Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 Виртуальная выставка к 220-летию со дня рождения Ивана Ивановича Лажечникова (1792 — 1869)

Виртуальная выставка к 220-летию со дня рождения
Ивана Ивановича Лажечникова (1792 — 1869).

И.И. Лажечников
 

Иван Иванович Лажечников родился в Коломне в богатой купеческой семье. Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов, отличался любовью к образованию. Он жил вообще как богатые дворяне того времени. По рекомендации Н. И. Новикова, пригласил к сыну француза-эмигранта Болье, человека гуманного и просвещенного. Купеческий сын получил разностороннее домашнее образование.

Формирование взглядов Лажечникова находилось под влиянием идей французских просветителей XVIII века, что и проявилось в литературном дебюте 15-летнего автора – сборнике афоризмов и рассуждений «Мои Мысли», опубликованном в «Вестнике Европы».

В сентябре 1812 г., увлечённый патриотическим порывом, юный Лажечников против воли родителей бежал из дома и вступил в Московское ополчение. Он не ищет легких путей и добровольно отказывается от блестящей и сравнительно безопасной должности адъютанта при начальнике гренадерской дивизии и уходит в полк. Лажечников участвовал в сражениях под Малоярославцем, Красным, Борисовом, под Бриенном, в переправе через Рейн, во взятии Парижа. Позже был адъютантом при графе А. И. Остермане-Толстом.

Под впечатлением эпопеи 1812 года Лажечников пишет свое первое крупное произведение, принесшее ему литературную славу, "Походные записки русского офицера». Сожженная и опустевшая Москва, разрушенный Кремль, преследование русскими отступающей неприятельской армии, голодающие и замерзающие французы, ночные бивуаки, офицерские разговоры, картины заграничной жизни живо и ярко предстают со страниц "Походных записок". Перед читателем встает и фигура самого автора, который писал свои записки "при свете бивуачных костров, на барабанах и нередко при шуме идущего рядом войска".

В 1819 году Лажечников оставил военную службу и стал директором Пензенской гимназии и народных училищ. В последние годы занимал довольно высокие посты - вице-губернатора Тверской губернии, потом Витебской, цензора в Петербургском цензурном комитете. По свидетельству современников, Лажечников отличался безукоризненной честностью, неизменно оставался порядочным и благородным человеком. И характерно, что ни служба, ни литература не принесли писателю богатства. В завещании он написал: «состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте».

Начиная с 1831, года один за другим появляются в печати исторические романы Лажечникова: "Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого" (1831-1833), "Ледяной дом" (1835) и "Басурман" (1838). Они были восторженно встречены передовой критикой. В центре всех романов Лажечникова всегда стоит человек возвышенных идеалов, героический одиночка – выдающаяся личность, далеко опередившая свой век.

Все романы Лажечникова основаны на серьезном изучении исторических источников, быта и нравов эпохи. Среди его персонажей немало исторических лиц и реальных событий, хотя и сложно преображенных авторской фантазией.

В 1850-х гг. писатель работал над мемуарной и автобиографической прозой. Три с половиной десятилетия охватывают мемуары Лажечникова. Точкой отсчета для автора явились события 1812 года. Лажечникову удалось, вспоминая события своей юности, воссоздать самый дух того незабываемого времени. Лихорадочно-тревожная атмосфера накануне вступления французов в столицу, обозы покидающих её жителей, повозки с ранеными, толпы пленных, зловещее зарево на небе - все это живо предстает со страниц воспоминаний Лажечникова. На этом фоне писатель рисует запоминающиеся портреты исторических лиц, с которыми столкнуло его национальное бедствие. Большой интерес в мемуарном цикле Лажечникова представляют воспоминания о Пушкине, о дружбе с Белинским, об отношениях с А.П.Ермоловым, А.И.Остерманом-Толстым, М.Л.Магницким, произведения автобиографического плана «Черненькие, Беленькие и Серенькие», «Немного лет назад».

Сочетание восторженной пылкости и детского простодушия в характере самого Лажечникова во многом определило тональность исторической романтистики писателя: контрастное противопоставление «добра» и «зла», идеализация близких автору исторических героев, поэтизация любовных перипетий, разворачивающихся на фоне исторических событий, мотивы тайны, определяющей сюжетную интригу. Излюбленный тип его героя – бескорыстный романтик, самоотверженно преданный Отечеству.

