донны Консепсьон – из числа вечных. Эта история помогла Русской Америке преодолеть трудный начальный период её становления. Сан-Франциско остаётся наиболее важным городом на тихоокеанском побережье Калифорнии в жизни русских американцев. Отсюда после Второй мировой войны направлялась самая большая помощь русским людям в Европу и Китай. Здесь больше всего культурных, религиозных и общественных организаций. Книга, в основу которой положены материалы из архивов, в том числе домашних, и библиотек России, США и других стран, рассказывает о жизни русских американцев в разные периоды истории. Как русские обустраивали Сан-Франциско? Что делали, чтобы не раствориться в американской жизни и сохранить русское слово?

Командорова Н.И. Русский Стамбул.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

Византийский Константинополь был на протяжении десятков веков столицей христианской империи. Последний византийский император Константин XI Палеолог геройски пал в неравном сражении. Завоеватель вступил в город, сделавшийся столицей Оттоманской империи. Несмотря на то что Византия перестала существовать, византийская культура продолжала оказывать сильное влияние на Русское государство. Российская империя считала себя преемницей духовных ценностей Византии. Во имя свершения легендарной идеи возврата византийских ценностей, под идейным флагом правопреемственности велись войны, разгорались политические сражения между Россией и Турцией. В начале 20-х годов прошлого века примерно каждый пятый житель этого города был русским эмигрантом. У каждого — своя судьба: мучения и радости, поражения и победы. У каждого человека своё индивидуальное представление об этом городе. Несмотря на разноликость восприятия, никого из соприкоснувшихся с ним, не оставляет равнодушным тема присутствия наших соотечественников на берегах Босфора.

Гончаренко О.Г. Русский Харбин.- М.: Вече, 2009.- (Русские за границей)

В самом конце XIX столетия начал исполняться грандиозный проект века. Главная идея состояла в том, чтобы соединить уже построенные русские железные дороги (Сибирскую и Уссурийскую) более коротким путём через Манчжурию. В очерках, составляющих книгу, автор стремится передать феномен некогда существовавшей «русской цивилизации» в Северо-Восточном Китае. Год от года всё возрастает ценность печатных свидетельств современников былого, опубликованных за границей, ввиду утраты следов русской цивилизации в Харбине, в результате разрушения памятников русской культуры, целенаправленно поощрявшегося китайскими властями. Тем важнее сохранить память о замечательном русском городе и его людях, живших на берегах реки Сунгари, явивших столь много примеров российского величия и славы.