Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «Заклинатель стихий». Виртуальная выставка к 190-летию со дня рождения Аполлона Александровича Григорьева

«Заклинатель стихий»

Виртуальная выставка к 190-летию со дня рождения Аполлона Александровича Григорьева (1822 — 1864).

Когда за несколько дней до смерти Аполлона Григорьева Н.Н. Страхов в споре с ним усомнился в его правоте, критик нервно перебил его: «Прав я или не прав, этого я не знаю: я – веяние!»

Ап. Григорьев умел сообщить носящимся в воздухе отвлечённым понятиям волнующую силу живых и конкретных явлений. Он сумел, согласно его собственной терминологии, вобрать в себя прошлое, чтоб далеко забросить его в будущее. Григорьеву свойственно трудное умение рассматривать литературу в её движении, порыве и процессе вечного перерождения, философская глубина и широкая способность проникать в сущность народного, религиозного творчества. Дар сочувственного понимания и творческой интерпретации является важнейшим элементом его критического дарования.

Путь Ап. Григорьева в философии напоминает путь кометы. Его органическая критика знаменует рождение русской национальной философии. Народность или национальность переживается каждым человеком как нечто глубоко внутреннее, как та стихия, которая живёт в его собственной душе. Художник претворяет национальную стихию своей души в идеальные типы. Мыслитель и художник являются творцами в равной степени – в этом состоит гениальное философское открытие Григорьева, которое является краеугольным камнем его органической критики.

Он всю жизнь писал стихи и печатал их в периодике. Поэзия была для него жизненно необходимым способом самовыражения. Поэзия Григорьева – яркое, глубоко самобытное проявление романтической традиции в век реализма, открытое влиянию времени. Он прекрасно знал фольклор, собирал песни, бытовавшие в среде городского простонародья, в цыганских хорах. Всё творчество Григорьева теснейшим образом связано с его жизнью. Напряжённо переживаемый конфликт между глубокой, мятущейся личностью и миром у Григорьева обретает черты житейской и бытовой конкретности. Подробности собственной биографии входят в напряжённо-патетический мир романтической личности.

Григорьев много переводил. Несмотря на пристальный интерес к национальной самобытности, европейскую культуру он мыслил как общее достояние человечества, в которое каждый народ вплетает свой неповторимый голос. Переводы имели влияние на поэтику оригинальной лирики Григорьева. Образы мировой и русской классики, цыганские напевы, философские формулы равноправно входят в его поэзию, создавая неповторимо яркие стихи.

Яркая личность Григорьева, фанатически преданного искусству, неутомимого, страстного в нравственных и интеллектуальных исканиях и в житейских увлечениях, не способного на компромиссы, вместе с тем беспомощного в делах житейских, производила сильное впечатление на всех близко знавших его. Черты его биографии отразились в семейной истории Григорьева («Дворянское гнездо» Тургенева), в образах Мити Карамазова («Братья Карамазовы» Достоевского) и Феди Протасова («Живой труп» Толстого).

Подруга семиструнная

В юности Григорьев обучался игре на фортепиано у известного музыканта и педагога Фильда и хорошо играл на этом инструменте, но позднее освоил гитару и всё бросил ради “подруги семиструнной”, с которой почти не расставался и на которой играл с истинным мастерством.

А.А. Фет вспоминал как в 1856 году, после 12 лет разлуки, он снова встретился со старым товарищем и однокашником по Московскому университету, Григорьевым. Он «чуть не ежедневно являлся ко мне на Басманную из своего отцовского дома на Полянке. Это огромное расстояние он неизменно проходил пешком, и вдобавок с гитарой в руках… Он доставлял искренностию и мастерством своего пения действительное наслаждение. Он, собственно, не пел, а как бы пунктиром обозначал музыкальный контур пьесы… Певал он по целым вечерам, а затем нередко около полуночи уносил домой пешком свою гитару. Репертуар его был разнообразен, но любимою его песней была венгерка…»

К поэзии Аполлона Григорьева обращались композиторы А.Е. Варламов, А.И. Дюбюк, В.Т. Соколов, но самыми яркими явлениями остались его "цыганские романсы" "О, говори хоть ты со мной" и "Цыганская венгерка" ("Две гитары, зазвенев..."), автором музыки которых или обработок, по всей вероятности, был руководитель хора московских цыган Иван Васильев. Мелодия "Цыганской венгерки" Аполлона Григорьева включена в "Каприччио на цыганские темы" С.В. Рахманинова.