Лажечников И.И. Сочинения в 2 т. /Вступ. ст. и подгот. текста Н.Н. Петруниной; коммент. Н.Г. Ильинской.- М.: Худож. лит., 1987

Лажечников И.И. Сочинения в 2 т. /Вступ. ст. Г.С. Литвиновой; подгот текста Е.М. Шуб; примеч. Н.Г. Ильинской.- М.: Худож лит., 1963

Лажечников И.И. Ледяной дом /Вступ. ст. М.В. Нечкиной; примеч. В.М. Шуб.- М.: Правда, 1979

Лажечников И.И. Ледяной дом: Аудиокнига /Текст читают Владимир Стукалов и Юлия Яблонская

С первых страниц романа картины зимней стужи переплетаются с описаниями нравственного оцепенения, мертвящего страха и скованности, в которых пребывает молодой Петербург в последний год царствования Анны Иоанновны, еще недавно, при Петре, полный жизни и веселья. Восстановлена Тайная канцелярия, вершившая дела методами заплечного сыска, атмосфера страха и недоверия стала обыденностью. В этой мрачной атмосфере пылает страсть княжны Мариорицы и кабинет-министра Волынского, которую пересиливает в душе Волынского еще более властное чувство - любовь к страждущей Отчизне.

Лажечников И.И. Последний Новик.- М.: Худож. лит., 1990

Действие романа происходит в первые годы восемнадцатого столетия после разгрома необстрелянных русских войск под Нарвой. Картина исторических событий играет роль фона, на котором развертывается вымышленное романическое действие. С мирных лугов и долин действие переносится на мызу Блументроста, из имения баронессы Зегевольд - на поле боя, из русского военного лагеря - в раскольничьи скиты, а под конец - на место, избранное для строительства будущего Петербурга, и в подмосковный Симонов монастырь, где проводит остаток жизни главный герой романа - незаконный сын царевны Софьи и князя Василия Голицына - последний новик Владимир. Его тайная служба родной стране принесла русским победы в Ливонии, а ему - прощение Петра. Однако, всепоглощающая жажда мести доводит отчаявшегося Владимира до самосудного убийства и обрекает на покаянное заключение в стенах монастыря.

Композиторами А.Е. Варламовым, А.А. Алябьевым и А.С. Даргомыжским положены на музыку стихи Лажечникова из романа «Последний Новик».

Лажечников И.И. Басурман. Колдун на Сухаревой башне. Очерки-воспоминания /Сост., вступ. ст., примеч. Н.Г. Ильинской.- М.: Сов. Россия, 1989

Широкая картина эпохи, развернутая в "Басурмане", служит фоном, на котором рисуется грандиозная фигура "собирателя Руси" - Ивана III. Лажечников признает выдающуюся роль Ивана III, в то же время романист далек от его идеализации. Ни перед какими средствами не останавливается великий князь московский в достижении цели. Отталкиваясь от исторически достоверного факта, некоторые сюжетные линии автор строит на основе вымысла: рассказ о прошлом Антона, о его жизни в Богемии и Италии, об интриге бояр, погубившей лекаря, о романтической любви Антона к боярышне Анастасии. Эпоха Ивана III в романе Лажечникова - эпоха сильных характеров и страстей, время непримиримого столкновения зарождающихся на Руси высоких и гуманных, родственных западному Возрождению стремлений с фанатической нетерпимостью, с жестокостью, коварством и произволом. Любимым героям Лажечникова - романтикам и творцам - в этом мире дисгармонии приходится трудно. Была попытка написания композитором А.Н. Серовым оперы по роману «Басурман».

Лажечников И.И. Опричник //Лажечников И.И. Ледяной дом: Исторический роман. Опричник: Трагедия в стихах. М.Н. Загоскин Юрий Милославский.- М., 1996.- (Библиотека российской классики).- с. 559-667

Написанная в 1842 году белыми стихами драма «Опричник» была запрещена цензурой из-за мрачного изображения эпохи Ивана Грозного и фигуры самого царя и появилась только в 1859 году («Русское Слово»). По ней создана одноимённая опера П. И. Чайковского.

Опульский А.И. И жизнь и перо на благо Отечества.- М.: Московский рабочий, 1968

Лажечников прожил долгую литературную жизнь подлинного труженика. Всю эту жизнь, все труды свои, своё перо писатель отдал на благо Отечества. Время, в которое он жил, было очень тяжёлым по литературному и политическому климату. Не каждый сумел остаться в нём здоровым; Лажечников сумел.

