Хронограф. Июль 2013 г.

Руссо Ж.-Ж.2 июля исполняется 235 лет со дня смерти французского писателя и мыслителя Жана-Жака Руссо (28.VI.1712 – 2.VII.1778).

«Побуждение к созданию исповедального произведения у Гоголя и Руссо были различны в религиозном, но не в общественном отношении. Долгом, обязанностью, подчас мучительной, называют обаписателя свои произведения. Существенно также психологическое родство этого побуждения: кроме глубокой убежденности в необходимости писания-действия это и желание понять, кто же я. "Созерцать себя, а не других" – задача, которую Гоголь в "Авторской исповеди" формулирует как новую для него, для Руссо изначально доминирует. Обратим внимание, что отношение к другому принципиально различно у двух писателей, хотя представление об избранности у обоих явно соответствует традиции, идущей от Августина. "Я один" – так начинается "Исповедь" Руссо [Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961. Т. 3. С. 9.]. Последнее его произведение – "Прогулки одинокого мечтателя"– открывается спокойно и горько: "И вот я один на земле, без брата, без ближнего, без друга – без иного собеседника, кроме самого себя" [Там же. С. 571.]. Для Руссо слово "один" означает не только одиночество, изолированность, но и непохожесть на других. Гоголь же не раз будет говорить, что он такой же, как все. Не только созерцать себя, но и публично заявить о себе чрезвычайно важно для обоих. Не случайно в замысле Руссо было публичное чтение своей "Исповеди", и лишь специальный указ лейтенанта парижской полиции Сартина помешал этим планам. Случайно ли и Гоголь говорит в пятом письме о пользе публичного чтения? Блуждание в лабиринтах Я, мистификации, неприязнь к своему облику, зафиксированному глазами других, в том числе к облику портретному, – очевидная данность отношений с самим собой у этих писателей. Можно было бы перечислить и другие значимые схождения в обстоятельствах создания книг Гоголя и Руссо. Среди них, в частности, и положение приезжего писателя, добившегося славы (речь идет не только об интеллектуально-духовном одиночестве,но и об одиночестве буквальном в чуждом пейзаже и климате); и завершающее творческий путь обоих писателей положение их "Исповедей", их отношение к писательству как к деянию, стремление этим деянием воплотить в жизнь нравственную реформу»

[Лукьянец И.В. Автобиографическая проза Гоголя и Руссо как речевое высказывание, или диалог двух исповедей. // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя / Под ред. М.Н. Виролайнен и А.А. Карпова. СПб.: Петрополис, 2011.]

Кафка Ф. 3 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося немецкоязычного писателя Франца Кафки (3.VII.1883 – 3.VI.1924).

«Знакомство Кафки с гоголевским творчеством очевидно, упоминания им произведений русского писателя не единичны, но эти упоминания находятся в ряду множества других и, кажется, не заключают в себе ничего специфического, "кафкианского" [В дневниковой записи от 14 февраля 1915 года Кафка, говоря о "бесконечной притягательной силе России", упоминает "гоголевскую тройку" (из "Мертвых душ"), а несколько позже, 14 марта, его же "статью о лирике" (вероятно, "О лиризме наших поэтов" из "Выбранных мест из переписки с друзьями"). – Franz Kafka, Tagebücher 1910–1923, Frankfurt am Main, 1976, S. 289, 291. – Прим.]. <...>

Легко понять, что прежде всего бросилось в глаза сходство повестей "Нос" и "Превращение". Виктор Эрлих, которому принадлежит приоритет серьезной, действительно научной постановки вопроса "Кафка и Гоголь", уделил этому сходству большую часть своей статьи. "Хотя гоголевское алогичное повествование не заключает в себе черты экзистенциальной трагедии, ему так же, как более мрачному рассказу Кафки, свойствен контраст между «реалистическим» способом представления и совершенно невероятным центральным событием"[«For Roman Jakobson...», The Hague, 1956, S. 102.]. <...>

Точки совпадения наблюдаются и в общей эволюции обоих писателей. Уже подмечено, что фантастика в прямом смысле этого слова присуща ранним произведениям Кафки, впоследствии же она уступает место более сложным, неявным формам [Wolfgang Kayser, The Grotesque in Art and Literature, New York – Toronto, 1966, p. 147.]. Это имеет полную аналогию в гоголевском творчестве, причем рубеж пролегает как раз через повесть "Нос", после которой фантастика в прямом смысле сходит на нет, приобретая совершенно другое качество (что не исключает наличия сходных явлений и в хронологически более ранних вещах)».

