Хронограф. Октябрь 2011 г.

175 лет назад, в октябре 1836 года в третьем томе журнала «Современник» впервые опубликована повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».

Первые наброски повести «Нос» относятся к концу 1832 или началу 1833 г., а ее черновая редакция была закончена не позднее августа 1834 г. В 1835 г. Гоголь приступил к окончательной обработке повести, намереваясь поместить ее в «Московском наблюдателе» - журнале, который затевался в Москве друзьями Гоголя С. П. Шевырёвым и М. П. Погодиным, и в котором Гоголь собирался принять активное участие. 18 марта 1835 г, он отправил рукопись в Москву, сопроводив ее письмом к Погодину: «Посылаю тебе нос (...) Если в случае ваша глупая цензура привяжется к тому, что нос не может быть в Казанской церкви, то, пожалуй, можно его перевести в католическую. Впрочем, я не думаю, чтобы она до такой степени уж выжила из ума». Однако «Нос» так и не появился в «Московском наблюдателе»: по позднейшему свидетельству Белинского, Шевырёв и Погодин отвергли повесть как «грязную, пошлую и тривиальную». Впервые ее напечатал Пушкин в 1836 г. в третьем номере «Современника». В примечании к «Носу» Пушкин писал: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись. Изд.» Известный критик 40-50-х годов Аполлон Григорьев назвал «Нос» «глубоким фантастическим» произведением, в котором «целая жизнь пустая, бесцельно формальная, (...) неугомонно движущаяся - встает перед вами с этим загулявшимся носом, - и, если вы ее знаете, эту жизнь,- а не знать вы ее не можете после всех тех подробностей, которые развертывает перед вами великий художник», то «миражная жизнь» вызывает в вас не только смех, но и леденящий душу ужас».

160 лет назад, 20 октября 1851 года произошло знакомство Николая Васильевича Гоголя с Иваном Сергеевичем Тургеневым.

«Меня свел к Гоголю покойный Михаил Семенович Щепкин. Помню день нашего посещения: 20-го октября 1851 года. Гоголь жил тогда в Москве, на Никитской, в доме Талызина, у графа Толстого. Мы приехали в час пополудни; он немедленно нас принял. Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее — и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке. Он был одет в темное пальто, зеленый бархатный жилет и коричневые панталоны. За неделю до того дня я его видел в театре, на представлении «Ревизора»; он сидел в ложе бель-этажа, около самой двери — и, вытянув голову, с нервическим беспокойством поглядывал на сцену, через плечи двух дюжих дам, служивших ему защитой от любопытства публики. Мне указал на него сидевший рядом со мною Ф. Я быстро обернулся, чтобы посмотреть на него; он вероятно заметил это движение и немного отодвинулся назад, в угол. Меня поразила перемена, происшедшая в нем с 41 года. Я раза два встретил его тогда у Авдотьи Петровны Е-ной. В то время он смотрел приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком, которого уже успела на порядках измыкать жизнь. Какая-то затаенная боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивались к постоянно-проницательному выражению его лица…» (Из книги «И. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания», под ред. А. Островского, Издательство Писателей в Ленинграде, 1934 г).

Глава «Гоголь (Жуковский, Крылов, Лермонтов, Загоскин)» из книги «И. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания» на сайте Биография.ру.

1 октября исполняется 220 лет со дня рождения русского писателя, государственного чиновника и общественного деятеля Сергея Тимофеевича Аксакова (01.10.1791 – 12.05.1859).

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году. Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя, но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях» «Письмо к друзьям Гоголя» (1852) и «Несколько слов о биографии Гоголя» (1853), в которых он призвал с особым вниманием и осторожностью относиться к публикации материалов о его жизни.

Одновременно и сам Аксаков приступил к написанию мемуаров. Однако эта работа вскоре прервалась на некоторое время. Снова Аксаков её возобновил после ознакомления с «Записками о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша в 1853. С большими перерывами работа над воспоминаниями продолжалась всю оставшуюся жизнь Аксакова, и, к сожалению, так и не была завершена. Сами мемуары охватывают период с 1832 по 1842 год, но к ним была добавлена переписка Аксаковых с Гоголем с небольшими комментариями за все дальнейшие годы. Отрывки из этих материалов были использованы П. А. Кулишем при подготовке своих книг. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» была опубликована лишь в 1890 году.

«История моего знакомства с Гоголем» до сих пор остается и важнейшим источником материалов к биографии великого писателя и образцовым произведением русской мемуарной литературы.

«История моего знакомства с Гоголем» С. Т. Аксакова на сайте библиотеки Мошкова.

200 лет назад, 19 октября 1811 года был основан Императорский Царскосельский лицей.

По распоряжению императора Александра I в 1810 г. в Царском Селе был основан первый в Российской Империи лицей. Первыми воспитанниками Лицея в 1811 г. стали 30 человек, шесть лет изучавших нравственные, словесные, исторические, физико-математические дисциплины, а также изящные искусства и гимнастические упражнения. Среди первого выпуска Императорского Царскосельского Лицея немало известных поэтов и писателей, а также видных государственных деятелей. 

