Виртуальная выставка к 220-летию со дня рождения
Ивана Ивановича Лажечникова (1792 — 1869).
Иван Иванович Лажечников родился в Коломне в богатой купеческой семье. Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов, отличался любовью к образованию. Он жил вообще как богатые дворяне того времени. По рекомендации
Формирование взглядов Лажечникова находилось под влиянием идей французских просветителей XVIII века, что и проявилось в литературном дебюте 15-летнего автора – сборнике афоризмов и рассуждений «Мои Мысли», опубликованном в «Вестнике Европы».
В сентябре 1812 г., увлечённый патриотическим порывом, юный Лажечников против воли родителей бежал из дома и вступил в Московское ополчение. Он не ищет легких путей и добровольно отказывается от блестящей и сравнительно безопасной должности адъютанта при начальнике гренадерской дивизии и уходит в полк. Лажечников участвовал в сражениях под Малоярославцем, Красным, Борисовом, под Бриенном, в переправе через Рейн, во взятии Парижа. Позже был адъютантом при графе
Под впечатлением эпопеи 1812 года Лажечников пишет свое первое крупное произведение, принесшее ему литературную славу, "Походные записки русского офицера». Сожженная и опустевшая Москва, разрушенный Кремль, преследование русскими отступающей неприятельской армии, голодающие и замерзающие французы, ночные бивуаки, офицерские разговоры, картины заграничной жизни живо и ярко предстают со страниц "Походных записок". Перед читателем встает и фигура самого автора, который писал свои записки "при свете бивуачных костров, на барабанах и нередко при шуме идущего рядом войска".
В 1819 году Лажечников оставил военную службу и стал директором Пензенской гимназии и народных училищ. В последние годы занимал довольно высокие посты - вице-губернатора Тверской губернии, потом Витебской, цензора в Петербургском цензурном комитете. По свидетельству современников, Лажечников отличался безукоризненной честностью, неизменно оставался порядочным и благородным человеком. И характерно, что ни служба, ни литература не принесли писателю богатства. В завещании он написал: «состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте».
Начиная с 1831, года один за другим появляются в печати исторические романы Лажечникова: "Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого" (1831-1833), "Ледяной дом" (1835) и "Басурман" (1838). Они были восторженно встречены передовой критикой. В центре всех романов Лажечникова всегда стоит человек возвышенных идеалов, героический одиночка – выдающаяся личность, далеко опередившая свой век.
Все романы Лажечникова основаны на серьезном изучении исторических источников, быта и нравов эпохи. Среди его персонажей немало исторических лиц и реальных событий, хотя и сложно преображенных авторской фантазией.
В 1850-х гг. писатель работал над мемуарной и автобиографической прозой. Три с половиной десятилетия охватывают мемуары Лажечникова. Точкой отсчета для автора явились события 1812 года. Лажечникову удалось, вспоминая события своей юности, воссоздать самый дух того незабываемого времени. Лихорадочно-тревожная атмосфера накануне вступления французов в столицу, обозы покидающих её жителей, повозки с ранеными, толпы пленных, зловещее зарево на небе - все это живо предстает со страниц воспоминаний Лажечникова. На этом фоне писатель рисует запоминающиеся портреты исторических лиц, с которыми столкнуло его национальное бедствие. Большой интерес в мемуарном цикле Лажечникова представляют воспоминания о Пушкине, о дружбе с Белинским, об отношениях с
Сочетание восторженной пылкости и детского простодушия в характере самого Лажечникова во многом определило тональность исторической романтистики писателя: контрастное противопоставление «добра» и «зла», идеализация близких автору исторических героев, поэтизация любовных перипетий, разворачивающихся на фоне исторических событий, мотивы тайны, определяющей сюжетную интригу. Излюбленный тип его героя – бескорыстный романтик, самоотверженно преданный Отечеству.