Григорьев А.А. Эстетика и критика / Вступит. ст., сост. и примеч. А.И. Журавлёвой. — М.: Искусство, 1980. — (История эстетики в памятниках и документах)

Сборник статей включает работы, дающие представление о своеобразной критической системе, которую сам Аполлон Александрович называл «органическая критика». Первый раздел знакомит с основными принципами эстетики Григорьева, во второй входят работы, касающиеся проблем народности и национального своеобразия искусства, третий раздел составляют статьи и рецензии, характеризующие взгляды критика на театральное искусство.

Григорьев А.А. Воспоминания / Изд. подгот. Б.Ф. Егоров. — М.: Наука, 1988. — (Литературные памятники)

Архив Григорьева не сохранился, до нас дошли лишь единичные рукописи; некоторые адресаты сберегли его письма к ним. Тексты настоящего тома изданы по прижизненным журнальным публикациям или по рукописям-автографам (совпадений нет, все сохранившиеся автографы публиковались посмертно). Помимо основного мемуарного произведения «Мои литературные и нравственные скитальчества», в книгу включён широкий круг текстов, письма, воспоминания, статьи о жизни и творчестве А.А. Григорьева (Б.Ф. Егоров Художественная проза Ап. Григорьева; Г.А. Фёдоров Новые материалы о ранних годах жизни Ап. Григорьева).

Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга / Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века / Подгот. текста, сост. и вступит. ст. и примеч. В.К. Кантора и А.Л. Осповата. — М.: Искусство, 1982. — с.106-125

Осенью 1848 г. Григорьев обратился к Гоголю с тремя письмами, в одном из них он рассказал о влиянии «Выбранных мест…» на его нравственный процесс и об обстоятельствах написания статьи, которую В. Гиппиус назвал «наиболее значительной из печатных защит книги».

Читать статью

Григорьев А.А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1985

Григорьев живо откликался на события сцены, его статьи хранят пыл и темперамент артистической, страстно-необузданной натуры. Его театральные рецензии и обзоры написаны вдохновенно, с подъёмом и энергией. В театральной критике он прокладывал свой путь, веря в силу искусства, его созидательную, преобразующую роль.

Григорьев А., Фет А. Поэзия. Проза. Воспоминания. — М.: Слово, 2008. — (Библиотека русской классики. Десять веков русской литературы)

Объединение в настоящем однотомнике двух русских поэтов при всей их несхожести не случайно. Судьба свела их под одной крышей замоскворецкого дома – в студенческие годы Фет жил пансионером в доме Григорьевых, деля с Аполлоном комнаты в мезонине. Их пылкая юношеская дружба, общие друзья и увлечения, общая страсть к поэзии и философии – всё это осталось в стихах обоих, в воспоминаниях Фета, в художественной прозе Григорьева.

Григорьев А.А. Сочинения, в 2 т. — М.: Художественная литература, 1990. Т. 1 Стихотворения. Поэмы. Проза Т. 2 Статьи. Письма

Григорьев А.А. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1937. — (Библиотека поэта. Малая серия №33)

Григорьев А.А. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1959. — (Библиотека поэта. Большая серия)

Григорьев А.А. Стихотворения и поэмы. — М.-Л.: Советский писатель, 1966. — (Библиотека поэта. Малая серия)

Григорьев А.А. Стихотворения и поэмы, — М.: Советская Россия, 1978. — (Поэтическая Россия)

Григорьев А.А. Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1989

Григорьев А.А. Одиссея последнего романтика: Поэмы. Стихотворения. Драма. Проза. Письма. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. — М.: Московский рабочий, 1988

 

Аполлонъ Александровичъ Григорьевъ: Матерiалы для бiографiи / Под редакцiей Влад. Княжнина. — Петроградъ: Изданiе Пушкинскаго Дома при Академiи наукъ, 1917

«Прежде всего, надлежит оправдать смысл печатания отдельною книгою только «материалов для биографии» А.А. Григорьева и объяснить почему, оставлен пока открытым вопрос о самой биографии писателя… Смысл печататния воспоминаний, эпистолярных и архивных документов – воспроизведение наиболее точным и совершенным образом картины прошлаго, так, чтобы оно оживлённым вновь встало перед глазами чтеца».

Егоров Б.Ф. Аполлон Григорьев. — М.: Молодая гвардия, 2000. — (Жизнь замечательных людей)

Литературовед и историк Б.Ф. Егоров подробно и популярно раскрывает жизненный путь А.А. Григорьева. Многие знают, что «Цыганскую венгерку» («Две гитары, зазвенев…») создал Григорьев, немногие знают, что крылатая фраза «Пушкин – наше всё» григорьевская, лишь малое число специалистов знает, что привычные для нас выражения «допотопный», «цвет и запах эпохи», «цветная история», «мёртворождённое произведение» придумал Григорьев. Он был чрезвычайно противоречив как человек и как творческая личность. Существует анекдот (в первоначальном смысле этого слова), что когда Аполлон Григорьев входил в вечерний салон, всем хотелось спросить: где пожар?!

