Хронограф. Сентябрь 2012 г.
5 сентября исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя, поэта и драматурга, графа Алексея Константиновича Толстого (5.IX.1817 – 10.X.1875).
«В 1837 году Толстой съездил во Франкфурт-на-Майне, к месту службы. Там он впервые увиделся с Гоголем, с которым случилось забавное происшествие, о чем поведал со слов Алексея Толстого Пантелеймон Кулиш (писатель, биограф Гоголя – Прим.). Тот писал, что, остановись в одной из франкфуртских гостиниц, Гоголь “вздумал ехать куда-то далее и, чтобы не встретить остановки по случаю отправки веющей, велел накануне отъезда гаускнехту (то, что у нас в трактирах половой), уложить все вещи в чемодан, когда еще он будет спать, и отправить их туда-то. Утром, на другой день после этого распоряжения, посетил Гоголя граф
В декабре 1838 года в Риме Алексей Толстой снова встретился с Гоголем и был приятно поражен переменой в его внешности. Исчез смешной хохолок, не стало костюма, составленного из резких противоположностей щегольства и неряшества; отрывистая речь, прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо, сменилась плавным течением слов, и лишь глаза по-прежнему излучали доброту, веселость и любовь. Теперь у него были прекрасные белокурые волосы почти до плеч, он отпустил усы и эспаньолку, которые как-то скрадывали длинный и кривоватый нос; просторный сюртук вместо модного фрака придавал ему солидность. […]
Влияние Гоголя как исторического писателя на Алексея Толстого несомненно. Но он не обладал способностью Гоголя эпически воспарять над действительностью, передавать дух эпохи, правду поступков, не цепляясь за факты, и потому в прозе его возникала иллюстративность. Мысли его глубоки и тревожны, но воплощение их в прозе порой и самому ему казалось нарочитым, неорганичным. Пытаясь остаться поэтом, когда писал прозу, он терпел неудачи, терял чувство тонкой иронии, свойственной его стихам».
(
19 сентября исполняется 230 лет со дня рождения русского и украинского поэта, сатирика и драматурга Акима Николаевича Нахимова (19.IX.1782 – 30.VII.1814).
Во второй статье о России в «Отечественных записках»
Гоголевского «Ревизора» Белинский считает следующей ступенью эволюции сатирического жанра в русской литературе и более чем достойным продолжателем традиций, заложенных Сумароковым и Нахимовым: «В нaшe врeмя «Рeвизoр» Гoгoля явился истинным бичoм этoгo пoрoкa [сутяжничества – Прим.], кoтoрый, блaгoдaря успexaм прoсвeщeния и блaгoтвoрным усилиям прaвитeльствa, ужe прячeтся в нoры и тoлькo oттудa oсмeливaeтся, и тo укрaдкoю, высoвывaть свoю нeблaгoбрaзную и нeпристoйную физиoнoмию». (Там же.)
[На илл. – Сочинения Акима Нахимова в стихах и прозе, напечатанныя по смерти его. М., в тип.
21 сентября исполняется 180 лет со дня смерти британского писателя, поэта и историка, сэра Вальтера Скотта (15.VIII.1771 – 21.IX.1832).
«Гоголь, как и Пушкин, высоко ценил творчество Вальтера Скотта, видя в его романах принципы подлинного историзма. Выступая против реакционных взглядов Сенковского [
«Вальтер Скотт не был для него представителем охранительных начал, нежной привязанности к прошедшему, каким сделался в глазах европейской критики; все эти понятия не находили тогда в Гоголе ни малейшего отголоска и потому не могли задобривать его в пользу автора… Гоголь любил Вальтер Скотта просто с художнической точки зрения, за удивительное распределение материи рассказа, подробное обследование характеров и твердость, с которой он вел многосложное событие ко всем его результатам». ([Из воспоминаний
25 сентября исполняется 220 лет со дня рождения русского писателя, одного из основоположников русского исторического романа Ивана Ивановича Лажечникова (25.IX.1792 – 7.VII.1869).
«…В письме к Белинскому от 18 июня 1836 г. Лажечников хвалит написанные им тогда разборы Шевырева, “Постоялого двора”, [Роман
26 сентября исполняется 180 лет со дня рождения украинского композитора, фольклориста и музыкального критика Петра Петровича Сокальского (26.IX.1832 – 11.IV.1887).
«“Майская ночь” Сокальского, которую он писал четырнадцать лет (1863—1876) не была издана и поставлена на сцене. Только в концертах исполнялись отдельные отрывки из этой оперы (
От многочисленных неудачных опер, написанных на сюжет “Тараса Бульбы”, выгодно отличается опера П. Сокальского “Осада Дубно”. Однако и в этом серьезно задуманном произведении идейный замысел повести передан неполно. В центре оперы стоит не Тарас, а Андрий Бульба... Драматургически опера Сокальского не совершенна — партитура непомерно велика. Это осознал и сам композитор; после того, как “Осада Дубно” была показана на заседании Оперного комитета в Петербурге, он писал
Сокальский так определил замысел своей оперы: “Я не имел в виду сделать малороссийской оперы, а обыкновенную, общерусскую, с местным колоритом временами” (Там же, стр. 177.)» (
29 сентября исполняется 195 лет со дня рождения русского философа, драматурга и переводчика Александра Васильевича Сухово-Кобылина (29.IX.1817 – 24.III.1903).
«Уже в юности хорошо знавший искусство и любивший литературу,
Сухово-Кобылину дважды довелось лично встретиться с Гоголем. Особенное впечатление произвела на него встреча с Гоголем на пароходе в Средиземном море. Сухово-Кобылин считал Гоголя великим комиком, равного которому трудно найти среди современных писателей, и все же при личной встрече был поражен неотразимой силой юмора, который был свойствен великому писателю. […]
Разрабатывая социально-типические образы в ходе комедийного действия при помощи речевых характеристик, Сухово-Кобылин развивал традиции Грибоедова и Гоголя.
Сухово-Кобылин явился сознательным последователем Гоголя и в разработке типической ситуации в комедии… Подобно тому как в “Женитьбе” Гоголя действие не приходит к традиционной развязке — женитьбе, а вся пьеса показывает, что брак в условиях роста буржуазных отношений превращается в денежную сделку, в “Свадьбе Кречинского” свадьбы не происходит, а любовная интрига Кречинского является прикрытием аферы, цель которой — обогащение». (