Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 322

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 341

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 352

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php on line 357

Warning: session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 60

Warning: The magic method __set() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 182

Warning: The magic method __get() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 187

Warning: The magic method __isset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 192

Warning: The magic method __unset() must have public visibility and cannot be static in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/modules/content/content-model.php on line 197

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/db-mapper.php:322) in /var/www/u1547646/data/www/library/zcms/fumo/engine.php on line 305
 «Тревожная душа». 18 июня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова

«Тревожная душа»

18 июня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.

Загадочный писатель, странное, неожиданное и резко-оригинальное явление в русской литературе. Можно ли предположить, что эти слова относятся к
И. А. Гончарову? Но именно они дружно прозвучали в 1912 году, когда русская общественность отмечала столетие со дня рождения писателя. Хрестоматийный Гончаров – загадочный писатель? Не парадоксальное ли заключение!

Среди судеб русских писателей XIX века гончаровская - одна из самых благополучных. Вместе с тем отзывы на его произведения были крайне противоречивы. Гончаров предстал перед русской общественностью писателем, роль которого в литературном процессе XIX века признана, но не объяснена.

Слава бытописателя и всеобщее признание способности Гончарова к большим социальным обобщениям заслонили не мене яркую сторону его дарования. Гончаров – художник необычайно обострённой нравственной реакции на разнообразные жизненные коллизии. За бытописателем скрывается автор, заинтересованный прежде всего человеческим содержанием любой бытовой картины, социального конфликта.

Особый интерес к созданиям Гончарова в наши дни очевиден. Он таится в характере гончаровского нравственного чувства. Оно сочетает в себе трезвость и гуманность. Суд Гончарова над своими героями бескомпромиссен и гуманен. Боль сочувствия, которую испытывает художник, соседствует с горечью осуждения. Так человеческая философия Гончарова оказывается на редкость близка, как современникам писателя, так и нам с вами.

Цейтлин А.Г.

И.А. Гончаров. – М., 1950.

В этой работе автор ставил перед собой задачу всесторонне охарактеризовать творческое наследие Гончарова, его путь как писателя, его метод, основные элементы стиля и литературные связи писателя. В книге широко использованы письма Гончарова.

Мельник В. И.

Гончаров и православие: Духовный мир писателя. М., 2008.

Чрезвычайная личная скрытность Гончарова в вопросах веры, а также неявно выраженная авторская позиция в его романах привели к тому, что до сих пор неясно своеобразие его религиозных взглядов, их эволюция. Неизученность столь важной проблемы значительно искажает облик писателя, масштаб и глубину его нравственно-художественных исканий.

Платек Я. М.

«Музыка в нервах». Проза И.А.Гончарова // Платек Я. М. Под сенью дружных муз. – М., 1987. – с. 85-112.

Тема «музыка и литература» не раз привлекала внимание. Автор ставит задачу очертить роль музыки в образном контексте того или иного литературного сочинения, а порой и творчества писателя в целом. Впервые с музыкальной точки зрения рассматривается творческое наследие Гончарова и прежде всего его знаменитые романы.

Недзвецкий В. А.

Роман И. А. Гончарова «Обломов»: Путеводитель по тексту. – М., 2010.

Как изменился первоначальный замысел романа? Каков его подлинный конфликт? Что придало заглавному герою значение общенациональное и всечеловеческое, а «обломовщину» уравняло с понятиями «гамлетизма», «платонизма», «донкихотства» и т. п.? Это только часть вопросов, ответы на которые содержит настоящая книга.

Краснощёкова Е. А.

«Обломов» И. А. Гончарова. – М., 1970.

Устоявшееся, хрестоматийное восприятие мешает постичь глубинный смысл романа, ощутить, что «Обломов» - книга живая, очень сложная, беспощадная и трагическая. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нём «душа» книги. Понять эту «душу» - значит разгадать лучшее создание Гончарова.

Тюпа В. И.

«Обломов» И. А. Гончарова (глава первая) //Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2009. – с. 137-144.