[Манн Ю. Встреча в лабиринте: Франц Кафка и Николай Гоголь // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 162–186.]

Державин Г.Р. 14 июля исполняется 270 лет со дня рождения русского поэта, драматурга и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина (14.VII.1743 – 20.VII.1816).

«Автор "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и "Мертвых душ" высказался о Державине как критик (статья "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность", 1846 г.). Сделав в завершение необходимые и традиционные оговорки по поводу невыдержанности и "неряшества" слога (тем самым повторив оценки, высказанные В.Г. Белинским), Гоголь оценивает самое главное в Державине-лирике – его узнаваемую особенность, смелое соединение несоединимого, высокого и абстрактного с конкретным и бытовым ("самых высоких слов с самыми низкими и простыми»). Гоголю близка эта поэтическая дерзость, она возможна и в прозе: высокий лиризм, пророческая восторженность и роскошь гипербол, а рядом, в глубинном сопряжении с ними, - быт, "виды обыкновенные" ("сальности", как говорили тогда критики Гоголя) и – связующий все юмор... <...>

Заслуживает внимания созвучие религиозно-философских мотивов у Гоголя и Державина. Параллельности, разумеется, здесь нет никакой: автор "Бога" всегда был чужд мистицизма (что особенно спешил отметить В.Г. Белинский). Гоголь, напротив, соединял положительный русский ум, "торжеством которого была природа внешняя", с суеверием, тоже не чуждым народной почве. Романтическая эстетика таинственного и страшного (баллады В.А. Жуковского) смело и самобытно соотносилась у Гоголя с русским народным началом, открывая в нем столь не признаваемую Белинским религиозность как один из источников национального искусства слова».

[Ионин Г.Н. Гоголь и Державин (к постановке вопроса) // Вестник Герценовского университета. 2009. № 7.]

Иванов А.А. 15 июля исполняется 155 лет со дня смерти русского художника Александра Андреевича Иванова (28.VII.1806 – 15.VII.1858).

Гоголь познакомился и подружился с Ивановым в Италии в конце 1838 г. и посвятил ему статью «Исторический живописец Иванов» в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Там Гоголь утверждал: «Теперь все чувствуют нелепость упрека в медленности и лени такому художнику, который, как труженик, сидел всю жизнь свою над работою и позабыл даже, существует ли на свете какое-нибудь наслаждение, кроме работы. С производством этой картины связалось собственное душевное дело художника - явление, слишком редкое в мире». Гоголь брал пример с Иванова в работе над вторым томом «Мертвых душ».

Как свидетельствует Ф.И. Иордан, Иванов относился к Гоголю с огромным почтением: «А.А. Иванов была странная личность; он всегда улыбался и в Гоголе видел какого-то пророка. Гоголь давал ему наставления, которые рабски слушал. <...> Иванов к Гоголю относился не только с еще большим почтением, чем мы все, но даже (особенно в тридцатых и в начале сороковых годов) с каким-то подобострастием. <...> Про свои работы ни Гоголь, ни Иванов, – эта неразлучная парочка, – никогда не разговаривали с нами. Впрочем, может быть, они про них рассуждали друг с дружкой, наедине, когда нас там не было». В картине «Явление Христа народу» Иванов изобразил Гоголя в фигуре ближайшего к Иисусу.

Летом 1841 г. Иванов писал о Гоголе своему отцу: «Гоголь – человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство... Чувства человеческие он изучал и наблюдал их, словом, человек самый интереснейший, какой только может представиться доброты».

Маяковский В.В.19 июля исполняется 120 лет со дня рождения русского поэта, публициста и драматурга Владимира Владимировича Маяковского (19.VII.1893 – 14.IV.1930).