Николай Васильевич Гоголь (окончивший Нежинскую гимназию высших наук, созданную по образу и подобию Царскосельского лицея) печатал некоторые свои произведения (как, например, несохранившийся до наших дней роман «Гетьман») в “Литературной газете” и “Северных цветах” – изданиях выпусника Царскосельского Лицея, барона Антона Антоновича Дельвига. Дельвиг рекомендовал Гоголя Жуковскому, принявшего писателя с большим радушием и, впоследствии введшего его в круг самого знаменитого выпускника Царскосельского Лицея Александра Сергеевича Пушкина.

Сайт Всероссийского музея-лицея имени А. С. Пушкина в здании Императорского Царскосельского Лицея.

23 октября исполняется 105 лет со дня смерти русского музыкального и художественного критика, историка искусств Владимира Васильевича Стасова (14.01.1824 – 23.10.1906).

Владимир Васильевич Стасов, страстный борец за реализм и народность в искусстве, не был лично знаком с Гоголем. Но его воспоминания представляют собой драгоценнейшее свидетельство современника о Гоголе, точнее — о его произведениях и той большой роли, какую играли они в формировании мировоззрения передовой, демократической молодежи 30—40-х гг. XIX в. Стасов ярко раскрывает атмосферу необыкновенного энтузиазма, с каким встречалось молодым поколением каждое новое произведение гениального русского писателя.

«Некоторые из нас (учеников Императорского училища правоведения – прим.) видели тогда тоже и «Ревизора» на сцене. Все были в восторге, как и вся вообще тогдашняя молодежь. Мы наизусть повторяли потом друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда. Дома или в гостях нам приходилось нередко вступать в горячие прения с разными пожилыми (а иной раз, к стыду, даже и не пожилыми) людьми, негодовавшими на нового идола молодежи и уверявшими, что никакой натуры у Гоголя нет, что это все его собственные выдумки и карикатуры, что таких людей вовсе нет на свете, а если и есть, то их гораздо меньше бывает в целом городе, чем тут у него в одной комедии. Схватки выходили жаркие, продолжительные, до пота на лице и на ладонях, до сверкающих глаз и глухо начинающейся ненависти или презрения, но старики не могли изменить в нас ни единой черточки, и наше фанатическое обожание Гоголя разрасталось все только больше и больше».

Полный текст статьи В. В. Стасова «Гоголь в восприятии русской молодёжи 30-40-ых гг. на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор».

30 октября исполняется 205 лет со дня рождения русского литературного критика, историка литературы и поэта Степана Петровича Шевырёва (30.10.1806 – 20.05.1864).

С. П. Шевырёв является автором нескольких критических статей по произведениям Н. В. Гоголя, который сам послал незнакомому ещё Шевырёву свой «Миргород» с просьбой «изъявить мнение» и с обещанием передать свою новую повесть в «Московский наблюдатель», в котором Шевырёв был ведущим критиком в 1835–1837 годах. В 1838 году в Риме состоялось личное знакомство, они быстро сходятся и их дружеские отношения сохраняются до самой смерти писателя. Шевырёву принадлежат две статьи о «Мёртвых душах», высоко оценённые Гоголем. В рецензии на его «Историю поэзии», предназначавшуюся для пушкинского «Современника», он охарактеризовал этот труд как «замечательное явление в нашей литературе…» 

С 1841 по 1856 год С. П. Шевырёв совместно с М. П. Погодиным издавал и редактировал стоявший на позиции официальной народности «учёно-литературный журнал» «Москвитянин», в котором печатались произведения известных писателей, в том числе сцены из «Ревизора» и «Рим» Н. В. Гоголя.

В июне 1847 года, рекомендуя Шевырёва Александре Осиповне Смирновой, Гоголь заметил: «Человек этот стоит на точке разумения, несравненно высшей, чем все другие в Москве, и в нем зреет много добра для России». Шевырёв разбирает бумаги Гоголя после его кончины, печатает сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ», готовит собрание сочинений писателя (выходит в 1855-1856 годах).

«Мы не знаем, где-то, в каком углу Малороссии, в Миргороде или в Диканьке, автор этих хохотливых вечеров отрыл клад, до сих пор в такой степени ещё невиданный в нашей литературе: это клад простодушного, искреннего, ни у кого не занятого и неистощимого смеха. Я думаю, что он нашёл его в Малороссии, что он откупорил этот весёлый дух из заветной кубышки какого-нибудь малороссиянина, потому что в литературе русской, и простонародной и образованной, мы не находим предания о такой простодушной весёлости.» (С. П. Шевырёв. «О «Миргороде» Гоголя», «Московский наблюдатель», кн. 2, 1835, март.)

По меткому определению Чернышевского, Гоголь для Шевырёва «беззаботный весельчак, который для столичных светских людей рисует преуморительные карикатуры провинции, не имеющей понятия о модных галстуках».

Статья об истории взаимоотношений Н. В. Гоголя и С. П. Шевырёва на сайте православного образовательного портала «Слово».