«Волшебный мир драгоценных камней»
И камней восторженный гимн, как
сияние, встанет над миром.
В. Брюсов
Вряд ли отыщется человек, абсолютно безразличный к украшениям. Испокон веков люди украшали себя, применяя с этой целью в глубокой древности подручные материалы, такие как кости, камни, кожу, растения и ракушки.
Со временем материалов для украшений становилось больше, усложнялась технология изготовления, возникали новые стили и школы.
Ювелирное дело появилось, когда открыли золото. Приблизительно в это же время стали применяться большинство минералов и камней, известных сейчас.
В Средние века и в эпоху Возрождения украшения соответствовали достатку и статусу своего владельца.
На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца 16 и до середины 18 веков. Новые, непривычные формы изделий были наиболее востребованы в то время. Они отличались особой декоративностью и помпезностью.
С середины 18 столетия Европу покоряет стиль рококо - украшения становятся более тонкими, изысканными, изящными. В это время распространяется бриллиантовая огранка алмазов.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков) стали появляться известные ювелирные бренды, такие как Тиффани, Картье.
Одним из самых плодотворных для развития ювелирного дела стал период классицизма (середина 18-19 вв.). Идеалом красоты и предметом для подражания стало древнегреческое искусство.
В это время появляются первые школы ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже.
Украшения становятся более элегантными, на первое место выходит бриллиант и комплекты украшений, сделанные в едином стиле - парюры.
К концу 19 века сформировался новый стиль - модерн. Ювелиры создают индивидуальные, художественные украшения.
На рубеже 20-21 вв. в ювелирной промышленности стали широко использоваться компьютерные технологии, позволяющие создавать неповторимые стили и модели.
Таинственный мир драгоценных камней - загадочный микрокосм, всегда хранящий абсолютное молчание и одновременно рассказывающий о Вселенной.
Не перечислить все книги и литературные источники, в которых так или иначе упоминаются ювелирные украшения и драгоценные камни.
Первые упоминания о камнях мы находим в Библии. В 28 главе Ветхого Завета говорится о нательной пластинке, которая была украшена 12 драгоценными камнями.
Зачарованно читаем о героях, которым принадлежат ювелирные украшения, представляя их роскошь и блеск. Вот что увидела героиня "Войны и мира" Льва Толстого Наташа Ростова, когда приехала на свой первый бал: "Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых шеях."
У писателя
А в произведении "Гранатовый браслет" Куприн описал браслет жены. Недавно он был передан в Пушкинский дом.
Уральскими самоцветами буквально наполнена "Малахитовая шкатулка"
Самые различные литературные произведения, романсы, музыка, балеты свидетельствуют о том, что мир драгоценных камней в творчестве людей многообразен, красочен и удивительно интересен.
И мы приглашаем прикоснуться к этому миру, посмотрев нашу выставку.
Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы. Энциклопедия коллекционера / Джон Фарндон; [пер. |
Этот чарующий мир самоцветов. / М. : Дограф, 2000. - 272с., 8л.ил. |
Камни и легенды. / Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. —266с., 16с. ил. — ISBN 5-94087-085-6 В книге описываются самым знаменитые, «титулованные» минералы, с которыми связаны многочисленные легенды и суеверия, сказания и мифы разных народов мира. Систематизированы основные «полезные» и «охранные» свойства более 90 минералов, в том числе наиболее известных ювелирных (драгоценных), ювелирно-поделочных и поделочных камней-самоцветов. Читатель узнает о том, чему они «содействуют» и от чего «избавляют», о их «профилактических» и «излечивающих» свойствах, о самоцветах-«покровителях» знаков Зодиака, о «счастливых» камнях дней недели и каждого часа суток, а также о том, какой самоцвет следует дарить на день рождения любимой или лучшему другу. В книге использованы слайды с выставочными экземплярами минералов из коллекции Центрального Сибирского геологического музея Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН. Адресована любителям камней-самоцветов. |
Драгоценные камни / Светлана Гураль. — М.: Эксмо, 2008. — 304 с: ил. — ISBN 978-5-699-20610-0 В этой книге представлено более 100 самых известных в мире драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из них. Подробно описаны лечебные свойства каждого минерала, рассказано о влиянии камней на судьбу человека. Приведены сведения о том, какие существуют разновидности самоцветов, представлена информация о месторождениях всех приведенных в книге минералов. Также даны рекомендации, как нужно дарить камни, гармонично сочетать их друг с другом, к месту надевать и правильно хранить. В книге приведены наблюдения, сделанные человеком как в течение многовекового опыта «общения» с камнями, так и в ходе современных исследований. Художественное оформление издания позволит в полной мере прочувствовать красоту и богатство таинственного и блестящего мира драгоценных камней. |