«"Ни один из классиков не упоминался и не цитировался Маяковским так часто, как Гоголь" [Харджиев Н. Заметки о Маяковском. // Литературное наследство. – т. 65. – М. – 1958 – с. 397.].

36 произведений поэта (в том числе 18 стихотворений и 8 поэм) так или иначе связаны с именем создателя комедии "Ревизор". В 9 произведениях Гоголь или его герои упомянуты не менее двух раз. Названия трех произведений поэта являются реминисценциями из творчества прозаика. Но не менее важен тот факт, что там, где классиков "бросали с Парохода современности", Гоголь не значился: в дерзких манифестах футуристов в этого классика камней нем швыряли.

Поэт отлично знал творчество прозаика. Известно, что "Гоголь заполнил сознание Владимира" [Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество. – т. 1. – М. – 1976. – с. 23.]. Еще в период учебы в Кутаисской гимназии. Будущий поэт цитировал на память целые страницы из "Вия", с его уст не сходили словечки гоголевских персонажей. Любовь к великому сатирику Маяковский пронес через всю свою жизнь. <...>

Маяковского сравнивали с Гоголем многие. Причем, не только те, кто являлся его соратником. Первым заметил общее между знаменитым футуристом и основоположником натуральной школы Илья Репин. Еще в 1915 году во время чтения поэтом поэмы "Облако в штанах" художник-реалист восхищается: "«Темперамент! – кричит он. – Какой темперамент!» И, к недоумению многих присутствующих, сравнивает Маяковского с Гоголем, Мусоргским..." [Чуковский К. Маяковский. // В. Маяковский в воспоминаниях совpеменников». – М. – 1963. – с. 106.]

Исследователи неоднократно указывали на то, что "в отношении к художественным ресурсам разговорной речи", "к форме слова как художественному средству авторской оценки" [Гончаров Б. О поэтике Маяковского. – М. – 1973. – с. 330.] Маяковский следовал за Гоголем.

Близки позиции писателей нашей темы в лексическом окказиональном творчестве. Как бы Гоголь не экспериментировал со словом, он никогда не упускает их виду главное – его смысла, его реального значения. Из последующих русских писателей в этом отношении к Гоголю был особенно близок Маяковский, языковое экспериментаторство которого основывалось на сходных принципах».

[Харьков М.Г. Маяковский и Гоголь. // Материалы IX МНПК «Гуманiзм та освiта». – 2008.]

Чернышевский Н.Г.24 июля исполняется 185 лет со дня рождения русского философа, публициста и литературного критика Николая Гавриловича Чернышевского (24.VII.1828 – 29.X.1889).

«Общеизвестно, что Чернышевский впервые употребил термин "гоголевский период русской литературы" по отношению к эпохе тридцатых и сороковых годов. <...>

Несомненно, что произведения Гоголя сыграли огромную роль в выработке миросозерцания молодого Чернышевского, определив его отношение к дореформенной российской действительности и к господствовавшему классу – российскому дворянству. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания о Гоголе и его произведениях, встречающиеся в письмах молодого Чернышевского и в целом ряде записей его дневника... <...>

... В статье "Очерков гоголевского периода русской литературы" Чернышевский говорит: "мы называем Гоголя без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению" [Н.Г. Чернышевский. Собр. соч., изд. 1906 г., т. I, с. 35.].

"Гоголь писал о тех явлениях, которые волновали его благородную натуру, – говорит Чернышевский, – и довольствовался тем, что разоблачает эти явления; откуда возникли эти явления, каково их отношение к общим принципам нашей жизни, никто ему не говорил, а самому ему еще рано было для таких отвлеченностей отрываться от непосредственного созерцания жизни... Но впечатление, производимое безобразными явлениями жизни на его высокую и сильную натуру, было так сильно, что произведения его оживлены были энергиею негодования, о которой не имели понятия люди, бывшие его учителями и друзьями" [Н.Г. Чернышевский. Собр. соч., изд. 1906 г., т. III, с. 369—370.]».

[Берлинер Г.О. Чернышевский и Гоголь // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования / АН СССР. Ин-т рус. лит.; Под ред. В.В. Гиппиуса; Отв. ред. Ю.Г. Оксман. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.]