Хронограф. Декабрь 2012 г.
170 лет назад, 21 декабря 1842 года, в Александринском театре [на илл.] состоялась первая постановка спектакля «Женитьба».
Первоначально Гоголь собирался отдать «Женитьбу» в театр уже осенью 1835 г., но потом отложил постановку. В 1836 г. по просьбе актера
Окончательный текст Гоголь создал в 1841 г., находясь за границей. Постановка «Женитьбы» была осуществлена в Петербурге 9 (21) декабря 1842 г., а в Москве – 5 (17) февраля 1843 г.
Анонимный рецензент «Литературной газеты» писал по поводу премьеры «Женитьбы» в Александринском театре: «Театр был полон <...> В продолжение пиесы было несколько взрывов хохота. К концу, который на сцене выходит как-то не совсем эффектен, стало тише, и, когда занавес опустили, раздалось шиканье <...> Не доверяя впечатлению первого представления, мы пошли в театр, когда “Женитьбу” давали в третий раз, и вот какая нас поразила картина: рукоплескания почти не умолкали, нередко невольный хохот вырывался из уст зрителей и ясно давал знать о впечатлении, производимом пиесою; артисты, игравшие главные роли, были по несколько раз вызваны» («Лит. газета», 1842, № 50, от 20 декабря (по старому стилю. – Прим.).).
21–22 декабря 1842 г. Белинский писал
3 декабря исполняется 290 лет со дня рождения малороссийского философа, поэта, баснописца и педагога Григория Саввича Сковороды (3.XII.1722 – 9.XI.1794).
«В судьбах двух художников [
Очень актуален для обоих мыслителей мотив амбивалентности человека.
Для верной интерпретации произведений
(
3 декабря исполняется 120 лет со дня смерти русского поэта, публициста и переводчика Афанасия Афанасьевича Фета (5.XII.1820 – 3.XII.1892).
«В 1838-1839 годах Фет жил в усадьбе Погодина на Девичьем Поле. Тогда и состоялась единственная его встреча с Гоголем. Много лет спустя в мемуарах поэт вспоминал: “Все мы хорошо знали, что Николай Васильевич Гоголь проживает на антресолях в доме Погодина, но никто из нас его не видал. Только однажды, всходя на крыльцо погодинского дома, я встретился с Гоголем лицом к лицу. Его горбатый нос и светло-русые усы навсегда запечатлелись в моей памяти, хотя это была единственная в моей жизни с ним встреча” [
– Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю, – сказал Погодин, – он в этом случае лучший судья.
Через неделю я получил от Погодина тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал, это несомненное дарование»” [Там же.] <…>
Изучение творческого и эпистолярного наследия Фета позволяет утверждать, что Гоголь был в числе наиболее любимых им писателей. Особый интерес и хорошее знание творчества Гоголя, очевидно, связаны с тем, что в течение восьми лет поэт служил в кирасирском полку в Херсонской губернии. <…>
Помимо этого биографического факта особую любовь Фета к творчеству Гоголя можно объяснить близостью их мироощущения, особенно восприятия природы…»
(
12 декабря исполняется 220 лет со дня смерти русского писателя, драматурга и переводчика Дениса Ивановича Фонвизина (14.IV.1745 – 12.XII.1792).
Комедия Фонвизина “Бригадир” — «и первая… воистину русская, и первая… подлинно веселая. Пушкин очень высоко ценил веселость и крайне сожалел, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя. Говоря о гоголевских “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, Пушкин писал: “Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина” [«Современник», 1836, т. 1.].
Сопоставление Пушкиным Гоголя и Фонвизина не случайно. Гоголь, создатель русской реалистической комедии, тесно связан с Фонвизиным. Фонвизин начинал то, что Гоголь завершил. В частности, Фонвизин первый сделал решительный шаг в сторону реализма и в области комической. <…>
Говоря о “Недоросле” и “Горе от ума”, то есть о комедиях, предшествовавших его “Ревизору”, из которого окончательно изгнана любовная интрига, он писал: “Содержанье, взятое в интригу, не завязано плотно, ни мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем не много заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы лиц своих”. Этот новаторский характер сюжета привел к созданию нового типа комедий: “их можно назвать, — продолжал Гоголь, — истинно общественными комедиями, а подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов”.
Поэтому такой новый сюжет помог вскрыть глубоко и проникновенно важнейшие стороны социально-политического бытия России, “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей” [
(
13 декабря исполняется 65 лет со дня смерти русского художника, писателя, поэта, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (9.X.1874 – 13.XII.1947).
В своих воспоминаниях о детстве Николай Константинович пишет: «Была программа торжественного спектакля с портретом Гоголя. Гоголь часто ставился в ученических спектаклях и всегда был мне близок. Именно не реализм Гоголя, но его высокая духовность… особенно увлекали».
(Составлено по материалам сайта Сибирского Рериховского общества.)
24 декабря исполняется 80 лет со дня смерти русского скульптора и графика, автора памятника Н. В. Гоголю (1909) на Никитском бульваре в Москве Николая Андреевича Андреева (26.X.1873 – 24.XII.1932).
В 1880 году на празднике, организованном Обществом любителей российской словесности и посвященном открытию памятника
Торжественное открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя.
Работу
Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.
Художник Илья Репин так отзывался о памятнике: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное... Да здравствует