|
|
|
Действие романа происходит в первые годы восемнадцатого столетия после разгрома необстрелянных русских войск под Нарвой. Картина исторических событий играет роль фона, на котором развертывается вымышленное романическое действие. С мирных лугов и долин действие переносится на мызу Блументроста, из имения баронессы Зегевольд - на поле боя, из русского военного лагеря - в раскольничьи скиты, а под конец - на место, избранное для строительства будущего Петербурга, и в подмосковный Симонов монастырь, где проводит остаток жизни главный герой романа - незаконный сын царевны Софьи и князя Василия Голицына - последний новик Владимир. Его тайная служба родной стране принесла русским победы в Ливонии, а ему - прощение Петра. Однако, всепоглощающая жажда мести доводит отчаявшегося Владимира до самосудного убийства и обрекает на покаянное заключение в стенах монастыря. Композиторами |
Широкая картина эпохи, развернутая в "Басурмане", служит фоном, на котором рисуется грандиозная фигура "собирателя Руси" - Ивана III. Лажечников признает выдающуюся роль Ивана III, в то же время романист далек от его идеализации. Ни перед какими средствами не останавливается великий князь московский в достижении цели. Отталкиваясь от исторически достоверного факта, некоторые сюжетные линии автор строит на основе вымысла: рассказ о прошлом Антона, о его жизни в Богемии и Италии, об интриге бояр, погубившей лекаря, о романтической любви Антона к боярышне Анастасии. Эпоха Ивана III в романе Лажечникова - эпоха сильных характеров и страстей, время непримиримого столкновения зарождающихся на Руси высоких и гуманных, родственных западному Возрождению стремлений с фанатической нетерпимостью, с жестокостью, коварством и произволом. Любимым героям Лажечникова - романтикам и творцам - в этом мире дисгармонии приходится трудно. Была попытка написания композитором |
Написанная в 1842 году белыми стихами драма «Опричник» была запрещена цензурой из-за мрачного изображения эпохи Ивана Грозного и фигуры самого царя и появилась только в 1859 году («Русское Слово»). По ней создана одноимённая опера |
Лажечников прожил долгую литературную жизнь подлинного труженика. Всю эту жизнь, все труды свои, своё перо писатель отдал на благо Отечества. Время, в которое он жил, было очень тяжёлым по литературному и политическому климату. Не каждый сумел остаться в нём здоровым; Лажечников сумел. |
Дом Лажечникова: Историко-литературный сборник. Вып. 1.- Коломна, 2004 Основная тема сборника – |
В конце 1819 года Лажечникову, восторженному поклоннику молодого Пушкина, довелось встретиться с поэтом и предотвратить дуэль его с майором Денисевичем. Случай этот оставил глубокий след в памяти писателя, а впоследствии послужил поводом для начала переписки между Пушкиным и Лажечниковым. |
События Отечественной войны 1812 года, вызвавшие подъём патриотических чувств и обострившие интерес ко всему родному, национальному, вызвали не только в России, но и в других странах, бурное развитие исторической прозы. В русской литературе того времени шел спор реализма с романтизмом. История, по словам Белинского, выступила в качестве "посредника", способствовавшего соединению "искусства с жизнью", давала простор для идеализации и фантазии, к чему тяготели романтики; с другой стороны, история воспринималась как реальная жизнь - хотя уже и прошедшая; естественно, что от нее легче было сделать следующий шаг - к реальности сегодняшнего дня. Исторический роман 1830-х годов явился, таким образом, одним из важнейших проводников реализма в литературе, а Лажечников стал одним из пионеров русского исторического романа. |
Книга посвящена формированию образа еврея в периодике, прозе и поэзии Золотого века русской культуры. Еврейская тема рассматривается как чрезвычайно значимая сторона русской культуры, оказавшая существенное воздействие на её дальнейшее развитие. |
Воспоминания об Отечественной войне сопровождали |
Воспоминания Белоусова, выходившие в конце XIX-начале XX вв., тотчас становились бестселлерами и восторженно читались. С тех пор они не переиздавались, но ничуть не устарели. Они и сейчас остаются необходимым и увлекательным документальным источником по истории общественной и культурной жизни России. |
В начале 1870 года при выборе наиболее подходящего сюжета для оперы Чайковский остановился на исторической трагедии Лажечникова «Опричник», шедшей на сцене Малого театра. Это произведение было написано ещё в 40-х годах и долгое время находилось под запретом цензуры. Чайковского пленили драматизм сюжета и сложность основного конфликта «Опричника». Весной 1872 года партитура была готова и Чайковский отправил её почтой на имя главного дирижёра Мариинского театра |