Хронограф. Декабрь 2012 г.

170 лет назад, 21 декабря 1842 года, в Александринском театре [на илл.] состоялась первая постановка спектакля «Женитьба».

Первоначально Гоголь собирался отдать «Женитьбу» в театр уже осенью 1835 г., но потом отложил постановку. В 1836 г. по просьбе актера М. С. Щепкина Гоголь вновь готовил «Женитьбу» для театра, но постановка опять не состоялась.

Окончательный текст Гоголь создал в 1841 г., находясь за границей. Постановка «Женитьбы» была осуществлена в Петербурге 9 (21) декабря 1842 г., а в Москве – 5 (17) февраля 1843 г.

Анонимный рецензент «Литературной газеты» писал по поводу премьеры «Женитьбы» в Александринском театре: «Театр был полон <...> В продолжение пиесы было несколько взрывов хохота. К концу, который на сцене выходит как-то не совсем эффектен, стало тише, и, когда занавес опустили, раздалось шиканье <...> Не доверяя впечатлению первого представления, мы пошли в театр, когда “Женитьбу” давали в третий раз, и вот какая нас поразила картина: рукоплескания почти не умолкали, нередко невольный хохот вырывался из уст зрителей и ясно давал знать о впечатлении, производимом пиесою; артисты, игравшие главные роли, были по несколько раз вызваны» («Лит. газета», 1842, № 50, от 20 декабря (по старому стилю. – Прим.).).

21–22 декабря 1842 г. Белинский писал В. П. Боткину: «Я сейчас из театра. “Женитьба” пала и ошикана. Играна была гнусно и подло, Сосницкий не знал даже роли. Превосходно играли Сосницкая (невесту), и очень, очень был недурен Мартынов (Подколесин). Остальные все – верх гнусности. Теперь враги Гоголя пируют» («Письма Белинского», т. II.).

3 декабря исполняется 290 лет со дня рождения малороссийского философа, поэта, баснописца и педагога Григория Саввича Сковороды (3.XII.1722 – 9.XI.1794).

«В судьбах двух художников [Н. В. Гоголя и Г. С. Сковороды. – Прим.] можно найти немало параллелей: нестандартные ходы в преподавательской деятельности, жизнь в чужих домах, предчувствие близкого смертного часа. Оба сожгли свои неудачные рукописи: Г. С. Сковорода был недоволен диалогами “Асхань”, “ожелчившися, спалил” их, но список произведения сохранился у одного из друзей философа. <…>

Н. В. Гоголю близко мистическое миропонимание украинского мыслителя: идея о том, что внешнее таит в себе внутреннее, скрывает его. <…>

Очень актуален для обоих мыслителей мотив амбивалентности человека. Г. С. Сковорода доказывает, что в любом из смертных живут двое: внутренний и внешний, вечный и временный, небесный и земной, духовный и душевный, творческий и тварный. Н. В. Гоголь высказывает аналогичные идеи. В частности, при посещении Сикстинской капеллы в Ватикане, глядя на фреску Микеланджело, он говорит А. О. Смирновой: “Тут история тайн души. Всякий из нас сто раз на дню то подлец, то ангел” [Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. – М.: Наука, 1989.]. Соответственно, при воссоздании образа жизни “подножных” людей оба писателя используют самые неприглядные краски, самые отталкивающие сравнения. <…>

Для верной интерпретации произведений Н. В. Гоголя очень важна ещё одна идея Г. С. Сковороды – идея целостности, неделимости человеческой сущности…»

(Завьялова Е. Е. Гоголь – Сковорода: в продолжение темы. – Белгород: Современный научный вестник, 2012.)

3 декабря исполняется 120 лет со дня смерти русского поэта, публициста и переводчика Афанасия Афанасьевича Фета (5.XII.1820 – 3.XII.1892).

«В 1838-1839 годах Фет жил в усадьбе Погодина на Девичьем Поле. Тогда и состоялась единственная его встреча с Гоголем. Много лет спустя в мемуарах поэт вспоминал: “Все мы хорошо знали, что Николай Васильевич Гоголь проживает на антресолях в доме Погодина, но никто из нас его не видал. Только однажды, всходя на крыльцо погодинского дома, я встретился с Гоголем лицом к лицу. Его горбатый нос и светло-русые усы навсегда запечатлелись в моей памяти, хотя это была единственная в моей жизни с ним встреча” [Фет А. Ранние годы моей жизни. М., 1893.]. Фет в это время учился в Московском университете и уже вовсю писал стихи, которые записывал в специально заведенную желтую тетрадь. “...Желтая моя тетрадка все увеличивалась в объеме, и однажды я решился отправиться к Погодину за приговором моему эстетическому стремлению.

– Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю, – сказал Погодин, – он в этом случае лучший судья.

Через неделю я получил от Погодина тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал, это несомненное дарование»” [Там же.] <…>

Изучение творческого и эпистолярного наследия Фета позволяет утверждать, что Гоголь был в числе наиболее любимых им писателей. Особый интерес и хорошее знание творчества Гоголя, очевидно, связаны с тем, что в течение восьми лет поэт служил в кирасирском полку в Херсонской губернии. <…>

Помимо этого биографического факта особую любовь Фета к творчеству Гоголя можно объяснить близостью их мироощущения, особенно восприятия природы…»

(Асланова Г. Д. Гоголь и Фет. – Н.В. Гоголь: Загадка третьего тысячелетия. – М., 2002.)

12 декабря исполняется 220 лет со дня смерти русского писателя, драматурга и переводчика Дениса Ивановича Фонвизина (14.IV.1745 – 12.XII.1792).

Комедия Фонвизина “Бригадир” — «и первая… воистину русская, и первая… подлинно веселая. Пушкин очень высоко ценил веселость и крайне сожалел, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя. Говоря о гоголевских “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, Пушкин писал: “Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина” [«Современник», 1836, т. 1.].

Сопоставление Пушкиным Гоголя и Фонвизина не случайно. Гоголь, создатель русской реалистической комедии, тесно связан с Фонвизиным. Фонвизин начинал то, что Гоголь завершил. В частности, Фонвизин первый сделал решительный шаг в сторону реализма и в области комической. <…>

Говоря о “Недоросле” и “Горе от ума”, то есть о комедиях, предшествовавших его “Ревизору”, из которого окончательно изгнана любовная интрига, он писал: “Содержанье, взятое в интригу, не завязано плотно, ни мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем не много заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы лиц своих”. Этот новаторский характер сюжета привел к созданию нового типа комедий: “их можно назвать, — продолжал Гоголь, — истинно общественными комедиями, а подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов”.

Поэтому такой новый сюжет помог вскрыть глубоко и проникновенно важнейшие стороны социально-политического бытия России, “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей” [Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений, т. VIII, Л. — М., АН СССР, 1952.]».

(Макогоненко Г. П. Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. Т. 1. М.-Л., 1959.)

13 декабря исполняется 65 лет со дня смерти русского художника, писателя, поэта, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (9.X.1874 – 13.XII.1947).

Н. К. Рерих в своих статьях очень высоко оценил Н. В. Гоголя. Он называл его сердцеведцем, провидцем. В статье «Ценность прекрасного» есть такие слова: «…Так почти сто лет тому назад переговариваются великие люди русской литературы Гоголь и Жуковский. Оба корреспондента отличались необыкновенно широкою оценкой искусства, и потому приведенные слова имеют неувядающее значение… Именно из ширины мысли, именно испытанный кругозор может давать заключения добрые, убедительные».

В своих воспоминаниях о детстве Николай Константинович пишет: «Была программа торжественного спектакля с портретом Гоголя. Гоголь часто ставился в ученических спектаклях и всегда был мне близок. Именно не реализм Гоголя, но его высокая духовность… особенно увлекали».

Н. К. Рерих в своих статьях называет Гоголя великим провидцем, мыслителем. Он говорит, что Гоголь имел право сказать устами одного из своих героев: «Всё вижу».

(Составлено по материалам сайта Сибирского Рериховского общества.)

24 декабря исполняется 80 лет со дня смерти русского скульптора и графика, автора памятника Н. В. Гоголю (1909) на Никитском бульваре в Москве Николая Андреевича Андреева (26.X.1873 – 24.XII.1932).

В 1880 году на празднике, организованном Обществом любителей российской словесности и посвященном открытию памятника А. С. Пушкину, было принято решение о создании в Москве памятника другому великому русскому писателю — Николаю Васильевичу Гоголю. Специально созданный комитет под председательством городского головы Н. Гучкова после двух безуспешных конкурсов поручил в 1906 году подготовить проект скульптору Николаю Андреевичу Андрееву.

Торжественное открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя.

Работу Н. Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Его памятник Гоголю характеризуют как одну из вершин творчества, программное произведение скульптора.

Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.

Художник Илья Репин так отзывался о памятнике: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное... Да здравствует Н. А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства».

История памятников Н. В. Гоголю в Москве.