Книга посвящена проблемам аналитического рассмотрения литературных произведений в их внутренней целостности. Раскрываются теоретические вопросы, а также демонстрируется технология семиотического анализа.

Лахманн Р.

Текст: Вторжение фантазма в реализм – «Сон Обломова» Гончарова //Лахманн Р. Дискурсы фантастического /Пер. с нем. – М., 2009. – с. 210-232.

Вторжение нереального в нормальный жизненный мир осуществляется при помощи различных приёмов. В гончаровском варианте иной мир – чуждый действительности и причиняющий продолжительные беспокойства реалистически представленному миру – возникает в повествовании о сновидении. Сон Обломова даёт смысловую квинтэссенцию всего романа.

Савинков С. В., Фаустов А. А.

Обыкновенная, слишком обыкновенная история (И. А. Гончаров) // Савинков С. В., Фаустов А. А. Аспекты русской литературной характерологии. – М., 2010. – с. 246-257.

Монография основывается на понимании характера как логики развёртывания литературного персонажа в тексте и посвящена описанию таких универсальных для русской литературы характеров, как «герой», «обыкновенный человек» и «маленький человек».

Краснощёкова Е. А.

Роман воспитания – Bildungsroman – на русской почве: Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский. – СПб., 2008.

В современной науке существует единодушие в признании уникальности концепции детства-отрочества-юности-молодости, которую жанр «романа воспитания» в XVIII-XIX веках внёс в литературу, способствуя постижению природы взросления человеческого существа, открытию психологической «линии» формирования личности. Признание Гончаровым порочного воспитания первопричиной человеческого несовершенства – во многих его высказываниях.

Утевский Л.С. Жизнь Гончарова. Воспоминания. Письма. Дневники. – М., 2000

Лошиц Ю. М. Гончаров. – М., 2004. – (ЖЗЛ)

Рыбасов А. П. И. А. Гончаров 1812-1891. – М., 1957. – (ЖЗЛ)

Колтельников В. А. Иван Александрович Гончаров. – М., 1993. – (Биография писателя)

И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. – (Серия литературных мемуаров)

Чижова И. Б. «Опять в душе моей тревоги и мечты» Неразделённая любовь И. А. Гончарова // Чижова И. Б. Давно исчезнувшие звуки. – М.; СПб., 2006. – с. 186-200

Кони А. Ф. И. А. Гончаров: Отрывок // Кони А. Ф. Воспоминания о писателях: Литературные очерки. СПб., 2010. – с. 158-167

Ильин В. Н. И. А. Гончаров // Ильин В. Н. Арфа Давида: Религиозно-философские мотивы русской литературы. – СПб., 2009. – с. 399-445

Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. – М., 1962

Молнар Ангелика. Поэтика романов И. А. Гончарова. М., 2004

И. А. Гончаров – критик. – М., 1981

Критика 50-х годов XIX века. – М., 2002. – (Библиотека русской критики)

И.А.Гончаров в русской критике. – М., 1958

Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма. – Л., 1938

Чемена О.М. Создание двух романов: Гончаров и шестидесятница Е. П. Майкова. – М., 1966

Ненарушаемая связь: К истории романа И. А. Гончарова «Обрыв». – М., 2009

Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». – М., 1990

Пиксанов Н. К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. – Л., 1968

Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л., 1991

Недзвецкий В. А. Творчество И. А. Гончарова. Общая характеристика.  //Недзвецкий В. А., Полтавец Е. Ю. Русская литература XIX века. 1840-1860-е годы: Курс лекций. – М., 2010. – с. 153-192

Кропоткин П. А. Идеалы и действительность в русской литературе. Глава V. Гончаров-Достоевский-Некрасов // Кропоткин П. А. Анархия, её философия, её идеал. – М., 2004. – (Антология мысли). – с. 410-424

Кантор В. К. Иван Гончаров. Попытка разбудить Россию // Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). – М., 2001. – с. 233-271

Мережковский Д. С. Гончаров // Мережковский Д. С. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы. - СПб., 2007. – (Литературные памятники). – с. 195-213