Дом Лажечникова: Историко-литературный сборник. Вып. 1.- Коломна, 2004

Основная тема сборника – И.И. Лажечников и Коломна. В разделе «Из Наследия» собраны архивные находки, прежде всего автобиографическая пьеса «Новобранцы 12-го года». В разделе «Изыскания» особое внимание уделено коломенскому и тверскому периодам жизни Лажечникова. Среди материалов сборника – неизвестные страницы биографии и творчества исторического романиста.

Модзалевский Б.Л. Пушкин и Лажечников //Модзалевский Б.Л. Пушкин: Воспоминания. Письма. Дневники.- М.: Аграф, 1999.- с. 75-96

В конце 1819 года Лажечникову, восторженному поклоннику молодого Пушкина, довелось встретиться с поэтом и предотвратить дуэль его с майором Денисевичем. Случай этот оставил глубокий след в памяти писателя, а впоследствии послужил поводом для начала переписки между Пушкиным и Лажечниковым.

Белинский В.Г. Ледяной дом. Басурман. Сочинение И.И. Лажечникова //Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3 – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953.- с.7-23

События Отечественной войны 1812 года, вызвавшие подъём патриотических чувств и обострившие интерес ко всему родному, национальному, вызвали не только в России, но и в других странах, бурное развитие исторической прозы. В русской литературе того времени шел спор реализма с романтизмом. История, по словам Белинского, выступила в качестве "посредника", способствовавшего соединению "искусства с жизнью", давала простор для идеализации и фантазии, к чему тяготели романтики; с другой стороны, история воспринималась как реальная жизнь - хотя уже и прошедшая; естественно, что от нее легче было сделать следующий шаг - к реальности сегодняшнего дня. Исторический роман 1830-х годов явился, таким образом, одним из важнейших проводников реализма в литературе, а Лажечников стал одним из пионеров русского исторического романа.

Вайскопф М.Я. Братство отверженных: «Басурман» Лажечникова //Вайскопф М.Я. Покрывало Моисея: Еврейская тема в эпоху романтизма.- М., Иерусалим: Гешарим/Мосты культуры, 2008.- с.252-258

Книга посвящена формированию образа еврея в периодике, прозе и поэзии Золотого века русской культуры. Еврейская тема рассматривается как чрезвычайно значимая сторона русской культуры, оказавшая существенное воздействие на её дальнейшее развитие.

Грачёва И.В. «Многое было говорено 1812 годе…»: Война с Наполеоном глазами русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова //Московский журнал. 2012. № 8. с.2-7

Воспоминания об Отечественной войне сопровождали И.И. Лажечникова на протяжении всей жизни. И сегодня актуально его высказывание: «Много было говорено о 1812 годе, но никогда не довольно говорить о нём».

Белоусов И.А. В Коломне (И.И. Лажечников) //Белоусов И.А. Ушедшая Москва: Воспоминания.- М.: Русская книга, 2002.- с.383-390

Воспоминания Белоусова, выходившие в конце XIX-начале XX вв., тотчас становились бестселлерами и восторженно читались. С тех пор они не переиздавались, но ничуть не устарели. Они и сейчас остаются необходимым и увлекательным документальным источником по истории общественной и культурной жизни России.

Чайковский П.И. Опричник: Опера в четырёх действиях, пяти картинах. Переложение для пения с фортепиано /Либретто П. Чайковского по трагедии И. Лажечникова.- М.: Музыка, 1991

Чайковский П.И. Опричник: Аудиозапись на 2 CD. Запись 1980 года.

В начале 1870 года при выборе наиболее подходящего сюжета для оперы Чайковский остановился на исторической трагедии Лажечникова «Опричник», шедшей на сцене Малого театра. Это произведение было написано ещё в 40-х годах и долгое время находилось под запретом цензуры. Чайковского пленили драматизм сюжета и сложность основного конфликта «Опричника». Весной 1872 года партитура была готова и Чайковский отправил её почтой на имя главного дирижёра Мариинского театра Э.Ф. Направника. «Опричник» был одобрен музыкальной частью театра. 12 апреля 1874 года состоялось первое представление. Опера имела большой успех. В следующем сезоне «Опричника» поставил оперный театр в Киеве, тоже с огромным успехом. И в наше время опера «Опричник» неизменно пользуется симпатиями зрителей.