«Тревожная душа»
18 июня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.
Загадочный писатель, странное, неожиданное и резко-оригинальное явление в русской литературе. Можно ли предположить, что эти слова относятся к
И. А. Гончарову? Но именно они дружно прозвучали в 1912 году, когда русская общественность отмечала столетие со дня рождения писателя. Хрестоматийный Гончаров – загадочный писатель? Не парадоксальное ли заключение!
Среди судеб русских писателей XIX века гончаровская - одна из самых благополучных. Вместе с тем отзывы на его произведения были крайне противоречивы. Гончаров предстал перед русской общественностью писателем, роль которого в литературном процессе XIX века признана, но не объяснена.
Слава бытописателя и всеобщее признание способности Гончарова к большим социальным обобщениям заслонили не мене яркую сторону его дарования. Гончаров – художник необычайно обострённой нравственной реакции на разнообразные жизненные коллизии. За бытописателем скрывается автор, заинтересованный прежде всего человеческим содержанием любой бытовой картины, социального конфликта.
Особый интерес к созданиям Гончарова в наши дни очевиден. Он таится в характере гончаровского нравственного чувства. Оно сочетает в себе трезвость и гуманность. Суд Гончарова над своими героями бескомпромиссен и гуманен. Боль сочувствия, которую испытывает художник, соседствует с горечью осуждения. Так человеческая философия Гончарова оказывается на редкость близка, как современникам писателя, так и нам с вами.
Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. – М., 1950. В этой работе автор ставил перед собой задачу всесторонне охарактеризовать творческое наследие Гончарова, его путь как писателя, его метод, основные элементы стиля и литературные связи писателя. В книге широко использованы письма Гончарова. |
Мельник В. И. Гончаров и православие: Духовный мир писателя. М., 2008. Чрезвычайная личная скрытность Гончарова в вопросах веры, а также неявно выраженная авторская позиция в его романах привели к тому, что до сих пор неясно своеобразие его религиозных взглядов, их эволюция. Неизученность столь важной проблемы значительно искажает облик писателя, масштаб и глубину его нравственно-художественных исканий. |
Платек Я. М. «Музыка в нервах». Проза И.А.Гончарова // Платек Я. М. Под сенью дружных муз. – М., 1987. – с. 85-112. Тема «музыка и литература» не раз привлекала внимание. Автор ставит задачу очертить роль музыки в образном контексте того или иного литературного сочинения, а порой и творчества писателя в целом. Впервые с музыкальной точки зрения рассматривается творческое наследие Гончарова и прежде всего его знаменитые романы. |
Недзвецкий В. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов»: Путеводитель по тексту. – М., 2010. Как изменился первоначальный замысел романа? Каков его подлинный конфликт? Что придало заглавному герою значение общенациональное и всечеловеческое, а «обломовщину» уравняло с понятиями «гамлетизма», «платонизма», «донкихотства» и т. п.? Это только часть вопросов, ответы на которые содержит настоящая книга. |
Краснощёкова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова. – М., 1970. Устоявшееся, хрестоматийное восприятие мешает постичь глубинный смысл романа, ощутить, что «Обломов» - книга живая, очень сложная, беспощадная и трагическая. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нём «душа» книги. Понять эту «душу» - значит разгадать лучшее создание Гончарова. |
Тюпа В. И. «Обломов» И. А. Гончарова (глава первая) //Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2009. – с. 137-144. Книга посвящена проблемам аналитического рассмотрения литературных произведений в их внутренней целостности. Раскрываются теоретические вопросы, а также демонстрируется технология семиотического анализа. |
Лахманн Р. Текст: Вторжение фантазма в реализм – «Сон Обломова» Гончарова //Лахманн Р. Дискурсы фантастического /Пер. с нем. – М., 2009. – с. 210-232. Вторжение нереального в нормальный жизненный мир осуществляется при помощи различных приёмов. В гончаровском варианте иной мир – чуждый действительности и причиняющий продолжительные беспокойства реалистически представленному миру – возникает в повествовании о сновидении. Сон Обломова даёт смысловую квинтэссенцию всего романа. |
Савинков С. В., Фаустов А. А. Обыкновенная, слишком обыкновенная история (И. А. Гончаров) // Савинков С. В., Фаустов А. А. Аспекты русской литературной характерологии. – М., 2010. – с. 246-257. Монография основывается на понимании характера как логики развёртывания литературного персонажа в тексте и посвящена описанию таких универсальных для русской литературы характеров, как «герой», «обыкновенный человек» и «маленький человек». |
Краснощёкова Е. А. Роман воспитания – Bildungsroman – на русской почве: Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский. – СПб., 2008. В современной науке существует единодушие в признании уникальности концепции детства-отрочества-юности-молодости, которую жанр «романа воспитания» в XVIII-XIX веках внёс в литературу, способствуя постижению природы взросления человеческого существа, открытию психологической «линии» формирования личности. Признание Гончаровым порочного воспитания первопричиной человеческого несовершенства – во многих его высказываниях. |
Утевский Л.С. Жизнь Гончарова. Воспоминания. Письма. Дневники. – М., 2000 |
Лошиц Ю. М. Гончаров. – М., 2004. – (ЖЗЛ) |
Рыбасов А. П. И. А. Гончаров 1812-1891. – М., 1957. – (ЖЗЛ) |
Колтельников В. А. Иван Александрович Гончаров. – М., 1993. – (Биография писателя) |
И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. – (Серия литературных мемуаров) |
Чижова И. Б. «Опять в душе моей тревоги и мечты» Неразделённая любовь И. А. Гончарова // Чижова И. Б. Давно исчезнувшие звуки. – М.; СПб., 2006. – с. 186-200 |
Кони А. Ф. И. А. Гончаров: Отрывок // Кони А. Ф. Воспоминания о писателях: Литературные очерки. СПб., 2010. – с. 158-167 |
Ильин В. Н. И. А. Гончаров // Ильин В. Н. Арфа Давида: Религиозно-философские мотивы русской литературы. – СПб., 2009. – с. 399-445 |
Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. – М., 1962 |
Молнар Ангелика. Поэтика романов И. А. Гончарова. М., 2004 |
И. А. Гончаров – критик. – М., 1981 |
Критика 50-х годов XIX века. – М., 2002. – (Библиотека русской критики) |
И.А.Гончаров в русской критике. – М., 1958 |
Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма. – Л., 1938 |
Чемена О.М. Создание двух романов: Гончаров и шестидесятница Е. П. Майкова. – М., 1966 |
Ненарушаемая связь: К истории романа И. А. Гончарова «Обрыв». – М., 2009 |
Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». – М., 1990 |
Пиксанов Н. К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. – Л., 1968 |
Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л., 1991 |
Недзвецкий В. А. Творчество И. А. Гончарова. Общая характеристика. //Недзвецкий В. А., Полтавец Е. Ю. Русская литература XIX века. 1840-1860-е годы: Курс лекций. – М., 2010. – с. 153-192 |
Кропоткин П. А. Идеалы и действительность в русской литературе. Глава V. Гончаров-Достоевский-Некрасов // Кропоткин П. А. Анархия, её философия, её идеал. – М., 2004. – (Антология мысли). – с. 410-424 |
Кантор В. К. Иван Гончаров. Попытка разбудить Россию // Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). – М., 2001. – с. 233-271 |
Мережковский Д. С. Гончаров // Мережковский Д. С. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы. - СПб., 2007. – (Литературные памятники). – с. 195-213 |