Все о драгоценных камнях: Полный справочник по горным породам, минералам, драгоценным камням / Роналд Луис Боневиц; консультанты Маргарет Каррадерз, Ричард Эфтим; Автор на обл. не указан - Москва : АСТАстрель, 2006. -360с., ил. Камни - извечные спутники человека. С древних времен человек складывал дома и создавал орудия труда из камня. Они и сейчас служат материалом для изготовления украшении. Правильность форм и красота окраски издавна делали драгоценные камни и минералы объектами наблюдения любителей природы и предметами коллекционирования. В этой книге вы найдете подробное описание природных сокровищ Земли - от происхождения горных пород и драгоценных камней до их современного многогранного использования. |
Ювелирное искусство: Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Беннет Дэвид, Маскетти Даниела ; пер. с англ. Эта книга позволяет составить представление о всех типах ювелирных изделий с конца XVIII века и до конца XX столетия. В первой главе книги читатель найдет подробное описание драгоценных камней, мест их добычи и методов проверки, которые применяются для идентификации драгоценных и полудрагоценных камней, оценки их качества и установления подделок. Ювелирное искусство - книга уникальная; в ней рассказывается, почему цены на ювелирные изделия так варьируются. Информация преподносится в простой и интересной форме, а текст подкреплен многочисленными иллюстрациями. Авторы - эксперты аукционного дома «Сотби», ежегодно оценивают ювелирные изделия на сумму во много миллионов фунтов и, как никто другой, владеют информацией о том, что в данный момент представлено на рынке. Они сами отобрали для этой книги 919 превосходных цветных иллюстраций, чтобы продемонстрировать читателю, на что стоит обращать внимание при покупке старинных драгоценностей и - это не менее важно - чего избегать. Каждое изделие на этих иллюстрациях представлено в натуральную величину. Эта книга уже завоевала себе репутацию лучшего зарубежного справочника для дилеров и коллекционеров драгоценностей, а также для людей, интересующихся историей и развитием моды в ювелирном искусстве. |
Русские ювелирные украшения XVI - XX века: Из собрания Государственного Исторического музея / авт.-сост.: Первые украшения появились в глубокой древности, задолго до новой эры. Трудно установить, что проявилось у человека раньше и сильнее - потребность в одежде или желание себя украсить. Начало развития ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а позднее и серебра. Человек научился обрабатывать золото и серебро, используя замечательные свойства этих металлов: они одинаково хорошо поддаются ковке, плавятся, вытягиваются в нити. Когда же были открыты самоцветы, жемчуг, изобретена эмаль, их цветовая гамма стала использоваться для украшений. В третьем - втором тысячелетиях до новой эры уже известны сложнейшие ювелирные изделия мастеров Египта и Эгейского мира. В Древней Руси в камнях ценили не высокое качество и чистоту, не яркий блеск и материальную ценность, а главным образом их цвет - нежную голубизну сапфира, таинственную зелень изумруда, горячий цвет рубина. Камни могли быть неправильной формы, с естественными пороками, неравномерной или бледной окраски. Они монтировались каждый отдельно, иногда в богато орнаментированном эмалью, чернью или чеканкой гнезде. В основу данного издания легло собрание ювелирных украшений, хранящихся в отделе изделий из драгоценных металлов Государственного Исторического музея. В альбом вошли образцы, наиболее характерные для каждого периода ювелирных украшений, позволяющие представить себе богатство и разнообразие этого вида искусства. Список иллюстраций в конце книги содержит следующие данные: название украшения; материал, из которого оно изготовлено; технику исполнения; время производства; размер в сантиметрах; № хранения; источник поступления. Иллюстрации расположены в хронологическом порядке. В тех случаях, когда на ювелирных украшениях имеются клейма, позволяющие точно определить место и время изготовления предмета, а также автора работы, текст аннотаций включает дополнительные конкретные данные. К сожалению, клейма на ювелирных украшениях встречаются очень редко. В разделе, посвященном ювелирному искусству XX века, материал размещен хронологически и сгруппирован по авторам изделий. К книге приложен словарь специальных терминов, встречающихся в тексте. В издание включены живописные портреты соответствующих периодов. Изображенные на них ювелирные изделия не являются аналогами предметов из собрания ГИМ. Цель книги - помочь читателю в его представлении об одежде, моде, манере носить украшения людьми разных сословий и эпох. |
Ювелиры Старого Петербурга. / — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — 272 с.: ил. — ISBN 5-93572-232-1 Книга посвящена истории становления и развития школы ювелирного искусства Петербурга с момента возникновения города и до Октябрьской революции. Издание состоит из шести глав, каждая из которых посвящена определенному хронологическому периоду в развитии искусства золотых и серебряных дел мастеров Петербурга. Автор на основе архивных и литературных источников излагает сведения о ведущих ювелирах и серебряниках и анализирует их деятельность. В приложениях приведены выписки из императорских указов и «Санкт-Петербургских ведомостей» за XVIII столетие, касающиеся ювелиров, их жизни, купли и продажи ювелирных и серебряных изделий. |