Егоров Б.Ф. Ап. Григорьев в Петербурге. Ап. Григорьев в Оренбурге / Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — (STUDIA PHILOLOGICA). — с. 324-351

Своеобразие русской культуры и национального характера рассматривается в сравнении с западноевропейскими и японскими культурными чертами. Статьи об Аполлоне Григорьеве входят в раздел «Литературное краеведение».

Носов С.Н. Аполлон Григорьев: Судьба и творчество. — М.: Советский писатель, 1990

Загадочная и трагическая фигура Аполлона Григорьева привлекает автора, как художественная натура, чей творческий мир, чья страсть к высшему в искусстве актуальны в современной литературной борьбе.

Блок А.А. Судьба Аполлона Григорьева / Писатели о писателях. Литературные портреты. — М.: Дрофа, 2009. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы). — с. 180-208

«Не быть принцем московскому мещанину; но были всё-таки в Григорьеве гамлетовские черты: он ничего не предал, ничему не изменил; он никого и ничего не увлёк за собою погибая; он отравил только собственную жизнь… Григорьев был грешен и страстен… Стихи Григорьева отражают судьбу его с такой полнотой, что все главные полосы его жизни отпечатлелись в них ярко и смело…Он создал себя как «последнего романтика», и едкая горечь этого сознания придала стихам его остроту и четкость».

Гроссман Л.П. Аполлон Григорьев (К пятидесятилетию смерти) / Гроссман Л.П. Литературные портреты. — М.: РМПОЛ классик, 2010. — с. 118-144

«Наиболее полный критик совмещает способности эрудита-комментатора с подлинным творческим даром. Экспериментатор-аналитик в нём уживается с поэтом-прорицателем, филолог-историк – с художником-энтузиастом. Лучшим ответом на все эти требования является творчество Аполлона Григорьева».

Ильин Н.П. Заклинатель стихий. Аполлон Григорьев и философия творческой личности / Ильин Н.П. Трагедия русской философии. — М.:Айрис-пресс, 2008. — с. 317-438

Автор берётся преодолеть «вопиющее непонимание Григорьева как философа» и «устойчивый «образ Григорьева», имеющий к оригиналу отношение весьма отдалённое».

Период высочайшего расцвета русской культуры во второй половинеXIX века был одновременно и периодом наивысших достижений в области философии. Основные принципы понимания русской классической философии, связанны с двуединством личного и национального самосознания. В книге представлены творческие портреты трёх мыслителей – И.В. Киреевского, Ап.А. Григорьева, Н.Н. Страхова – внесших решающий вклад в формирование русской философской культуры.

Ильин Вл.Н. Аполлон Григорьев – страждущий русский Дионис / Ильин Вл.Н. Пожар миров: Избранные статьи из журнала «Возрождение». — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — с.412-452

Вл.Н. Ильин входит в когорту замечательных русских мыслителей, которые создали в ХХ веке жанр философско-литературоведческой критики. «На стороне Аполлона Григорьева были громадная учёность и знание шести языков, блестящий ум и безошибочный вкус, мастерство во владении родным русским языком. …Трудно представить себе более несчастливую, более несоизмеримую с громадностью дара, более горемычную судьбу... Окончательный суд над такой сложной, загадочной личностью принадлежит не человеку, но Богу».

Тимашова О.В. Литературная критика журнала «Москвитянин» времён «молодой редакции» (1850-1855). — Саратов: ИЦ «Наука», 2010

Представлены образцы критической мысли всех авторов, входивших в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин» - Ап. Григорьева, А.Н. Островского, Е.Н. Эдельсона, Б.Н. Алмазова, Т.И. Филиппова – статьи и ежемесячные рецензии, некоторые из них перепечатываются впервые. Статьи сопровождаются развёрнутыми комментариями. Публикации предпослан историко-литературный анализ, формулирующий общие принципы критики, хронологию развития и индивидуальный почерк автора.

Нет, за тебя молиться я не мог. Музыка В. Пасхалова, слова А. Григорьева / Любовь – оружию под стать…: Краткая антология городского-бытового романса. Т. 1.- М., 2003.- с.35-39

С тайной тоскою… Музыка А. Варламова, слова А. Григорьева / Варламов А.Е. Романсы и песни. Полное собрание. Т. 2.- М.: Музыка, 1974.- с.64-65

Цыганская венгерка. Музыка И. Васильева, обработка А. Зорина, слова А. Григорьева / Минувших дней очарованье: Старинные русские романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 2.- Л.: Музыка, 1988.- с.11-12